Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (435) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 07.10.2022

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Любимова, Ю. Ю. Проблемы незаконного использования фирменного стиля компании / Ю. Ю. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 40 (435). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/435/95234/ (дата обращения: 25.04.2024).



Статья посвящена анализу незаконного использования фирменного стиля компании, его основных составляющих частей. Фирменный стиль компании предназначен для получения наибольшей популярности у потребителей и прибыли, международного сотрудничества, возможности расширения бизнеса. Процесс выстраивания собственного узнаваемого фирменного стиля компании достаточно долгий и требует большого интеллектуального труда, поэтому важно обезопасить данный труд и защитить от незаконного использования. В связи с этим также рассмотрена важность создания фирменного стиля для компании. Исследована сущность товарного знака и проанализированы случаи незаконного использования товарного знака компании и ответственность для третьих лиц.

Ключевые слова: незаконное использование фирменного стиля, товарный знак, контрафакт, стиль компании.

Важной особенностью большинства компаний является наличие у них собственного фирменного стиля, товарного знака, бренда, который отличает их на рынке и дает преимущество для потребителей в выборе именно их товаров и услуг.

Наличие фирменного стиля особенно важно, если компания хочет или уже умеет потенциальных клиентов, большой сегмент товаров и услуг, зарекомендовала себя и хочет и дальше продвигать свое собственное производство.

Фирменный стиль компании позволяет ей быть узнаваемой, делать цену и историю своей компании. Это особенно важно для конкурентоспособного рынка, который сейчас переполнен организациями, занимающимися производством товаров и услуг, перечень и ассортимент которых ограничен лишь российским законодательством.

Фирменный стиль — это часть айдентики компании, её визуальная составляющая. Основа фирменного стиля состоит из логотипа, товарного знака, корпоративных цветов и шрифтов. Может включать эмблему, паттерны и даже персонажа.

Каждая часть фирменного стиля компании является индивидуальной и опозновательной, что вызывает спрос к данной продукции, зарекомендовавшей себя под данным стилем. В связи с этим многие части фирменного стиля компании стали незаконно использоваться конкурентами, что стало большой проблемой для многих крупных компаний, теряющих таким образом прибыль.

Одним из важных элементов фирменного стиля компании выступает товарный знак. Товарный знак представляет собой отличительное обозначение продукции, которое способствует выделению произведения на рынке среди остальных у его производителя, и дает возможность клиентам и потребителям отличить его от других.

Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) закрепляет понятие товарного знака в ст. 1477 [1]. Из данной статьи следует, что товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Несмотря на наличие легального определения, существуют определенные проблемы понимания, связанные с данным вопросом.

Компании несут существенные потери прибыли, когда на их товар и марку создается контрафакт. Контрафакт обесценивает интеллектуальную собственность, лишает ее индивидуальности и себестоимости. Многие известные бренды порой не выдерживали конкуренции на рынке с аналогичным им товаром и подделкой их товарного знака, что в свою очередь, повышало окупаемость и прибыльность контрафактной продукции.

Контрафакт по совей природе представляет собой товар или услугу, который был незаконно использован третьим лицом иного автора интеллектуальной собственности, реализованный и распространенный на незаконных основаниях вопреки воли первоначального правообладателя, с целью получения прибыли. Контрафакт нарушает исключительные права автора на созданное им. Он копирует основную идею и сущность авторского труда, тем самым лишая прибыли и признания первоначального создателя.

Многие инвесторы в связи с ростом контрафакта на мировом рынке перестают инвестирование в компании на основании утраты ими рентабельности и спроса на товар, что приводит к снижению себестоимости производства и может привести к банкротству. Все это влияет на снижение активов корпорации.

Стоит также отметить, что в настоящих условиях, после ухода многих западных компаний с рынка, одни лица стали заинтересованы в передаче своих товаров и брендов, а другие — в приобретение уже популярного бренда для получения прибыли. Многие компании уже имеют свой собственный товарный знак и заинтересованы, чтобы он оставался за ними. Однако некоторые компании все же продают свои магазины и товары, часть из которых остается под старым названием. В данном случае происходит отчуждение товарного знака одной компанией другой. Этот процесс занимает длительное время, так как для перехода товарного знака требуется заключение договора об уступке товарного знака и последующая его регистрация. И в процессе отчуждения также важно, чтобы права не были нарушены другими лицами, а переход прав был возмездным и подтвержденным. При этом многие могут воспользоваться ситуацией, и под брендом известной компании преподнести контрафакт. За данной ситуацией должен следить антимонопольный орган и принимать соответствующие меры.

Контрафакт и плагиат стал достаточно распространенным явлением, однако за нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность предусмотрена ответственность, как на российском, так и международном уровне, если это касается зарубежной компании. Третьи лица не могут без разрешения копировать или иным способом пользоваться элементами бренда компании, получать за это доход.

Законодательством за нарушение прав на товарный знак предусмотрены [4]:

– гражданско-правовая ответственность. В данном случае нарушитель будет обязан возместить убытки правообладателю товарного знака;

– административная и уголовная ответственность. В этом случае нарушитель, чьи действия могут быть отнесены к общественно опасным деяниям, подвергается наказанию со взысканием, например, денежного штрафа уже в пользу государства.

Рассмотрим пример незаконного использования товарного знака одной известной компании. Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь», выпускающая шоколад под брендом «Аленка», требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики «Славянка» (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак.

«Славянка» выпускала шоколад под названием «Алина» в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, «в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка».

Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: «Славянка» обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, «Красный Октябрь» отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом [2].

Еще одним часто незаконно используемым элементом фирменного стиля является персонаж, который хотя и не так часто используется в компаниях, однако при широкой раскрученности в дальнейшем может широко применяться для продвижения своего товара и услуг другими лицами. Незаконное использование персонажей многими не расценивается как нарушение, что не оправдывает их действия.

Примером может выступать иск компании Blizzard к разработчикам Glorious Saga. Иск основан на претензии компании из-за нарушения интеллектуальной собственности всемирно известной игры Warcraft, так как созданная ответчиком игра почти полностью копирует Warcraft, включая не только содержание, но и самих персонажей и их имена. Blizzard потребовала прекратить поддержку игры, а все исходные данные и прибыль отдать им, в том числе взыскать убытки и судебные расходы [3].

Как известно, известные персонажи могут использоваться повсеместно, изображая их на продуктах, рекламах, этикетках и прочее. Однако для такого использования, если у компании имеется зарегистрированное право на такой товарный знак (персонажа), требуется заключение соответствующего соглашения, по которому тот может возмездно использовать результат интеллектуальной деятельности и фирменного стиля другой компании.

Фирменный стиль компании создается для принесения большей прибыли, узнаваемости, выходе не только на российский, но и международный уровень. Добиться собственного стиля и признательности бывает достаточно сложно, поэтому использование товарного знака, персонажа, фирменного названия другой компанией должно пресекаться.

Таким образом, заключим, что фирменный стиль компании может создаваться и зарабатываться годами. Созданием своего «имени», узнаваемого стиля требует много времени и финансовых вложений, которые позволяют создавать, совершенствовать и внедрять в рынок свой товар или услуги. Поэтому часто особое внимание уделяется именно фирменному стилю. Он должен обладать узнаваемость и легкостью восприятия, нести понимание для потребителей, что они им предлагают или могут предложить. В связи с этим важно, чтобы фирменный стиль компании не использовался третьими лицами, а в случае такого использования те несли соответствующую ответственность и возмещали понесенный лицом ущерб.

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (часть I). — Ст. 5496.
  2. 10 самых громких споров из-за интеллектуальной собственности [Электронный ресурс]:URL:https://ria.ru/20120426/635112901.html (дата обращения: 30.09.2022).
  3. Gaming: громкие судебные споры за 2018–2019. [Электронный ресурс]:URL:https://regforum.ru/posts/4604_gaming_gromkie_sudebnye_spory_za_2018_2019/ (дата обращения: 30.09.2022).
  4. Незаконное использование товарного знака [Электронный ресурс]:URL:https://pravo.rg.ru/rubrics/question/1577/ (дата обращения: 30.09.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, фирменный стиль, фирменный стиль компании, незаконное использование, компания, интеллектуальная собственность, лицо, товар, известная компания, международный уровень.


Ключевые слова

товарный знак, контрафакт, незаконное использование фирменного стиля, стиль компании

Похожие статьи

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

Действующее законодательство в области защиты фирменных наименований, товарных знаков и

Но не только о товарные знаки и знаки обслуживания подвержены защите.

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская

интеллектуальная собственность, компания, знак обслуживания, логистическая компания...

Международно-правовая охрана интеллектуальной...

Целью Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), является

интеллектуальной деятельности, направленное на существенный рост качества товаров.

Задачей организации является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире

организациям и другим лицам, причастным к новым разработкам и их использованию.

Актуальные проблемы международной регламентации товарных...

Особое внимание уделено международной регламентации товарного знака (знака

Проведен анализ гармонизированного правового регулирования товарных знаков. Раскрывается важность товарных знаков на международном уровне для защиты

Товарные знаки обычно состоят из различных хорошо известных объектов или абстрактной графики, или символов.

Защита интеллектуальной собственности логистических...

Например, незаконное использование товарного знака логистической компании, является

За незаконное использование товарных знаков (ст.14.10 КоАП РФ) предусмотрена

Также в качестве объекта интеллектуальной собственности фирменное наименование не требует

14. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные...

Ключевые слова: товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция

Различают две формы контрафакта: незаконное использование товарного знака (знака

По данным сайта Всемирной организации интеллектуальной собственности в настоящее

товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция, поддельные товары...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий

Чаще всего подобные споры касаются коллизии прав на товарные знаки и фирменные наименования.

Чаще всего споры возникают при использовании схожих товарных знаков и фирменных наименований в

организация с тождественным фирменным наименованием.

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной...

Товарный знакзнак на товаре или его упаковке (рисунок, клеймо, этикетка)

фирменное наименование должно иметь полную и может иметь сокращенную форму

незаконное использование обозначения, тождественного фирменному наименованию; – незаконное использование обозначения, тождественного коммерческому обозначению

Содержание терминов «товарный знак» и «бренд», их соотношение

Подводя итог, хочется добавить, что в настоящее время львиную долю активов компании

Товарный знак является охраняемым приравненным к результатам интеллектуальной. Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров [1, п. 1 ст.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации изготовителя товаров или.

Незаконное использование товарного знака субъектами...

Товарный знак — это обозначение, позволяющее отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров или услуг других юридических лиц (ст. 1 Закона РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров).

Похожие статьи

Защита интеллектуальной собственности как необходимый...

Действующее законодательство в области защиты фирменных наименований, товарных знаков и

Но не только о товарные знаки и знаки обслуживания подвержены защите.

товарный знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, знак, лицо, Парижская

интеллектуальная собственность, компания, знак обслуживания, логистическая компания...

Международно-правовая охрана интеллектуальной...

Целью Парижской конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), является

интеллектуальной деятельности, направленное на существенный рост качества товаров.

Задачей организации является содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире

организациям и другим лицам, причастным к новым разработкам и их использованию.

Актуальные проблемы международной регламентации товарных...

Особое внимание уделено международной регламентации товарного знака (знака

Проведен анализ гармонизированного правового регулирования товарных знаков. Раскрывается важность товарных знаков на международном уровне для защиты

Товарные знаки обычно состоят из различных хорошо известных объектов или абстрактной графики, или символов.

Защита интеллектуальной собственности логистических...

Например, незаконное использование товарного знака логистической компании, является

За незаконное использование товарных знаков (ст.14.10 КоАП РФ) предусмотрена

Также в качестве объекта интеллектуальной собственности фирменное наименование не требует

14. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности...

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные...

Ключевые слова: товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция

Различают две формы контрафакта: незаконное использование товарного знака (знака

По данным сайта Всемирной организации интеллектуальной собственности в настоящее

товарный знак (знак обслуживания), брэнд, контрафактная продукция, поддельные товары...

Права на средства индивидуализации товаров, работ, услуг...

Клеймо из знака собственности превратилось в товарный знак, индивидуализирующий

Чаще всего подобные споры касаются коллизии прав на товарные знаки и фирменные наименования.

Чаще всего споры возникают при использовании схожих товарных знаков и фирменных наименований в

организация с тождественным фирменным наименованием.

Правовая основа защиты результатов интеллектуальной...

Товарный знакзнак на товаре или его упаковке (рисунок, клеймо, этикетка)

фирменное наименование должно иметь полную и может иметь сокращенную форму

незаконное использование обозначения, тождественного фирменному наименованию; – незаконное использование обозначения, тождественного коммерческому обозначению

Содержание терминов «товарный знак» и «бренд», их соотношение

Подводя итог, хочется добавить, что в настоящее время львиную долю активов компании

Товарный знак является охраняемым приравненным к результатам интеллектуальной. Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров [1, п. 1 ст.

Фирменные товарные знаки предназначены для идентификации изготовителя товаров или.

Незаконное использование товарного знака субъектами...

Товарный знак — это обозначение, позволяющее отличать товары и услуги одних юридических лиц от однородных товаров или услуг других юридических лиц (ст. 1 Закона РФ О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров).

Задать вопрос