В статье представлено понятие игры, виды и их краткое описание.
Ключевые слова: дошкольное детство, игра, дошкольник.
Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной, на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науке и культуре [3].
Дошкольное детство — это наиболее «игровой» период жизни человека. Для дошкольников ведущей деятельностью является игра, дети вовлечены в игру полностью. Этому вопросу посвящены работы Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой и др. Основной потребностью ребенка-дошкольника выступает адаптация в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнение «взрослых» функций в дошкольном возрасте невозможно, у детей формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности [1].
Предпосылки игровой деятельности возникают еще в период раннего детства. Игровая деятельность формирует и развивает различные психические процессы (внимание, память, мышление и др.). В игре появляется новое отношение ребенка к окружающему миру. Развивается мотивационно-потребностная сфера психики ребенка, возникают новые мотивы деятельности и новые цели.
Сущность игровой деятельности лежит в самом процессе игры, который характеризуется наличием связанных с игровыми действиями переживаний у детей. Данные переживания являются вполне реальными несмотря на то, что в игре дети имеют дело не с реальной жизненной ситуацией, а со своего рода моделью.
Для того, чтобы у ребенка сформировалась ролевая игра необходимо его целенаправленное общение со взрослым, чтобы он мог получать представления о социальных взаимоотношениях людей. В начале развития ролевой игры дети каждый по-своему играет в соответствии с наблюдаемыми ими социальными ролями и не общается с другими детьми. Лишь после этого можно наблюдать совместную игру детей, когда каждый ребенок берет на себя ту или иную роль.
Анализируя игру целесообразно проводить различие между её сюжетом и содержанием. Сюжет игры представляет воспроизводимую в игре определенную область социальной действительности. Как правило, сюжет отражает представляет собой конкретные условия жизнедеятельности ребенка. С течением времени сюжеты игр изменяются вместе с изменениями условий жизни ребенка, его кругозора и знакомством с новыми людьми. Ребенок в этом случае старается придумать новую для себя игру. Сюжеты игр становятся сложнее, разнообразнее, имеют разные тематические области, когда в игре переплетены события и роли самых разных смысловых сфер. Вместе с изменением и усложнением игровых сюжетов увеличивается количество разнообразных игровых событий с определенными предметами, обозначаемыми в речи.
Содержание игры является тем, что конкретно воспроизводит ребенок в игре как центральный момент во взаимоотношениях людей. В содержании игр выражается то, насколько глубоко ребенок проникается в отношения и деятельность людей при реализации принятой игровой роли. В содержании могут отражаться внешняя сторона поведения человека — только то, с чем и как действует человек, также отношения человека с другими людьми, смысл человеческой деятельности. Дети могут воссоздавать в игре самые различные отношения в зависимости от наблюдаемых ими реальных отношений близких им взрослых.
Игровое действие имеет знаковый характер. В игровой деятельности проявляет себя знаковая функция сознания ребенка и её проявление имеет свои особенности.
Реализуя в игровой деятельности определенную роль, ребенок открывает для себя те отношения, которые имеют место между взрослыми людьми в их жизни, в том числе и трудовой деятельности. У ребенка в игре присутствует чувство необходимости выполнять обязанности, которые связаны с ролью, а другие дети в свою очередь требуют от него и ожидают, чтобы он без ошибок исполнял принятую на себя роль [2].
Роль в сюжетное игре предполагает то, что ребенок обязан исполнить те требования, которые предъявляются ею к его поведению, осуществляя свои права в отношении других участников игры.
Ролевая игра детей отражает собой разнообразные аспекты окружающей им реальности. Во многом она становится и сюжетом ролевой игры. В содержании игры ключевым компонентом является момент деятельности взрослых.
Особенностью игры как особого вида деятельности ребенка является, прежде всего, сочетания свободы с необходимостью подчиниться внутриигровым правилам.
Таким образом, игровая деятельность формирует все стороны психической жизни ребенка, которые и проявляются в игре. По мере осуществления игровой деятельности у ребенка повышается его познавательная активность, которая в свою очередь позволяет ребенку разрешать в игре все более трудные задачи, брать на себя все более разнообразные роли, подчиняться все более сложным правилам. В игре закрепляются знания, умения и навыки детей, поскольку здесь ребенок может их применять в различных условиях.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М., 1997. — С. 198.
- Кулагина И. Ю. Педагогическая психология / И. Ю. Кулагина. — М., 2010. — С. 134
- Петровский, А.В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. — Москва: Просвещение, 2009. — С. 412.