Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Традиционные физические закономерности как база развития авиации

Физика
05.09.2022
217
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, О. М. Традиционные физические закономерности как база развития авиации / О. М. Иванова, В. А. Логинов, Н. С. Кузьмяк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94732/.


Авторы предлагают к рассмотрению развитие самолётов в России на основе традиционных законов физики.

Ключевые слова: физические закономерности, самолёт.

Для цивилизационного развития особенно ценными являются связь и взаимовлияние физики и техники. Тяга человечества к знаниям — это не самоцель. Она вызвана потребностью людей в обеспечении собственного бытия. Вследствие этого крупные физические открытия всегда приводят к техническим переворотам, появлению новых технических наук и созданию на их базе новейших технологий. Все современные промышленные технологии базируются на трудах великих физиков. Связь физики и техники является двусторонней. Любое значимое физическое открытие расширяет потенциалы техники. Развиваясь и совершенствуясь, техника также дает физике более совершенные приборы, устройства, методы исследования, санкционирующие ей изучать ранее недоступные явления природы. Это в свою очередь приводит к новым физическим открытиям. Современная физика революционно реформирует все области техники, в том числе военной (например, авиации).

Начало Второй мировой войны послужило импульсом развития российской авиации, так как появилась первоочередная задача: обеспечение полётов тяжелых бомбардировщиков эскортами истребителей. Возникли новые коллективы авиаконструкторов С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, П. О. Сухого, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева [1]. Их разработки строились на знании физических закономерностей механики, аэродинамики, термодинамики, электромагнетизма.

На основе физических принципов в этих КБ осуществлялись работы:

1) по созданию фюзеляжа самолёта с хорошей обтекаемостью носовой части с целью уменьшения силы лобового сопротивления на основе законов гидроаэродинамики;

2) по упрощению топливной и тормозной системы, требующей соблюдения законов трения и термодинамики;

3) по разработке конструкции планера, позволявшей нести вооружение, бомбовую нагрузку (при необходимости), топливо на основе законов механики и термодинамики;

4) по разработке и использованию навигационных приборов, принципы функционирования которых базируются на распределении Больцмана, законах электродинамики;

5) по повышению летно-технических характеристик (горизонтальной скорости, высоты и дальности полёта) на основе законов классической механики, гидродинамики;

6) по обеспечению живучести самолёта, позволяющей совершать в экстренном случае горизонтальный полёт с одним двигателем на основе законов динамики абсолютно твердого тела;

7) по созданию хорошей устойчивости и управляемости на основе законов динамики абсолютно твёрдого тела;

8) по выбору параметров крыла для обеспечения его жёсткости, повышения критической скорости флаттера, зависящей от конструкции самолета. Резонанс приводит к разрушению летательного аппарата, поэтому необходим учёт законов незатухающих автоколебаний всех элементов. Это особенно важно при достижении самолётом сверхзвуковых скоростей;

9) по разработке и усовершенствованию отечественных двигателей на основе принципов термодинамики;

10) по обеспечению максимальной боевой эффективности на основе законов механики и электромагнетизма [2].

В сравнительном анализе лётно-технических характеристик самолётов рассмотрим только некоторые, связанные с классической механикой:

1) потолок полёта, представляющий собой максимальную высоту подъёма в конкретных географических, метеорологических условиях и работе всех двигателей, создающих необходимую подъёмную силу;

2) дальность полёта, равная длине траектории самолёта в стандартных атмосферных условиях (на уровне моря атмосферное давление равно 101,325 кПа, температура 288 К и относительная влажность 0 %) [3] в режиме от полной заправки самолёта до полной выработки топлива. Расход топлива должен обеспечивать ряд процедур (запуск и опробование двигателя, допосадочное и послепосадочное руление, взлёт, посадка и прочее).

3) горизонтальная скорость в условиях спокойной атмосферы;

4) бомбовая нагрузка [4].

В таблице 1 приведены данные лётно-технических характеристик некоторых самолётов РККА в период ВОВ.

Таблица 1

Лётно-технические характеристики некоторых самолётов РККА периода Великой Отечественной войны

Тип

Горизонтальная

скорость, км/ч

Потолок

полета, м

Дальность, км

Боевая нагрузка, т

Источник

Истребители

И-15

350

9800

750

0,040

[5]

И-153

444

11000

740

0,200

[6]

Ла-7

680

10700

635–800

0,200

[7]

МиГ-3

592

12000

576

0,200

[8]

Як-3

645

10700

1050

0,569

[9]

Бомбардировщики

АНТ-40

450

7800

2300

1,600

[10]

ДБ-3

439

9300

3800

2,500

[11]

Пе-2

452

8800

1200

0,5–1,0

[12]

Як-4

533

10000

960–1200

0,4–0,8

[13]

Як-6

230

3380

900

0,500

[14]

Как видно из таблицы 1, самолёты РККА незначительно отличались по горизонтальной скорости движения. Наибольшая была у Ла-7, а наименьшая — у Як-6. Самой большой дальностью полёта обладал бомбардировщик ДБ-3, а наименьшей — истребитель МиГ-3. Максимальной высотой подъёма обладал истребитель МиГ-3, а наименьшей — бомбардировщик Як-6.

Создание самолетов ВКС РФ, отвечающих современным вызовам, требовали новых подходов, в частности:

1) обеспечение применения автоматизированных систем, использующих законы квантовой физики;

2) обеспечения хорошей связи при полете на звуковых и сверхзвуковых скоростях на основе законов электродинамики, квантовой оптики;

3) постановка пассивной и активной защиты на основе законов квантовой физики, квантовой оптики, термодинамики;

4) полная замена импортных комплектующих на отечественные, отвечающих физическим закономерностям.

В таблице 2 приведены данные лётно-технических характеристик некоторых современных самолётов ВКС РФ.

Таблица 2

Лётно-технические характеристики ряда самолётов ВКС РФ

Тип

Горизонтальная

скорость, км/ч

Потолок

полета, м

Дальность, км

Боевая нагрузка, т

Источник

Истребители

МиГ-29

2450

17000

1500–2100

3

[15]

Миг-31

3100

30000

3000

9

[16]

МиГ-35

2410

17500

3500

7

[17]

Су-27

2500

22500

800–2400

4,43

[18]

Су-57

2130

20000

2000–4300

1,3–1,6

[19]

Бомбардировщики

Ту-95

890–905

11900

6500

20

[20]

Ту-22М3

2300

13500

5500

24

[21]

Ту-160

2230

16000

13950

45

[22]

Как видно из таблицы 2, максимальной высотой подъёма обладает истребитель МиГ-31, а наименьшей — бомбардировщик Ту-95.

Итак, в работе рассмотрен ряд самолётов двух исторических периодов России, принципы действия которых построены на физических закономерностях, и проведен анализ их лётно-технических характеристик.

Литература:

  1. Все об авиации: большая энциклопедия/ авт.-сост. Л. Е. Сытин. Москва: АСТ. — 2018. — 640 с.
  2. Степанов В. А. Развитие советской авиации накануне Великой Отечественной войны. М.: Нестор. — 2006. — 238 с.
  3. Стандартные условия [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Стандартные условия
  4. Словарь военных терминов / сост. А. М. Плехов. М.: Военнздат. — 1988. — 335 с.
  5. И-15 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/И-15
  6. И-153 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/И-153
  7. Ла-7 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ла-7
  8. МиГ-3 [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia. org/ wiki /МиГ-3
  9. Як-3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-3
  10. АНТ-40 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /АНТ-40
  11. ДБ-3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ДБ-3
  12. Пе-2 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пе-2
  13. Як-4 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-4
  14. Як-6 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-6
  15. Миг-29 [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Миг-29
  16. Миг-31 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миг-31
  17. Миг-35 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миг-35.
  18. Су-27 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-27
  19. Су-57 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-57
  20. Ту-95 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-95
  21. Ту-22М3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ту-22М3
  22. Ту-160 [Электронный ресурс]. URL: https://ruikipedia.org/wiki/Ту-160
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
физические закономерности
самолёт
Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 7-9):
Часть 1 (стр. 1-75)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 7-9стр. 75

Молодой учёный