В статье проанализированы особенности лишения специального управления транспортными средствами. Отмечена инициатива ввести административную ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в виде лишения права управления транспортным средством. В рамках исследования были выявлены недостатки данной инициативы, которые должны быть в дальнейшем проработаны для ее внедрения.
Ключевые слова: специальное право, лишение специального права, управление транспортными средствами, лишение специального права управления транспортными средствами.
The article analyzes the features of deprivation of special control of vehicles. The initiative to introduce administrative responsibility for the systematic commission of administrative offenses in the form of deprivation of the right to drive a vehicle was noted. As part of the study, the shortcomings of this initiative were identified, which should be further worked out for its implementation.
Keywords: special law, deprivation of a special right, driving vehicles, deprivation of a special right to drive vehicles.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 04.06.2019 № ДМ-П4–29пр Министерство юстиции России подготовило проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [1]. Новый нормативно-правовой акт позволит реализовать одну из основных целей: обеспечение безопасности дорожного движения путем снижения роста количества дорожно-транспортных происшествий. В качестве реализации данной цели законодатель предлагает ввести административную ответственность за систематическое совершение административных правонарушений в виде лишения права управления транспортным средством.
Стоит отметить, что данная инициатива предлагается не впервые. Согласно законопроекту № 226369–6 в 2016 г. предлагалось ввести балльную систему учета административных правонарушений. При совершении систематических нарушений, которые в сумме оценивались бы в двести и более баллов, последовало бы наказание в виде лишения права управления транспортным средством [2].
В новой редакции проекта КоАП Российской Федерации законодатель отказался от балльной системы и в соответствии со ст. 21.29 проекта к систематическим административным правонарушениям предлагается отнести правонарушения, являющиеся основными причинами дорожно-транспортных правонарушений. К административной ответственности будут привлекаться лица, подвергнутые три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений. Санкция статьи предполагает лишение специального права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет [5].
Отметим недостатки данной инициативы.
Так, совершение однократного грубого правонарушения и совершение правонарушения систематически приравниваются друг к другу путем назначения одного и того же административного наказания. При этом не принимается во внимание степень общественной опасности данных правонарушений. Предлагаемый законодателем перечень систематических правонарушений разносторонен. Очевидно, что вышеуказанные правонарушения имеют разную степень общественной опасности, при этом ответственность за их систематическое нарушение одинакова. Данное обстоятельство также противоречит закрепленному в проекте принципу справедливости и соразмерности.
Кроме того, ч. 4 ст. 12.9, ч. 3 ст. 12.10, ч. 3 ст. 21.12, ч. 6 ст. 21.15 проекта Кодекса предусматривают административную ответственность в качестве отягчающего обстоятельства за повторное нарушение. Но, учитывая данное обстоятельство, считаем отсутствие в списке систематически совершенных правонарушений, зафиксированных посредством технических средств, имеющих функции фотосъемки и видеозаписи, дискриминацией по отношению к лицам, привлеченным к административной ответственности повторно без использования соответствующих технических средств.
В настоящее время в Российской Федерации внедрение цифровых технологий широко шагнуло как в гражданские правоотношения, так и в сферу правового регулирования технического контроля за перемещением транспортных средств [3]. Но при этом, глава 21 КоАП РФ не содержит правового регулирования средств, использующих цифровые технологии для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения.
Кроме того, основной концепцией законопроекта является соблюдение принципов недопустимости повторного административного наказания за одно и то же административное правонарушение, а также проявления гуманизма при его назначении [4]. Однако в соответствии с предлагаемыми нововведениями лицо, совершившее административные правонарушения в совокупности с правонарушениями, которые можно отнести к систематическим, так или иначе несет повторное административное наказание, которое вдобавок является более строгим [6].
Таким образом, лишение специального права является кардинальной мерой административного принуждения и предполагает невозможность совершения лицом новых правонарушений. Однако данная мера не является профилактическим мероприятием при осуществлении безопасности дорожного движения. Кроме профилактических мер, административное наказание должно быть неотвратимым.
Литература:
1. Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: подготовлен Минюстом России [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Законопроект № 226369–6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Кобзева Е. И., Ушакова Е. В., Ткаченко Д. Г. Внедрение и совершенствование правового регулирования цифровых технологий в транспортную систему Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2021. № 2 (38). Ст. 146–154.
4. Кожевников О. А. Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: анализ отдельных положений // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 4 (50). С. 173–178.
5. Ушакова Е. В. Цифровые правоотношения как основной инструмент перехода к информационному пространству России // Трансформация вузовского образования: от локальных кейсов к тенденциям развития. Сборник материалов II всероссийской научно-практической конференции. М.: 2021. С. 255–254.
6. Ушакова Е. В., Ткаченко Д. Г. Эволюция цифровых отношений в парадигме цифрового права // Сборник статей участников V Всероссийского межвузовской научно-практической конференции. 2020. С. 131–135.