Библиографическое описание:

Честнов П. Е. Новый технологический процесс проведения предупредительного ремонта приспособления для сборки отсека пола первой кабины самолета СУ-30МКИ с применением лазерного трекера // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 34-37.

Отсек первой кабины конструктивная часть самолета представляющая собой жесткий каркас, и входит в головную часть фюзеляжа. В первой кабине оборудовано место для летчика. Отсек первой кабины головной части фюзеляжа самолета – перехватчика СУ-30, участвует в создании интегральной схемы самолета. Кроме того, в передней части отсека расположены крепления корневой жесткости конуса. К корневой жесткости крепится радар и конус, который служит для уменьшения аэродинамического сопротивления (рисунок 1).


Рис. 1. Отсек первой кабины пилота

Подготовительные работы включают два этапа:

  1. установка на базовые площадки приспособления монтажного эталона, фиксация на эталоне рубильников;

  2. развертывание измерительной системы Leica Trecker в месте удобном для проведения измерений. В течение 0,5 часа производится самоинициализация прибора. После этого система готова к измерениям.

На Авиационном Заводе для проведения планово-предупредительного ремонта будет использоваться лазерный трекер LTD 600. Работы при использовании лазерного трекера регламентируются соответствующими инструкциями:

  • выполнение измерений с помощью лазерного трекера LTD 600.

Эксплуатация лазерного трекера LTD 600 регламентируется инструкцией И 318.146–2004 «Порядок проведения работ с лазерным трекером LTD 600». Данная инструкция применяется для всех видов технологической оснастки, монтаж которой осуществляется с помощью лазерного трекера LTD 600 и устанавливает:

  • правила проведения измерений с помощью LTD 600;

  • требования к конструкции оснастки, которая монтируется с помощью LTD 600;

  • требования к конструкторской документации на оснастку, которая монтируется с помощью LTD 600;

  • требования к изготовлению оснастки, которая монтируется с помощью LTD 600;

  • требования к метрологическому контролю за LTD 600.


Рис. 2. Лазерный трекер LTD 600 для выполнения безэталонного монтажа


Рубильники и ложементы, собранные с вилками, устанавливаются и фиксируются на эталоне. Вилки рубильников вставлены в стаканы, вилки ложементов предварительно крепятся болтами к раме. Производится проверка возможных перекосов и выверка положения фиксаторов. Далее осуществляется заливка стаканов и вилок компенсационной смесью НИАТ-МЦ. После застывание цемента необходимо просверлить два отверстия в вилке с ложементом и произвести установку в них двух штифтов 2,3.

Таким образом, первый этап проведения планово-предупредительного ремонта приспособления для сборки отсека пола первой кабины с применением системы Leica Trecker ничем не отличается от технологии проведения ППР с использованием монтажного эталона.

После застывания цемента и установки штифтов можно переходить ко второму этапу. Эталон вынимается из приспособления и развертывается измерительная система Leica Trecker в удобном для измерения месте. После ее самоинициализации можно приступать к замерам. Главным требованием для применения этой системы является непрерывность действия лазерного луча. Следовательно, положение лазерной системы для работы следует выбирать так, чтобы элементы проверяемого сборочного приспособления не препятствовали прохождению лазерного луча – с задней стороны приспособления 6.

Местоположение трекера определено в процессе разработки монтажа в виртуальном пространстве системы Unigraphics. При этом учитывались возможные помехи при прохождении лазерного луча во время измерения координат базовых точек стапеля, опорных базовых точек и базовых точек устанавливаемого элемента (рубильника). Из рисунка 3 видно, что месторасположения лазерного трекера выбрано расстояние 1500мм. Это наиболее оптимальное расстояние для замера координат без возможных видимых помех для прохождения лазера 4.

Рис. 3. Схема расположения трекера LTD-600


Проверка всех фиксаторов (ложементов, рубильников) проводится по следующим образом:

  1. развернуть измерительную систему Leica Trecker в месте удобном для проведения измерений;

  2. произвести самоинициализацию прибора;

  3. привязаться к системе координат приспособления;

  4. установить CCR маркер в измеряемую базовую точку проверяемого фиксатора, рубильника, ложемента зафиксировать ее в рабочем положении, произвести контрольное измерение координат. На экране дисплея будут выведены отклонения этой точки от заданных координат. Далее необходимо переставить отражатель в следующую точку проверяемого фиксатора, повторить действия;

  5. аналогичным образом произвести проверку остальных фиксаторов и базирующих элементов приспособления.

Рисунок 4 – Измерение координат базовых точек


Оценка положительных качеств предлагаемой методики проведения планового ремонта:

  1. при использовании промышленных измерительных систем при монтаже и проведении планово-предупредительных ремонтов оснастки удается снизить до минимума влияние на точность недостаточной жесткости каркасов, от нагрузки собираемых деталей агрегатов и массы эталонов, температурных деформаций оснастки конструкции и агрегатов;

  2. измерительные приборы располагаются в сборочном цехе в удобном для проведения наблюдений данного элемента оснастки месте;

  3. недостатком использования эталона, как при монтаже оснастки, так и при проведении ППР является, что для монтажа самого эталона необходимо применять дорогостоящие и трудоемкие методы с применением инструментальных стендов и значительного объема подгоночных работ и сложных методов контроля. В этом случае эталон является дополнительным элементом в цепочке переноса информации, увеличивающим трудоемкость производства сборочных приспособлений.

Из перечисленных положительных качеств можно проанализировать, что авиационная промышленность набирает темпы по внедрению новых технологий и применению их в производстве, также накладывает свой отпечаток на реорганизацию более старых и несовершенных технологий, что позволяет набирать силы и становится на более продвинутую ступень в этой отрасли.


Литература:

  1. Современные технологии агрегатно-сборочного производства самолетов / Пекарш А.И., Тарасов Ю.М., Кривов Г.А. [и др.] -М.: Аграф-пресс, 2006. - 304 с.

  2. Современные технологические процессы сборки планера самолета/Колл. авторов; Под ред. Ю.Л. Иванова. -М.: Машиностроение, 1999. - 304 с.

  3. Технология самолетостроения / Абибов А.Л., Бирюков Н.М. [и др.] -М.: Машиностроение, 1982.- 551 с.

  4. Вагнер Е.Т. Лазерные и оптические методы контроля в самолетостроении / Е.Т. Вагнер, А.А. Митрофанов, В.Н. Барков; Под ред. Е.Т. Вагнера. - М.: Машиностроение, 1977. - 176 с.

  5. www.nevatech.sp.ru.

  6. www.leica-geosystems.com.


Основные термины (генерируются автоматически): лазерного трекера, лазерного трекера, помощью лазерного трекера, лазерного луча, базовых точек, Leica Trecker, координат базовых точек, проведения планово-предупредительного ремонта, применением лазерного трекера, системы leica trecker, сборки отсека пола, использовании лазерного трекера, Эксплуатация лазерного трекера, месторасположения лазерного трекера, ремонта приспособления, Технологический процесс, помощью лазерного трекера, проведения измерений, корневой жесткости, прохождении лазерного луча.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос