Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Григорян В. Д. Условия развития креативного сознания личности в процессе подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 318-320. — URL https://moluch.ru/archive/43/5239/ (дата обращения: 12.12.2018).

В процессе профессиональной подготовки будущего специалиста социально-культурной сферы используются компоненты общекультурной и общепрофессиональной компетенций, положенные в основу государственного образовательного стандарта для бакалавров соответствующего профиля. Среди качеств общекультурной компетенции перечисленных в ФГОС ВПО по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», которыми должен обладать специалист (бакалавр), можно выделить наиболее общие компетенции личности такого профессионала: владение культурой мышления, стремление к саморазвитию, медиаграмотность, способность критически мыслить, владение иностранным языком, способность к кооперации с коллегами и т.д.

Но интегральным качеством специалистов указанной сферы является способность к «дивергентному (креативному) мышлению», ныне часто отождествляемому с творческим мышлением, при том, что само собой термин «креативный» в переводе с английского означает «творческий» [1, с. 138]. Разница между этими двумя, на первый взгляд одинаковыми понятиями, заключается в критериях оценки, а также в семантических особенностях языков, из которых они вышли и в контексте современной педагогической деятельности употребляются, часто дублируя и подменяя друг друга. Результаты этих двух типов мышления выражаются в продуктах деятельности, которые возникли в результате актуализации содержания мыслительных процессов протекающих в ходе ее осуществления. В итоге, творческий продукт отличается качественно новыми характеристиками по отношению к предшественникам, он уникален, в то время как креативный продукт может быть только оригинальной, т.е. более совершенной или альтернативной формой уже существующего продукта. На выходе получается два разных подхода к осуществлению тех видов деятельности, которые представлены перед специалистом социально-культурной сферы.

В современной образовательном процессе наметился курс на модернизацию сферы экономической деятельности, инициированный государством. Это связано с общим трендом на модернизацию и технологическое развитие экономики Российской Федерации, с чем связано создание одноименной комиссии при президенте России в 2009-м году. Согласно пункту №3 Положения о Комиссии в ее задачи входит рассмотрение вопросов, касающихся выработки государственной политики в области модернизации и технологического развития экономики России [2]. Термин «модернизация» буквально предполагающий «осовременивание», вместе с технологическим развитием не ставит перед специалистами иных целей, кроме как совершенствования уже существующего и его развития, т.е. эволюции. Это и предполагает, что перед выпускником современного вуза ставятся задачи в поиске новых креативных решений для тех видов деятельности, которые он должен осуществлять, но не создания новых видов деятельности в связи с появлением чего-то качественно нового и открытого в результате творчества. В социально-культурной деятельности, примером таких креативных подходов может послужить создание в г. Москве сети библиотечных интеллект-центров, возникших в результате слияния секторов культурно-массовой работы с традиционными библиотеками. Отдельно вопросу деятельности таких учреждений посвящены публикации аспиранта Московского государственного университета культуры и искусств Ж.Б. Хохловой «Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности» и «Социально-психологические подходы к проблеме креативности личности».

Факторы современной культурной и образовательной среды, влияющие на развитие креативного мышления будущих специалистов, не всегда учитываются в рамках существующих стандартов ввиду скорости происходящих изменений, поэтому попробуем остановиться лишь на некоторых из них, которые могу быть выведены и использованы в рамках различных форм образовательной работы со студентами.

Одним из условий развития креативных способностей будущих специалистов социально-культурной сферы является приобщение учащихся к студенческой научной деятельности, которая не является строго регламентированной положениями о студенческих научных организациях, чаще выступает в роли факультатива и позволяет развивать среди учащихся позитивную систему мотивации, основанную на внутренних потребностях в познании и саморазвитии. Такое участие позволяет сформировать личность определенного качества, привить ей в процессе осуществления деятельности своеобразную культуру мышления, самодисциплину и другие положительные качества, которые несет в себе этика человека занятого в поисково-творческой деятельности. Кроме того, выстроить работу научных студенческих объединений сегодня невозможно без использования современных средств электронной коммуникации и обратной связи между профессорско-преподавательским составом и участниками студенческих научных объединений. Прежде всего, это создание и использование Интернет-проектов для структурных подразделений учебного заведения, через которые осуществляется научная работа со студентами, с привязкой к ним различных модулей социальных ресурсов, через которые может осуществляться выход на проект с других веб-ресурсов и обратная связь с пользователями социальных сетей, которыми чаще всего являются именно студенты. Кроме того необходимо активное внедрение в повседневную практику использования студентами почтовых электронных ресурсов, поскольку такой базовый и универсальный инструмент коммуникации в сети Интернет поддерживает информационную культуру личности, которой не приходится быть пассивным субъектом, зависимым от инструментов работы с информацией в пределах одного веб-ресурса. В целом это приводит к необходимости выбора адекватных моделей медиаобразования, основные задачи которого предполагают следующее: «подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [3, с. 555]. Наиболее подходящими в нашем случае представляются «социокультурные модели», предполагающие социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, зрительной памяти, интерпретации, анализа, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров и т.д.), опирающиеся в основном на социокультурную, культурологическую, семиотическую, этическую теории медиаобразования и теорию развития критического мышления [4]. Такие модели способствую не только развитию всех вышеперечисленных качеств личности, но и развитию информационной культуры студента в рамках формирования его общекультурной компетенции. Стоит отметить, что обозначенный процесс не может быть ограничен только сферой применения в нем Интернет-технологий, поскольку компьютерная грамотность не может существовать без компьютера, однако информационная культура была задолго до появления первых вычислительных машин. Именно умение работать с текстами в новых форматах, способность к их анализу и обобщению и отличает простое использование информации от знания, которое было сформировано на базе различных источников, в том числе и электронных.

Другим условием развития креативного мышления будущих специалистов социально-культурной сферы является также знание иностранного языка, о чем также упоминается в соответствующем разделе федерального государственного стандарта. Как упоминалось выше, принимая участие в студенческой науке, студенты не только приобретают навыки перечисленные в рамках задач поставленных социокультурными медиаобразовательными моделями, но и приобретают позитивные навыки развития собственной информационной культуры. Чаще всего участие в студенческой науке предполагает возможность для студентов попрактиковаться в приобретении опыта публичных выступлений, что в свою очередь требует от них качественных навыков устной и письменной речи. Роль языка в этом процессе в целом может быть сформулирована в рамках определения предлагаемого П.В. Алексеевым и А.В. Паниным: «Признание существования информации в чистом виде, т.е. независимо и от словесного и от жестового языка, не нарушает положения о том, что мышление и язык тесно связаны друг с другом. Без языка или другого аналогичного средства выражения образов и мыслей человек так и оставался бы со своей «чистой» информацией наедине, не смог бы общаться с другими людьми; более того, он не смог бы и формировать абстрактные образы и абстрактное мышление; коммуникативная функция языка является в этом отношении ведущей. При помощи языка устанавливается взаимопонимание. С его помощью развивается познавательный процесс, осуществляется прогресс науки, культуры, цивилизации. Язык – материальная форма мышления» [5, с. 313]. Таким образом, язык, выступающий как средство овеществления человеческой мысли предстает механизмом для поиска множества решений и чем богаче речевая культура, тем больше пространство для поиска и выражения необходимых идей в процессе креативного поиска. Овладение иностранным языком позволяет расширить языковое пространство личности, поскольку требует от него также и способности мыслить на двух языках или если угодно нескольких, таким образом, вырабатывая множество представлений о проблеме с которой он сталкивается в предметной среде. По мнению академика А.А. Леонтьева: «Речь не есть простая вербализация, подыскивание и наклеивание словесных ярлычков к мыслительным сущностям; это творческая интеллектуальная деятельность, включенная в общую систему психической и иной деятельности человека. Это – решение задачи, это действие в проблемной ситуации, которое может осуществляться и с опорой на язык» [6, с. 118].

Таким образом, с опорой на язык в развитии креативных способностей студента изучения иностранных языков позволяют формировать и укреплять 4 основных параметра мышления согласно определению американского психолога Дж. Гилфорда: 1. Оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне, стремление найти свое собственное решение; 2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения и обнаружить возможность нового использования данного объекта; 3. Обратная адаптивная гибкость – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые стороны; 4. Способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, особенно там, где нет предпосылок к формированию новых идей [7]. Стоит сказать, что согласно концепции Дж. Гилфорда такое мышление определяется как «дивергентное» т.е. расходящееся, в отличие от алгоритмичного – конвергентного, а интеллектуальные способности личности обладающей таким типом мышления характеризуются термином креативности.

Немаловажным будет отметить, что «дивергентное мышление» и «креативные способности» взаимозависимые понятия, однако условия развития «креативного сознания» в рамках формирования общекультурной компетенции специалиста социально-культурной сферы требуют некоторого уточняющего обобщения. Согласно определению известного советского философа и психолога А.Г. Спиркина: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». И далее продолжает: «Творческая активность сознания заключается также в актах продуктивного воображения, фантазии, в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины путем формирования оригинального мнения, гипотезы и их проверки, создания теории, в творческой комбинации элементов познавательного содержания и продуцирования новых идей и идеалов, в духовном управлении как практической деятельностью, так и самими психическими процессами» [8, с. 83-88]. Таким образом, речь в обоих случаях идет о способностях сознания, что приближает оба утверждения именно к характеристике «креативных способностей», выступающих как следствие отражаемое параметрами дивергентного мышления. В этой связи условия развития креативного сознания, обладают формирующим воздействием на студентов в образовательном процессе, который рассчитан на получение личности необходимого качества для раскрытия ею потенциала освоенной общекультурной компетенции.


Литература:

  1. Серия «Словарная классика». В.К. Мюллер. Англо-Русский словарь 115 тысяч слов. Переработанное издание (Н. Симонова, Г. Уильямс) с грамматическим приложением. М.: – ЛадКом, 2011. 720 с.

  2. Указ Президента РФ от 20.05.2009 N 579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России» // Совет при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию России: сайт. Москва, 2009. URL: http://i-russia.ru/media/files/41d3a4aeb55e2e0a19e3.docx (дата обращения: 14.07.2012)

  3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – Т.1. 608 с.

  4. Терминологический словарь: модели медиаобразования (media education models) // Информационная грамотность и медиаобразование для всех: сайт. Югра, 2007. URL: http://www.mediagram.ru/dictionary/text_203.html (дата обращения: 14.07.2012)

  5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. 608 с.

  6. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. 365 с.

  7. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление (стр. 2) // Психология человека: сайт, 2011. URL: http://www.shsgroup.ru/mishlenie/5_2.php (дата обращения: 14.07.2012)

  8. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М.: Политиздат, 1972. 303 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социально-культурная сфера, иностранный язык, условие развития, язык, способность, дивергентное мышление, креативное сознание, критическое мышление, образовательный процесс, обратная связь.


Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

критическое мышление, критическое мышление студентов, образовательное учреждение, позитивный социальный опыт, учебная деятельность, социально-педагогическое условие развития...

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Критическое мышление как условие успешности педагога. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении нестандартных задач.

Организационно-управленческая креативность преподавателя...

В процессе обучения иностранный язык одновременно выступает средством и целью обучения.

Исследователи креативности в педагогике отмечают, что проблема формирования и развития творческого дивергентного мышления — актуальная задача...

Исследование уровня креативности старших дошкольников...

Так, например, ребенок код 04 по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум в целом демонстрирует низкий уровень развития креативности, хотя родители оценивают его креативные...

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Основные термины (генерируются автоматически): креативность, креативное мышление, способность, область креативности, креативный процесс, психолого-педагогическая

креативность, креативное мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка.

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе.

Философское образование как фактор формирования...

Критическое мышление в сфере высшего образования актуализирует способность

Именно диалогический процесс является условием проявления активности и самостоятельности студента.

философия, высшее образование, критическое мышление, образовательное...

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

Критическое мышление как условие успешности педагога. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком. Творческое и дивергентное мышление в начальном общем образовании.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Технология развития критического мышления...

критическое мышление, технология развития, мышление, стадий вызова, стадий рефлексии, знание, учащийся, английский язык, образовательный процесс, педагогический процесс.

Психолого-педагогические аспекты развития критического...

критическое мышление, критическое мышление студентов, образовательное учреждение, позитивный социальный опыт, учебная деятельность, социально-педагогическое условие развития...

Творческое и дивергентное мышление в начальном общем...

Критическое мышление как условие успешности педагога. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком. Как развить дивергентное мышление учащихся при решении нестандартных задач.

Организационно-управленческая креативность преподавателя...

В процессе обучения иностранный язык одновременно выступает средством и целью обучения.

Исследователи креативности в педагогике отмечают, что проблема формирования и развития творческого дивергентного мышления — актуальная задача...

Исследование уровня креативности старших дошкольников...

Так, например, ребенок код 04 по тесту «Оценка дивергентного мышления в процессе изучения различных предметов (для дошкольников)», автор К. К. Блум в целом демонстрирует низкий уровень развития креативности, хотя родители оценивают его креативные...

Определение понятия «креативность» в научной литературе

Основные термины (генерируются автоматически): креативность, креативное мышление, способность, область креативности, креативный процесс, психолого-педагогическая

креативность, креативное мышление, конвергентное мышление, дивергентное мышление.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях...

Развитие критического мышления на уроке иностранного языка.

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе.

Философское образование как фактор формирования...

Критическое мышление в сфере высшего образования актуализирует способность

Именно диалогический процесс является условием проявления активности и самостоятельности студента.

философия, высшее образование, критическое мышление, образовательное...

«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие...

Критическое мышление как условие успешности педагога. Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком. Творческое и дивергентное мышление в начальном общем образовании.

Задать вопрос