Перспективы совершенствования правовой регламентации института миграции Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 27.09.2022

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Шевченко, И. З. Перспективы совершенствования правовой регламентации института миграции Российской Федерации / И. З. Шевченко, Е. В. Шепелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95118/ (дата обращения: 23.04.2024).



Актуальность исследования. Миграция, будучи процессом, играет важнейшую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Эксперты отмечают, что миграционное законодательство России недостаточно полно соответствует потребностям и интересам работодателей и населения нашего государства. В современных реалиях российское миграционное законодательство постепенно приводится в соответствии с международными общепризнанными нормами. Все это обуславливает необходимость исследования основных проблем и путей развития правового регулирования процесса миграции в России.

Цель исследования — определить направления совершенствования правового регулирования института миграции в Российской Федерации.

Ключевые слова: миграционное законодательство, административное правонарушение, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, иностранные граждане.

На современном этапе в России происходит поэтапная переработка и анализ содержания всех правовых норм для выявления и устранения существующих пробелов и противоречий в миграционном законодательстве. Даже с учетом положительных направлений правовой регламентации правоотношений с миграционной сфере, что позволяет оптимизировать эффективное правовое регулирование в данной области, нужно обратить внимание, что действующие законодательные нормы не учитывают всех возможных проблем и требуют совершенствования. Для оценки уровня эффективности правового регулирования в сфере миграции используется ряд критериев, которыми являются следующие:

– степень разработки и согласованности понятийного аппарата;

– полнота правового регулирования порядка передвижения на территории Российской Федерации, включая въезд, выезд и пребывания иностранных граждан;

– положение правовой регламентации трудовой миграции;

– четкость правового регулирования порядка привлечения к административной ответственности за нарушение норм миграционного законодательства Российской Федерации [3, C. 108].

Изучая степень разработанности и согласованности понятийного аппарата, можно обозначить, что действующее на сегодняшний день миграционное законодательство не дает четкого определения некоторым существующим правовым категориям, что, в конечном итоге, приводит к неоднозначному толкованию норм права. Например, законодатель не закрепил четкое определение такого важного понятия, как «миграция». Вместе с этим нет четкого толкования понятия о месте пребывания в современном законодательстве, существует неопределенность в вопросе о месте пребывания, в соответствии с которым иностранное лицо или лицо без гражданства, прибывший на территорию Российской Федерации, обязан встать на учет. В частности, не определено, допускается ли и в каких случаях постановка на учет по месту нахождения принимающей стороны, не определено понятие «приглашающая сторона», не установлены ее обязанности и ответственность в случае приглашения иностранного гражданина, цель въезда на территорию России которого не соответствует заявленной.

В вопросе полноты правового регулирования общественных отношений, возникающих при любых передвижениях иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в законодательстве также имеются определенные пробелы. Например, представленная и действующая на сегодняшний день в пункте 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [2], формулировка не позволяет точно определить, с какой даты необходимо начинать отсчет пребывания иностранного гражданина и лиц без гражданства для последующего определения суммарной продолжительности его пребывания на территории Российской Федерации. В свою очередь, это не способствует единству правоприменительной практики и практики привлечения к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации [1].

Очень важным и актуальным вопросом остается вопрос относительно административного выдворения в отношении лиц, которые утратили или не имеют документы, удостоверяющие личность, а также вопрос отсутствия четко сформулированных правовых норм в этой сфере, что обусловило участившиеся подачи жалоб в Конституционный Суд Российской Федерации. Особое внимание необходимо уделить и вопросу правового регулирования проблемы отсутствия у иностранных граждан и лиц без гражданства, временно прибывших на территорию Российской Федерации, возможности их постановки и постановки членов их семей на миграционный учет.

Некоторые проблемы и недочеты имеются также и части установления порядка привлечения к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Например, законодателем предусмотрена ответственность за фиктивную постановку на миграционный учет иностранного гражданина. При этом, фиктивная постановка подразумевает постановку на учет только в жилом помещении. Кроме того, юридические лица, продающие иностранным гражданам ненастоящие регистрации, в которых в качестве адреса постановки на миграционный учет указывает адрес организации, также не могут быть привлечены к административной ответственности [5, C. 4].

Отмечается и отсутствие единого подхода в вопросе применения административного наказания в качестве выдворения мигрантов, совершивших правонарушения, а также отсутствие единого механизма привлечения к ответственности лиц, выдворенных из Российской Федерации и не имеющих разрешения на въезд на территорию государства, когда произошла замена документа, удостоверяющего личность гражданина, с изменением установочных данных. Наконец, современное законодательство не предусматривает возможности применения в качестве принудительных мер по выполнению решения о нежелательном пребывании на территории Российской Федерации к мигрантам, освобожденных из мест лишения свободы.

Анализ основных проблем правового регулирования института миграции в Российской Федерации доказывает необходимость совершенствования этого механизма и указывает на проведение целенаправленной государственной политики, направленной на формирование эффективного миграционного законодательства, соответствующего потребностям населения. Одним из вариантов решения выделенных проблем, как указывают некоторые эксперты, может стать разработка и принятие Миграционного кодекса Российской Федерации. Такое предложение не является новеллой юридической правовой доктрины. Хотя и не все эксперты и исследователи согласны с таким предложением [4, C. 66].

Так, одни авторы считают, что действительно существует необходимость принятия кодифицированного закона о миграции. Другие же придерживаются того мнения, что принятие такого документа преждевременно.

Соглашаясь с позицией первой категории авторов, отметим, что принятие в сфере миграционного законодательства на федеральном уровне основного правового акта, закрепляющего ключевые принципы управления миграционными процессами на территории нашего государства, позволило бы разрешить целый ряд проблем, в числе которых следующие:

– сбор всех действующих нормативно-правовых актов миграционной сферы в единую систему;

– переработка содержания нормативно-правовых норм для выявления и устранения имеющихся противоречий и пробелов;

– дополнение правового законодательства нормами, отвечающими существующим потребностям правового регулирования;

– проведение формирования единого понятийного аппарата, исключающего неоднозначные толкования правовых норм.

Учитывая масштабность системы правовых норм миграционного законодательства, большинство исследователей предлагают разделить будущий миграционный кодекс на общую и особенную части. Так, в общей части, как предлагается, нужно изложить основные понятия, принципы миграционной политики России и правовой статус категорий иностранных граждан. В особенную часть кодекса должны быть собраны норма, регламентирующие отдельные области правоотношений в сфере миграции (например, внутренняя миграция, трудовая деятельности иностранных граждан, временное пребывания, постановка на миграционный учет и прочее).

Принятие такого кодекса позволит развить международное сотрудничество России в сфере миграции, провести унификацию статистического учета в миграционной сфере в рамках межгосударственных объединений, включить задачи и мероприятия по реализации миграционной политики России в государственные, федерльные и региональные программы, вести учет задач государственной миграционной политики Российской Федерации при формировании федерального и регионального бюджетов, а также осуществлять постоянный мониторинг и анализ миграционных процессов на территории Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовое регулирование миграционных правоотношений в Российской Федерации в современных условиях имеет ряд проблем, основными среди которых являются существующая неопределенность полномочий федеральных и региональных органов в части регулирования процесса миграции, а также наличие большого количества несистематизированных законов и подзаконных актов. Действующее законодательство указывает на особую роль федеральных органов государственной власти в вопросах регулирования миграции, а также на значимую роль органов субъектов Федерации.

Литература:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 25.07.2022) // Российская газета. 31.12.2001. № 256.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
  3. Андриченко, Л. В. Правовые проблемы предоставления государственных услуг в сфере миграции / Л. В. Андриченко, И. В. Плюгина // Журнал российского права. — 2022. — Т. 26. — № 7. — С. 102–114.
  4. Масюк, В. В. О некоторых проблемах правоприменительной практики в сфере миграции в период пандемии коронавируса / В. В. Масюк, В. В. Горбунов // Российский следователь. — 2022. — № 8. — С. 65–68.
  5. Хабибулин, А. Г. Правовая политика в сфере миграционных отношений: правообразующий аспект / А. Г. Хабибулин, К. Р. Мурсалимов // Миграционное право. — 2021. — № 4. — С. 3–5.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, миграционное законодательство, административная ответственность, миграционный учет, правовое регулирование, гражданин, иностранный гражданин, миграционная сфера, норма, сфера миграции.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование миграционных...

К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ.

Административная ответственность за нарушение...

Ключевые слова: административная ответственность, миграционное законодательство

Например, согласно ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил

Административная ответственность в сфере миграционной... Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации.

Административно-правовое регулирование миграции в России

Третья группа правовых актов направлена на регулирование в сфере трудовой миграции. Они направлены на регулирование как внешней миграции (эмиграции и иммиграции), так и внутренней трудовой миграции иностранных граждан.

Проблемы правового положения иностранных граждан и лиц...

В рамках статьи раскрыты проблемы и особенности пребывания иностранных граждан и лиц без

195 385. 181 705. Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных

Российская Федерация , РФ , иностранный гражданин , административное выдворение

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная...

Административная ответственность в сфере миграционной...

Целью административно-правового регулирования в сфере миграционной политики

административные правонарушения в сфере миграции сосредоточены в гл. 18 КоАП РФ.

В зависимости от того, являются ли мигрантами граждане РФ или иностранные граждане

Таким образом, развитие миграционного законодательства РФ, расширение института...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционный кодекс, иностранные граждане, правовое регулирование.

Хотя деятельность по приведению законодательства РФ в сфере миграции в

3) полнота правового регулирования порядка передвижения по территории РФ

Российская Федерация , незаконная миграция , Россия , сфера миграции...

Состояние и тенденции развития миграционной политики...

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционное законодательство

В основе правового регулирования миграционными потоками в Российской Федерации

С учетом современной миграционной ситуации в стране можно проследить устоявшуюся тенденцию.

Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской...

Федеральные органы исполнительной власти Российской...

Миграционная функция проявляется в контроле за соответствием условиям норм законодательства Российской Федерации о миграции, рациональности и защищенности миграционных потоков, состоящих не только из отдельных лиц, но и социальных групп.

Сущность административно-правовых режимов в отношении...

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации. Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная.

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется.

Правовой статус мигрантов в Российской Федерации

Ключевые слова: иностранный гражданин, мигрант, правовой статус, незаконный мигрант, правосубъектность.

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция).

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование миграционных...

К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ.

Административная ответственность за нарушение...

Ключевые слова: административная ответственность, миграционное законодательство

Например, согласно ч.2 ст.18.8 КоАП РФ, нарушение иностранным гражданином правил

Административная ответственность в сфере миграционной... Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации.

Административно-правовое регулирование миграции в России

Третья группа правовых актов направлена на регулирование в сфере трудовой миграции. Они направлены на регулирование как внешней миграции (эмиграции и иммиграции), так и внутренней трудовой миграции иностранных граждан.

Проблемы правового положения иностранных граждан и лиц...

В рамках статьи раскрыты проблемы и особенности пребывания иностранных граждан и лиц без

195 385. 181 705. Количество фактов постановки на миграционный учет иностранных

Российская Федерация , РФ , иностранный гражданин , административное выдворение

Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная...

Административная ответственность в сфере миграционной...

Целью административно-правового регулирования в сфере миграционной политики

административные правонарушения в сфере миграции сосредоточены в гл. 18 КоАП РФ.

В зависимости от того, являются ли мигрантами граждане РФ или иностранные граждане

Таким образом, развитие миграционного законодательства РФ, расширение института...

Проблемы правового регулирования миграционных процессов...

Ключевые слова: миграция, миграционные потоки, миграционный кодекс, иностранные граждане, правовое регулирование.

Хотя деятельность по приведению законодательства РФ в сфере миграции в

3) полнота правового регулирования порядка передвижения по территории РФ

Российская Федерация , незаконная миграция , Россия , сфера миграции...

Состояние и тенденции развития миграционной политики...

Ключевые слова: миграция, миграционная политика, миграционное законодательство

В основе правового регулирования миграционными потоками в Российской Федерации

С учетом современной миграционной ситуации в стране можно проследить устоявшуюся тенденцию.

Андриченко Л. В., Плюгина И. В. Миграционное законодательство Российской...

Федеральные органы исполнительной власти Российской...

Миграционная функция проявляется в контроле за соответствием условиям норм законодательства Российской Федерации о миграции, рациональности и защищенности миграционных потоков, состоящих не только из отдельных лиц, но и социальных групп.

Сущность административно-правовых режимов в отношении...

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации. Российская Федерация, незаконная миграция, Россия, сфера миграции, миграционная.

В Российской Федерации правовое положение иностранных граждан регулируется.

Правовой статус мигрантов в Российской Федерации

Ключевые слова: иностранный гражданин, мигрант, правовой статус, незаконный мигрант, правосубъектность.

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (последняя редакция).

Задать вопрос