Целью этого исследования было изучить происхождение конфликта, стратегии разрешения и результаты у двух пар друзей детей и двух пар незнакомых детей в возрасте от двух лет и двух месяцев, и двух лет и десяти месяцев. Диады состояли либо из двух мальчиков, либо из двух девочек. Конфликтные события происходили реже между друзьями, чем между знакомыми, при этом время, проведенное в конфликте, было меньше для пар друзей. В обеих группах предпочтительными стратегиями разрешения были стойкость и уступчивость, при этом как для знакомых, так и для друзей преобладали выигрыш / проигрыш.
Ключевые слова: конфликт, гендерные различия, дети.
Конфликт и разрешение межличностных конфликтов является центральной чертой социальной компетентности в детстве (Джоши, 2008 год), а также имеет основополагающее значение для установления и поддержания дружеских отношений. Независимо от возраста, время, проведенное в социальных условиях, периодически приводит к некоторым конфликтам. Конфликт между маленькими детьми обычно вращается вокруг совместного использования ресурсов или игрушек (Каплан и др., 1991) [7]. Это особенно актуально в ситуациях группового ухода, когда происходит неравномерное распределение ресурсов (Хей и Росс, 1982). На сегодняшний день большинство исследований, посвященных разрешению конфликтов, было проведено с детьми в возрасте от трех лет и старше. Отдельные исследования, проведенные с младенцами и детьми, изучали конфликты и разрешение конфликтов [5].
Однако эти исследования были сосредоточены на малознакомых сверстниках, а не на друзьях (например, Каплан и др., 1991; Хей и Росс, 1982). Это исследование представляет собой первую попытку изучить причины конфликтов и стратегии разрешения конфликтов в дружбе с детьми. Он также направлен на выявление различий между количеством и характером конфликтных событий и последующими используемыми стратегиями разрешения конфликтов между двумя парами идентифицированных друзей и двумя парами мало знакомых. Малознакомые представляют собой сверстников, которые взаимодействовали друг с другом в течение определенного периода времени, не формируя дружбы. Наконец, при использовании одной пары мальчиков и одной пары девочек в каждой из категорий друзей и мало знакомых также будет изучена роль пола [4].
По мере того, как все большее число маленьких детей проводят продолжительные периоды времени в учреждениях группового ухода, отношения со сверстниками младенцев и детей приобретают все большее значение (Хоуз, 1988; Уэйли и Рубенштейн, 1994). Следовательно, социальные взаимодействия и способность взаимодействовать со сверстниками являются жизненно важными навыками для детей (Витмер, 2008). Неотъемлемым компонентом социального взаимодействия является конфликт и способность разрешать споры мирным путем (Лаурсен и др., 2001). Дети, которые не развивают эти навыки, подвергаются риску социального отвержения и дезадаптации (Лаурсен и др., 2001; Ньюкомб и др., 1993). Таким образом, необходимо понять истоки конфликта внутри этой конкретной группы и методы, используемые для разрешения разногласий [1].
Предыдущие исследования показали, что у детей, особенно у тех, кто учится в дошкольных учреждениях, развиваются различные отношения, в том числе дружеские (Хоуз, 1983, 1988) хоуз. Было обнаружено, что взаимодействия внутри этой конкретной группы качественно различаются в зависимости от конструктов знакомства и предпочтений (Глисон и Хоманн, 2006; Греве, 2009; Хоуз, 1983). Исследования постоянно концентрировались на наличии положительных черт дружбы, таких как шесть характеристик, определенных Уйли и Рубенштейн (1994): помощь, лояльность, близость, сходство, совместное использование и ритуальная активность. Областью, требующей дальнейшего изучения, являются негативные аспекты дружбы детей, особенно роль конфликта, важность которого подчеркивается в исследованиях дружбы, проводимых с детьми старшего возраста и взрослыми (Готтман, 1983; Хартуп и др., 1988; Хинде и др., 1985; Schneider, 2000; Себанк, 2003). Это исследование направлено на то, чтобы дать начальное понимание этой конструкции в отношении детей [12].
Широко признано, что социальные взаимодействия в раннем детстве важны для долгосрочного развития (Чен и др., 2001; Хэй, 1984; Миз и Лэдд, 1990). Специфическим компонентомчен социальных взаимодействий, который связан с моральным и социальным обучением, является конфликт (Чен и др., 2001). Частота конфликтов в социальных условиях предоставляет возможности для развития навыков разрешения конфликтов, которые учитывают точку зрения других (Чен и др., 2001; Хартуп и др., 1988; Шанц, 1985). Разрешение конфликтов отражает социальные процессы и процессы взаимоотношений, когда дети, способные разрешать разногласия мирным путем, имеют больше шансов вступить в дружеские отношения и получить признание сверстников (Джоши, 2008). Кроме того, связи между разрешением конфликтов и социальным и эмоциональным развитием привели к растущему пониманию положительной роли конфликтных процессов в налаживании дружбы (Адамс и Лорсен, 2007; Хейзен и Браунелл, 1999) [9].
Пиаже (1932) выявил важность конфликта для изменений в развитии, если рассматривать его в контексте разногласий, ведущих к когнитивным сдвигам в понимании. Таким образом, конфликты со сверстниками, особенно возникающие в рамках диадических отношений, все чаще рассматриваются как важные, если не необходимые факторы, способствующие когнитивному, моральному и социальному развитию (Чен и др., 2001; Доплер-Бурасса и др., 2008; Лаурсен и др., 2001; Шанц, 1987; Шанц и Хобарт, 1989).
Прошлые исследования выявили различия в разрешении конфликтов и конфликтов в соответствии с ключевыми характеристиками ребенка. Чен и коллеги (2001) отметили возрастные изменения и прогрессии развития в отношении происхождения конфликтов и их последующего разрешения. Различия также были обнаружены в зависимости от пола (Хартуп и Лорсен, 1993) [6].
Гендерные различия наблюдались в отношении конфликтов и разрешения конфликтов с раннего и среднего детства, с различными результатами. Каплан и др. (1991) сообщается, что преобладание девочек в триаде детей привело к вдвое большему количеству конфликтов, чем у мальчиков. Напротив, исследование детей дошкольного возраста показало, что мальчики чаще вступают в конфликты, чем девочки (Хартуп и Лорсен, 1993). Аналогичным образом, в двух исследованиях детей первого и второго классов было обнаружено, что мальчики чаще участвуют в конфликтных ситуациях по сравнению с девочками (Шанц, 1986; Шанц, 1985). Что касается разрешения конфликтов, триады детей, в которых доминируют мальчики, демонстрировали более добровольные решения и с большей вероятностью вступали в мирные взаимодействия после конфликта, чем те, в которых большинство девочек (Каплан и др., 1991). Однако в исследовании детей дошкольного возраста, Хартуп и др. (1988) установлено, что пол не имеет значения в отношении разрешения конфликтов. В совокупности эти результаты свидетельствуют о том, что, хотя пол может быть существенной переменной, влияющей на события конфликта, его влияние может различаться в зависимости от возраста вовлеченных детей.
Еще одним различием в конфликтных событиях, в которых участвовали мальчики и девочки, была степень использования вербальных средств. В диадах мальчиков одно- и двухсложные высказывания использовались для выражения возражений и желаний, таких как «нет» и «мое». Напротив, девушки-диады использовали более длинные высказывания, в том числе «не твой пластилин» и «нет, я сделаю это».
Все конфликты, возникающие во взаимодействии мальчиков, были сосредоточены на предметах, а конфликты в парах девочек были сосредоточены на контроле поведения (40 %). Стратегии разрешения конфликтов, используемые мальчиками и девочками, также различались. Стратегия разрешения конфликтов, основанная на уступке, доминировала в конфликтных ситуациях мальчиков (75 %), при этом девочки большую часть времени проявляли твердость (60 %). Независимо от используемой стратегии разрешения, наиболее распространенным результатом конфликта была победа / поражение, на долю которой приходится 100 процентов конфликтов между мальчиками и 80 процентов конфликтов между девочками. Тем не менее, конфликты в девичьих диадах также приводили к частичным результатам равенства в 20 процентах случаев. Мальчики-диады демонстрировали последовательные модели уступок и результатов выигрыша / проигрыша [2].
За каждой личностью, которая решает конфликт, скрываются определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть его принадлежность к полу. Мужчины и женщины отличаются многими сферами — в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, что и в различных ситуациях они действуют по-разному.
Литература:
- Адамс Лорсен. (2007) Корреляты конфликта: разногласия не обязательно вредны. Журнал семейной психологии 21 (3): 445–458.
- Айзенберг, Гарви, С. (1981) Использование детьми вербальных стратегий при разрешении конфликтов. Дискурсивные процессы 4: 149–170.
- Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 320 с.
- Воронина, О. А. Феминизм и гендерное равенство / О. А. Воронина. — Москва: Едиториал УРСС, 2004. — 320 с.
- Геодакян, В. А. Эволюционная теория пола / В. А. Геодакян // Природа. — 1991. № 8. — С.60–69.
- Глисон, Т.Р., Хоманн, Л.М. (2006) Концепции реальной и воображаемой дружбы в раннем детстве. Социальное развитие 15 (1): 128–144.
- Готтман, Дж.М. (1983) Как дети становятся друзьями. Монографии Общества исследований в области развития ребенка 48 (3): 1–86.
- Греве, А (2009) Дружба и участие среди маленьких детей в норвежском детском саду. В: Бертельсен, Д., Браунли, Дж., Йоханссон, Э. (ред.) Совместное обучение в ранние годы. Нью-Йорк: Ратледж, 78–92.
- Громова, О. М. Конфликтология. / О. М. Громова. — Москва: ГАУ, 1993. — 430 с.
- Грошев, И. В. Половой диморфизм и поведение в конфликте / И. В. Грошев // Психология. — 1996. № 6. — С.13–15.
- Деготарди, С. (2008) Взгляд в сторону и взгляд внутрь: размышления о проведении наблюдательных исследований в детском саду. Первые годы: Нга Тау Туатахи. Новозеландский журнал по образованию младенцев и малышей 10 (2): 15–19.
- Департамент психологии и образования // Сайт Дальневосточного федерального университета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.dvfu.ru/schools/school_of_humanities/departments/the-department-of-psychology-and-pedagogy/?clear_cache=Y. (Дата обращения: 24.07.2022).
- Джоши, разрешение конфликтов между друзьями в среднем детстве (2008). Журнал генетической психологии 169 (2): 133–148.