Данная статья посвящена новому взгляду на обучение данному виду легкой атлетики, с использованием средств и методов тренировки для разностороннего развития физических качеств воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации и достижения максимального результата. Приведенные нами рекомендации основаны на многолетнем опыте подготовки спортсменов, занимающихся прыжками в длину, на результатах тестирований, проводимых на всех этапах подготовки. Данные рекомендации смогут помочь начинающим тренерам в данном виде спорте, а их воспитанникам помогут добиться высоких спортивных результатов.
Ключевые слова: прыжки в длину, легкая атлетика, методы и средства.
Набор воспитанников в секцию по Легкой атлетике в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации происходит в первой половине сентября (количество занимающихся до 15 человек) после чего начинается период начальной подготовки. Основными упражнениями, которые выносятся на проверку (для тех, кто хочет заниматься прыжками в длину с разбега) являются:
- бег на 30 м с высокого старта
- прыжок в длину с разбега
- тройной прыжок с места
Тренировки проходят 3 раза в неделю по 90 минут, в течении года даются упражнения, которые развиваю у воспитанников быстроту. Через полгода от начала занятий нужно повторно провести контроль по исходным упражнениям и посмотреть какой прирост произошел за этот период; если прогресс составляет 10 % и более — то это хороший результат для дальнейшей специализации в прыжках в длину.
Основными задачами на этапе начальной подготовки являются:
- Развитие быстроты движения
- Укрепление суставов и увеличение силы мышц
- Развитие прыгучести
На этапе начальной подготовки целесообразно использовать в конце тренировки игровой метод, он позволит выполнять задание без угрозы утомления (для воспитанников 5–7 классов). В данном периоде происходит изучение элементов техники прыжков в длину.
Немаловажную роль играет общая физическая подготовка, главной задачей которой является создание мышечного корсета, укрепление мышц туловища и ног. Упражнения, относящиеся к общей физической подготовке можно разделить с отягощением и без него — задания с партнером или с собственным весом; упражнения для укрепления спины, брюшного пресса, косых мышц туловища, груди, а также мышц передней и задней поверхности бедра, приводящих и отводящих мышц.
Пример упражнений с отягощением («с блином») 5,10 кг — в зависимости от возраста и подготовленности:
- Сгибания и разгибания прямых рук над головой (следить, чтоб
- не разводились сильно локти); выполнять 15–30 раз, 2–5 серий.
- Блин на согнутых руках за головой, выполнить наклон вперед
- до положения, при котором туловище будет параллельно опоре (полу) (добиваться, чтобы воспитанники держали спину прямо; выполнять
- 15–30 раз, 2–5 серии.
- Блин на согнутых руках за головой, выполнять наклоны вправо/влево 10–20 раз в каждую сторону, 2–5 серий.
- Блин перед грудью на согнутых руках, выполнять круговые движения вправо/влево по 10–20 раз в каждую сторону, 2–5 серий.
Для укрепления мышц туловища используются упражнений с гантелями, набивными мячами, упражнения в парах и другие.
Наивысший результат в прыжках в длину с разбега на прямую зависит от скорости разбега, быстроты отталкивания, угла вылета и техники приземления, то есть от специальной физической подготовки.
Скорость определяется частотой движения при оптимальной длине шаге, для этого могут быть использованы футбольные барьеры высотой до 10–15 см, которые расставляются на расстояние друг от друга 1 м. 25см — 1м. 50см для выполнения ускорения с максимальной скоростью.
Примерный комплекс упражнений:
- Бег с различной скоростью на отрезках в 30–60 м. 3–8 раз.
- Многоскоки с ноги на ногу, на одной ноге по 20–40 м. 2–4 раза.
- Серийные прыжки на двух ногах через препятствия разной высоты.
- 4–6 раз через 2–6 препятствий.
- Прыжковые упражнения с небольшими (0,5–3 кг) отягощениями.
- 6–8 раз.
- С разбега в 2–6 шагов сделать прыжок в длину и приземлиться сидя
- на прямые ноги на гимнастические маты 3–8 раз.
- Из положения шага сделать энергичный мах сильно согнутой ногой
- и одноименной толчковой ноге рукой. Другой согнутой рукой мах
- в сторону — вверх. В конце движения резко остановить мах ногой
- и руками. 2–6 серий по 6–10 раз.
- Спрыгнуть с высоты 30–50 см с последующим прыжком вверх, отталкиваясь двумя ногами. 6–12 раз.
- Упражнения силового характера и на гибкость с использованием тренажеров.
Развитие прыгучести является одной из первостепенных задач в тренировке прыгунов в длину. Целесообразно использовать прыжки и упражнения для укрепления мышц стопы: подскоки, «пружинка», бег с выносом прямых ног вперед, прыжки с одновременным отталкиванием двумя ногами от земли (стопы параллельно друг другу, ноги выпрямлены в коленных суставах), прыжки на правой/левой ноге с поджатием колен к груди и другие.
Помимо развития скоростно-силовых качеств, необходимым условием для достижения высоких спортивных результатов в прыжках в длину является высокий уровень технической подготовки спортсменов. Для обучения и совершенствования техники прыжка в длину используются следующие упражнения:
- прыжки в длину с места
- прыжки с маха с приземлением в выпад
- прыжки в длину с одного, трех, пяти и семи шагов разбега
Основное внимание обращается на правильное выполнение воспитанниками полета «в шаге».
Для прыгунов в длину также очень важно овладеть ритмом разбега.
Для этого используются препятствия с разной расстановкой, чтобы была возможность менять длину шага во время бега.
Для увеличения скорости отталкивания эффективным средством являются прыжки с пониженной опоры. Для этого ставятся три плинта, каждый плинт ниже предыдущего. Для более быстрого пробегания последних шагов разбега перед плинтами устанавливаются препятствия высотой 10 см: последние 4 препятствия перед плинтами устанавливаются на расстоянии 1м. 30см. — 1м. 50см. друг от друга, и следующие 4 препятствия на расстоянии 1м. 60см. — 1м. 90см.
Для обучения технике отталкивания и полета «в шаге» используются прыжки с повышенной опоры. Для этого перед ямой для приземления устанавливаются три плинта, последний самый высокий. Занимающиеся выполняют подбежку 2–3 шага, пробегают по плинтам, отталкиваются с самого высокого плинта, выполняют вылет «в шаге» с последующим приземлением в низкий присед.
Наиболее важные средства тренировки, использование которых необходимо для достижения высоких спортивных результатов в этом виде легкой атлетики.
- Для развития скоростных качеств — упражнения для развития частоты движений:
– ускорения с использованием препятствий с укороченной расстановкой;
– чередование бега и прыжков: подбежка, 5 многоскоков через препятствия с переходом в ускорение. Расстояние между препятствиями можно постепенно увеличивать в соответствии с уровнем подготовки спортсменов.
– то же упражнение выполняется поочередно на правой и левой ноге.
- Для увеличения силы отталкивания и оптимизации угла вылета «в шаге»:
– прыжки «в шаге»
– прыжки «в шаге» через один беговой шаг
– прыжки «в шаге» через 3 и 5 беговых шагов
- Для совершенствования техники полета и приземления (все упражнения выполняются в яму для приземления):
– прыжок в длину с места
– прыжок с одного шага «в шаге», акцент на выполнение маха
– прыжок с трех беговых шагов с приземлением в присед, акцент на выполнение маха и техники приземления
– прыжок с семи беговых шагов
– прыжок с семи беговых шагов с фиксированной длиной шага (на разбег устанавливаются препятствия высотой 10 см., расстановка препятствий на последних трех шагах чуть короче, чем в начале разбега).
Заключение
Данные упражнения позволяют всесторонне развивать начинающих спортсменов в прыжках в длину с использованием рекомендуемых средств и методов тренировки в процессе подготовки сборных команд по легкой атлетике в системе обучения в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации и достижения максимального результата.
Литература:
- Баева, Т. Е. Применение статистических методов в педагогическом исследовании/Т. Е. Баева, С. Н. Бекасова, В. А. Чистяков. — СПб.: НИИХ, 2011. — 81 с.
- 3еличёнок, В. Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора/В. Б. Зеличёнок, В. Г. Никитушкина, В. П. Губа.- М.: Терра-Спорт, 2010.- 240 с.
- Солодков, А.С., Сологуб Е. Б. Физиология: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. изд. 2-е, испр. и доп/ А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб.- М.:Олимпия Пресс, 2015.- 528 с.
- http://manezh-spb.ru/informatsiya/methodical/moseev-metod