Теоретико-правовой анализ развития регулирования субъектов естественных монополий в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (430) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.09.2022

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, Е. И. Теоретико-правовой анализ развития регулирования субъектов естественных монополий в Российской Федерации / Е. И. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94665/ (дата обращения: 20.04.2024).



В рамках настоящей статьи проанализированы значимые аспекты развития государственного регулирования субъектов естественных монополий. Содержание выявленных признаков естественных монополий позволяет отметить возрастающую роль антимонопольной политики как комплексного явления, выражающего волю государства в сфере создания конкретной среды. Сделан вывод о необходимости использования всех отработанных в мировой практике инструментов по управлению процессами демонополизации рынков.

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, государственная политика, монополия, конкурентная среда.

Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий является значимой проблемой для стран с рыночной экономикой, поскольку деятельность предприятий подобного типа напрямую влияет на благосостояние общества. Эта тема становится особенно актуальной для России, где социально-экономическая ситуация нередко является нестабильной, а законодательная база в области регулирования монополий, необходимая для обеспечения достойного уровня жизни населения и построения стабильной экономики, имеет ряд недостатков. Целью регулирования деятельности подобных предприятий, выступающих на рынке как естественные монополисты, в первую очередь является установление специального порядка при осуществлении деятельности и реализация полного контроля за исполнением установленных правил к подобным компаниям, для того, чтобы защитить потребителей соответствующих товаров и услуг, а равно ограничить конкуретные начала в той или иной отрасли, если достижение чистой конкуренции экономически нецелесообразно [5, с. 16].

Российская практика регулирования естественных монополий в целом во многом исходит из опыта зарубежных стран. В частности, характер государственного воздействия на функционирование субъектов естественных монополий предопределяется комплексом факторов, характеризующих конкретное состояние рыночной экономики. Так, например, можно сказать, что монопольная организация рынков определяется технологическими особенностями.

Учитывая особую роль естественных монополий для жизни общества и государства, их правовое регулирование, как показывает в том числе и зарубежный опыт развитых стран, является важной частью государственной политики, стремящейся обеспечить эффективное функционирование рыночных механизмов. Рассматривая нормативно-правовую базу регулирования естественных монополий, можно сделать вывод, что ее основу составляет комплекс нормативно-правовых актов, принятых в целях регламентации конкурентных начал рыночной экономики. Нормы Конституции РФ [1] как Основного закона страны играют важную роль в иерархии любого законодательства, как и правового регулирования монополии и конкуренции. Ключевым законодательным актов в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон № 147-ФЗ) [2].

Можно выделить следующие признаки субъектов естественных монополий:

– естественные монополии имеют возможность экономии от масштабов капитала и производства. Указанные масштабы достигаются в результате достижения субъекта-монополистом лидерства в научно-технической сфере, централизации производства и др.;

– создание естественной монополии позволяет сократить трансакционные издержки. При этом возрастают издержки контроля, которые связаны с ростом предприятия;

– естественная монополия характеризуется значительным географическим распределением, функционированием в рамках определенного пространства.

Использование методов активной конкурентной политики скорее имеет достижение целей в долгосрочном периоде. Снижение барьеров входа, создание новых рынков и реализация других методов конкурентной политики требует согласованной деятельности различных ведомств, вплоть до некоторой реструктуризации административной системы. Последнее, естественно, является неактуальным способом проведения экономической политики. Поэтому в настоящее время более активно используются методы защитной конкурентной политики, которые позволяют обеспечить ощутимый эффект в краткосрочном периоде, при этом существует также возможность их подстраивания под структурные и экономические диспропорции. Но при видимых краткосрочных эффектах накапливаются негативные долгосрочные эффекты, поскольку сама проблема не решается. В итоге в долгосрочном периоде издержки от применения защитных методов оказываются больше, чем они могли быть в случае применения методов активной конкурентной политики.

Соответственно, современная институциональная среда, сформированная в результате экономических реформ, актуализирует использование больше методов защитной политики в ущерб активной конкурентной политики. Вышеперечисленное явно демонстрирует подмену антимонопольной политики антимонопольным регулированием. Согласно сущности антимонопольной политики, она подразумевает комплекс мероприятий государства в сфере защиты конкуренции, состоящий из запретов на действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, и методов наказания за данные действия [4, с. 10].

Другими словами, в законодательстве прописывается конкретно, что не должны делать бизнес, органы исполнительной власти и т. д., чтобы не допустить ограничение конкуренции. Антимонопольное же регулирование подразумевает комплекс мероприятий государства в сфере конкуренции, направленный на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, предписывающий действия участникам рынка, навязывание им конкретных мероприятий, способствующих созданию и поддержанию конкурентной среды на соответствующих рынках. При антимонопольном регулировании определяется, что конкретно должен делать хозяйствующий субъект, чтобы не допустить ограничения конкуренции.

В данном случае имеется противоречие. Регламентация хозяйственной деятельности субъекта, с одной стороны, является инструментом регулирования, с другой стороны — является ограничителем конкурентной среды. Соответственно, трансформационные ограничения задают крен в направлении регулирования, что дополнительно обременяет современную антимонопольную политику — реализация целей должна происходить посредством отказа от регуляционных методов в пользу методов активной конкурентной политики. В сложившейся ситуации представляется целесообразным возвратиться к анализу и взвешенному использованию всех отработанных в мировой практике инструментов по управлению процессами демонополизации рынков.

Важным этапом на пути обеспечения конкуренции стало развитие института саморегулирования. В рамках реализации государственной политики, направленной на снижение степени давления государственных предприятий и государственных органов власти на свободные рыночные отношения и защиту интересов субъектов предпринимательской деятельности был принят такой нормативно-правовой акт, как Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [3]. Основной задачей данного закона является создание условий для создания саморегулируемых организаций в различных сферах профессиональной и предпринимательской деятельности. Планируется, что в результате внедрения инструментов саморегулирования, государство постепенно будет вытеснено из регулирования тех сфер общественных отношений, присутствие в которых государства неоправданно и излишне с точки зрения антимонопольного регулирования. Институт саморегулирования направлен, в первую очередь, на создание условий, которые способствуют эффективному функционированию всех организаций различного профиля, появлению у них дополнительных конкурентных преимуществ, что является необходимым инструментом уменьшения монополизации. В этой связи можно говорить о том, что цели саморегулирования пересекаются с целями антимонопольного регулирования.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что естественные монополии являются важной частью любого государства. Несмотря на ряд достигнутых успехов в модернизации антимонопольного регулирования и позитивные оценки зарубежных и отечественных экспертов российского антимонопольного законодательства, уровень конкуренции в России продолжает оставаться на достаточно низких отметках, что существенно затрудняет экономическое развитие всего государства. Основная цель реформирования антимонопольного регулирования заключается в создании в рамках российской экономической системы такого режима рыночной конкуренции, который позволит обеспечить наиболее продуктивную деятельность и процветание экономики и страны в целом.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 4 июля 2020 г. — N 144.
  2. Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О естественных монополиях» // Российская газета. — N 164. — 24.08.1995.
  3. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. — N 273. — 06.12.2007.
  4. Буркеева, Р. Г. Организационно-экономические формы и функции естественной монополии в капиталистической экономике / Р. Г. Буркеева, С. Н. Булганина. — Текст: непосредственный // Экономические науки. — 2021. — № 195. — С. 7–14.
  5. Маркова, Ю. Е. Анализ современных проблем реформирования естественных монополий в Российской Федерации / Ю. Е. Маркова. — Текст: непосредственный // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 9–2 (79). — С. 13–19.
Основные термины (генерируются автоматически): антимонопольное регулирование, активная конкурентная политика, монополия, антимонопольная политика, государственная политика, конкурентная среда, рыночная экономика, естественная монополия, предпринимательская деятельность, эффективное функционирование.


Похожие статьи

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ. Несмотря на реальные убытки, создаваемые недобросовестными фирмами-монополистами...

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в

Монополия — это естественное или искусственное состояние рынка, при

Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в...

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер...

антимонопольная политика, монополия, оптимизация затрат, государство, рынок, система управления, антимонопольное законодательство, государственное регулирование, конкурентный рынок, несовершенная...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.

Антимонопольная политика современной России

В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной...

Государственное регулирование экономики: методы и цели

Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует

По мнению Е. П. Губина государственное регулирование экономики — это деятельность государства в...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция

Конкуренция является основой рыночных отношений и развития экономики, так как обеспечивает доступ

Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о...

Роль антимонопольной политики в России | Статья в журнале...

Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.

Взаимодействие органов власти и государства в процессе...

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, взаимодействие органов власти и

Антимонопольное регулирование также будет успешно в том случае, если все участники

Подтвержден интерес и роль государства по отношению к активным субъектам на рынке...

Похожие статьи

Регулирование монопольной деятельности посредством мер...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, регулирование монопольной деятельности, стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ. Несмотря на реальные убытки, создаваемые недобросовестными фирмами-монополистами...

Правовое регулирование защиты конкуренции...

Вопросами изучения антимонопольного регулирования и правового регулирования развития конкуренции в

Монополия — это естественное или искусственное состояние рынка, при

Артемьева И. И. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в...

Антимонопольная политика — комплекс государственных мер...

антимонопольная политика, монополия, оптимизация затрат, государство, рынок, система управления, антимонопольное законодательство, государственное регулирование, конкурентный рынок, несовершенная...

Основные характеристики антимонопольной политики в России

 Данная статья раскрывает суть антимонопольной политики Российской Федерации, ее основные цели, методы и характеристики

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции.

Антимонопольная политика современной России

В данной статье рассмотрена антимонопольная политика современной России. Проанализированы проблемы в сфере антимонопольного регулирования в РФ и пути их решения, рассмотрены основные направления и цели деятельности Федеральной...

Государственное регулирование экономики: методы и цели

Государственная политика весьма сильно зависит от непосредственной деятельности

Монополия — это рыночная структура, в которой одно предприятие контролирует

По мнению Е. П. Губина государственное регулирование экономики — это деятельность государства в...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Ключевые слова: антимонопольное законодательство, монополия, конкуренция

Конкуренция является основой рыночных отношений и развития экономики, так как обеспечивает доступ

Анашенко И. К. Антимонопольное законодательство и основания для рассмотрения дела о...

Роль антимонопольной политики в России | Статья в журнале...

Россия, антимонопольное регулирование, антимонопольное законодательство, антимонопольная политика, возникновение монополий, деятельность, орган, российское антимонопольное законодательство, США, ФАС России.

Взаимодействие органов власти и государства в процессе...

Ключевые слова: антимонопольное регулирование, взаимодействие органов власти и

Антимонопольное регулирование также будет успешно в том случае, если все участники

Подтвержден интерес и роль государства по отношению к активным субъектам на рынке...

Задать вопрос