Авторы предлагают к рассмотрению развитие самолётов в России на основе традиционных законов физики.
Ключевые слова: физические закономерности, самолёт.
Для цивилизационного развития особенно ценными являются связь и взаимовлияние физики и техники. Тяга человечества к знаниям — это не самоцель. Она вызвана потребностью людей в обеспечении собственного бытия. Вследствие этого крупные физические открытия всегда приводят к техническим переворотам, появлению новых технических наук и созданию на их базе новейших технологий. Все современные промышленные технологии базируются на трудах великих физиков. Связь физики и техники является двусторонней. Любое значимое физическое открытие расширяет потенциалы техники. Развиваясь и совершенствуясь, техника также дает физике более совершенные приборы, устройства, методы исследования, санкционирующие ей изучать ранее недоступные явления природы. Это в свою очередь приводит к новым физическим открытиям. Современная физика революционно реформирует все области техники, в том числе военной (например, авиации).
Начало Второй мировой войны послужило импульсом развития российской авиации, так как появилась первоочередная задача: обеспечение полётов тяжелых бомбардировщиков эскортами истребителей. Возникли новые коллективы авиаконструкторов С. В. Ильюшина, С. А. Лавочкина, В. М. Петлякова, П. О. Сухого, А. Н. Туполева, А. С. Яковлева [1]. Их разработки строились на знании физических закономерностей механики, аэродинамики, термодинамики, электромагнетизма.
На основе физических принципов в этих КБ осуществлялись работы:
1) по созданию фюзеляжа самолёта с хорошей обтекаемостью носовой части с целью уменьшения силы лобового сопротивления на основе законов гидроаэродинамики;
2) по упрощению топливной и тормозной системы, требующей соблюдения законов трения и термодинамики;
3) по разработке конструкции планера, позволявшей нести вооружение, бомбовую нагрузку (при необходимости), топливо на основе законов механики и термодинамики;
4) по разработке и использованию навигационных приборов, принципы функционирования которых базируются на распределении Больцмана, законах электродинамики;
5) по повышению летно-технических характеристик (горизонтальной скорости, высоты и дальности полёта) на основе законов классической механики, гидродинамики;
6) по обеспечению живучести самолёта, позволяющей совершать в экстренном случае горизонтальный полёт с одним двигателем на основе законов динамики абсолютно твердого тела;
7) по созданию хорошей устойчивости и управляемости на основе законов динамики абсолютно твёрдого тела;
8) по выбору параметров крыла для обеспечения его жёсткости, повышения критической скорости флаттера, зависящей от конструкции самолета. Резонанс приводит к разрушению летательного аппарата, поэтому необходим учёт законов незатухающих автоколебаний всех элементов. Это особенно важно при достижении самолётом сверхзвуковых скоростей;
9) по разработке и усовершенствованию отечественных двигателей на основе принципов термодинамики;
10) по обеспечению максимальной боевой эффективности на основе законов механики и электромагнетизма [2].
В сравнительном анализе лётно-технических характеристик самолётов рассмотрим только некоторые, связанные с классической механикой:
1) потолок полёта, представляющий собой максимальную высоту подъёма в конкретных географических, метеорологических условиях и работе всех двигателей, создающих необходимую подъёмную силу;
2) дальность полёта, равная длине траектории самолёта в стандартных атмосферных условиях (на уровне моря атмосферное давление равно 101,325 кПа, температура 288 К и относительная влажность 0 %) [3] в режиме от полной заправки самолёта до полной выработки топлива. Расход топлива должен обеспечивать ряд процедур (запуск и опробование двигателя, допосадочное и послепосадочное руление, взлёт, посадка и прочее).
3) горизонтальная скорость в условиях спокойной атмосферы;
4) бомбовая нагрузка [4].
В таблице 1 приведены данные лётно-технических характеристик некоторых самолётов РККА в период ВОВ.
Таблица 1
Лётно-технические характеристики некоторых самолётов РККА периода Великой Отечественной войны
Тип |
Горизонтальная скорость, км/ч |
Потолок полета, м |
Дальность, км |
Боевая нагрузка, т |
Источник |
Истребители |
|||||
И-15 |
350 |
9800 |
750 |
0,040 |
[5] |
И-153 |
444 |
11000 |
740 |
0,200 |
[6] |
Ла-7 |
680 |
10700 |
635–800 |
0,200 |
[7] |
МиГ-3 |
592 |
12000 |
576 |
0,200 |
[8] |
Як-3 |
645 |
10700 |
1050 |
0,569 |
[9] |
Бомбардировщики |
|||||
АНТ-40 |
450 |
7800 |
2300 |
1,600 |
[10] |
ДБ-3 |
439 |
9300 |
3800 |
2,500 |
[11] |
Пе-2 |
452 |
8800 |
1200 |
0,5–1,0 |
[12] |
Як-4 |
533 |
10000 |
960–1200 |
0,4–0,8 |
[13] |
Як-6 |
230 |
3380 |
900 |
0,500 |
[14] |
Как видно из таблицы 1, самолёты РККА незначительно отличались по горизонтальной скорости движения. Наибольшая была у Ла-7, а наименьшая — у Як-6. Самой большой дальностью полёта обладал бомбардировщик ДБ-3, а наименьшей — истребитель МиГ-3. Максимальной высотой подъёма обладал истребитель МиГ-3, а наименьшей — бомбардировщик Як-6.
Создание самолетов ВКС РФ, отвечающих современным вызовам, требовали новых подходов, в частности:
1) обеспечение применения автоматизированных систем, использующих законы квантовой физики;
2) обеспечения хорошей связи при полете на звуковых и сверхзвуковых скоростях на основе законов электродинамики, квантовой оптики;
3) постановка пассивной и активной защиты на основе законов квантовой физики, квантовой оптики, термодинамики;
4) полная замена импортных комплектующих на отечественные, отвечающих физическим закономерностям.
В таблице 2 приведены данные лётно-технических характеристик некоторых современных самолётов ВКС РФ.
Таблица 2
Лётно-технические характеристики ряда самолётов ВКС РФ
Тип |
Горизонтальная скорость, км/ч |
Потолок полета, м |
Дальность, км |
Боевая нагрузка, т |
Источник |
Истребители |
|||||
МиГ-29 |
2450 |
17000 |
1500–2100 |
3 |
[15] |
Миг-31 |
3100 |
30000 |
3000 |
9 |
[16] |
МиГ-35 |
2410 |
17500 |
3500 |
7 |
[17] |
Су-27 |
2500 |
22500 |
800–2400 |
4,43 |
[18] |
Су-57 |
2130 |
20000 |
2000–4300 |
1,3–1,6 |
[19] |
Бомбардировщики |
|||||
Ту-95 |
890–905 |
11900 |
6500 |
20 |
[20] |
Ту-22М3 |
2300 |
13500 |
5500 |
24 |
[21] |
Ту-160 |
2230 |
16000 |
13950 |
45 |
[22] |
Как видно из таблицы 2, максимальной высотой подъёма обладает истребитель МиГ-31, а наименьшей — бомбардировщик Ту-95.
Итак, в работе рассмотрен ряд самолётов двух исторических периодов России, принципы действия которых построены на физических закономерностях, и проведен анализ их лётно-технических характеристик.
Литература:
- Все об авиации: большая энциклопедия/ авт.-сост. Л. Е. Сытин. Москва: АСТ. — 2018. — 640 с.
- Степанов В. А. Развитие советской авиации накануне Великой Отечественной войны. М.: Нестор. — 2006. — 238 с.
- Стандартные условия [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Стандартные условия
- Словарь военных терминов / сост. А. М. Плехов. М.: Военнздат. — 1988. — 335 с.
- И-15 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/И-15
- И-153 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/И-153
- Ла-7 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ла-7
- МиГ-3 [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia. org/ wiki /МиГ-3
- Як-3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-3
- АНТ-40 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /АНТ-40
- ДБ-3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ДБ-3
- Пе-2 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пе-2
- Як-4 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-4
- Як-6 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Як-6
- Миг-29 [Электронный ресурс]. URL: https://ru. wikipedia.org/wiki/Миг-29
- Миг-31 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миг-31
- Миг-35 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Миг-35.
- Су-27 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-27
- Су-57 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-57
- Ту-95 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ту-95
- Ту-22М3 [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ту-22М3
- Ту-160 [Электронный ресурс]. URL: https://ruikipedia.org/wiki/Ту-160