Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (429) август 2022 г.

Дата публикации: 27.08.2022

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Гаспаров, А. А. Гоголевские мотивы в романе Булата Ханова «Непостоянные величины» / А. А. Гаспаров, С. Я. Маныч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 34 (429). — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/archive/429/94628/ (дата обращения: 29.03.2024).



Статья посвящена гоголевским мотивам в современной русской литературе на примере творчества Булата Ханова. Предметом исследования является роман «Непостоянные величины». Обосновывается идея, что роман является текстом с огромным количеством отсылок к творчеству Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам. В данной статье рассматриваются мотивы мертвенности, посмертного существования, путешествия и помешательства.

Ключевые слова: Булат Ханов, Н. В. Гоголь, Непостоянные величины, Мертвые души, гоголевские мотивы, Чичиков, постмодернизм, современная литература, русская классика.

Современная постмодернистская литература неразрывна связана с произведениями классиков XIX века. В статье «Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» [2] мы рассматривали традиционную модель русского персонажа, маленького человека, в контексте современной действительности и сравнивали с чеховским героем.

Для более полного понимания взаимосвязи классической и постмодернистской литературы необходимо выделить схожесть не только типажей героев, но и авторских мотивов. Роман Б. Ханова «Непостоянные величины» является на данный момент популярным произведением, которое можно смело отнести к категории «интеллектуальной прозы» и обнаружить отсылки к творчеству Н. В. Гоголя. Безусловно, данные отсылки могли использоваться автором целенаправленно, чтобы в контексте современной постмодернистской прозы создать текст с различным уровнем понимания интеллектуальных интерпретаций.

Гоголевские мотивы — сформировавшаяся совокупность различных мотивов, приемы «композиционного оформления чужих мотивов» [1, с. 40], часто повторяющиеся и акцентирующиеся в тексте автором, однако у исследователей они выделяются и трактуются по-разному. Ю. В. Манн отмечает у Гоголя мотивы «мертвенности, автоматизма, омертвения» [4, с. 14], «неодухотворенного движения» [4, с. 30], мотивы вины и преследования, взятые у Гофмана и Шамиссо [4, с. 81], а также любовные и комические мотивы. А. Х. Голденберг выделяет «свадебные мотивы» [3, с. 30], мотивы «посмертного существования» [3, с. 20], песенные мотивы воровства, нищенства [3, с. 38–45] и мотив «земного рая» [3, с. 57]. В. В. Виноградов упоминает о мотиве примирения [1, с. 35], а также «комические и иронические мотивы» [1, с. 56]. Можно выделить помимо этого религиозные/атеистические мотивы и мотивы путешествия и помешательства.

В романе Б. Ханова «Непостоянные величины» гоголевские мотивы приобрели немного новое звучание, но все равно поспособствовали воскрешению насущных тем. Мотивы мертвенности, автоматизма, омертвения и посмертного существования присутствуют в диалогах самих героев и их поведении. Главный герой Роман является в какой-то степени героем скрытным, не совсем живым, подобно Чичикову, преследующему собственную цель, которую он, как и Чичиков, скрывает. Это можно обнаружить благодаря характеристике героя в письмах № 1–7. Тут же можно обнаружить христианские/атеистические гоголевские мотивы, элементы дьявольского в герое.

Письма № 1–7

  1. По факту буду учить детишек русскому и литературе, а на деле — сеять семена скептицизма и, чем черт не шутит, нигилизма;
  2. Сложно сказать, как мы с ним сработаемся, потому что задачи у нас противоположные: он призван поддерживать общепринятые устои, моя воля — расшатывать их. В его интересах — сплотить паству, в моих — вывести породу, привитую от конформизма;
  3. Все, против чего восстаю я, сосредоточено в христианстве, в авраамических религиях вообще. Жесткая иерархия, зиждущаяся на безотчетном послушании и повиновении, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить все к единому знаменателю — Богу, узаконенная несвобода, неоспоримые авторитеты, патриархальные нравы, запугивание грядущей расплатой, вмешательство во все сферы жизни, расправа с инакомыслием, оправдание любых деяний руководящего состава, высокий стиль — все это роднит христианство с тоталитарными системами. По-научному это зовется гетерогенностью. Она проникла на все уровни [5]

Мотив автоматизма и мертвенности раскрывается еще одним персонажем, схожим с гоголевскими героями. Это учитель английского языка, Максим Максимыч, который является коллегой Романа. Автор использует больше отрицательные эпитеты для характеристики героя, например, в главе «Искусство чесать языком» можно увидеть множество примеров:

Максим Максимыч, учитель английского языка

  1. На следующий день в кабинет заявился Максим Максимыч и в своей фирменной неприветливой манере предложил выпить пива;
  2. — Угощаю в честь знакомства, — пасмурным тоном произнес он.
  3. Для того, чтобы не упасть в грязь лицом, нужно стать для калужских своим [5].

Необходимо отметить, что последняя фраза Максима Максимыча, фраза-напутствие, демонстрирует мотив гоголевского неодухотворенного движения, а это свидетельствует о том, что в каждом регионе уже имеются сформировавшиеся сословия со своим мировоззрением и личностными качествами, как помещики в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Также, сопоставляя роман Б. Ханова «Непостоянные величины» с поэмой Н. В. Гоголя «Мёртвые души», можно заметить мотив так называемого гоголевского описания. Соединяя элементы реализма и натуральной школы, Б. Ханов очень точно моделирует пространство и время — вроде бы время современное, XXI век, но погружающее читателя в эпоху Н. В. Гоголя. В этой же главе «Искусство чесать языком» можно увидеть описание трактира. Нельзя не обратить внимание, что автор использует слово ТРАКТИР (устаревшее слово), не бар, не паб и не клуб.

Описание трактира

Трактир «Старый амбар», куда Максим Максимыч привел Романа, производил сносное впечатление. В просторном помещении преобладало дерево. К деревянным столам прилагалось по четыре стула, у отделанной лакированными досками барной стойки выстроились в ряд еще пять стульев, пока пустовавших. Под потолком вдоль стен тянулись деревянные полки со сказочным хламом — закопченными подсвечниками, старинными часами, масляными лампами, допотопными радиоприемниками, пузатыми кувшинами и бутылками. На белом потолке задерживали взгляд намалеванные с подчеркнутой небрежностью, как сажей, лозунги наподобие «Губит людей не пиво, губит людей вода!». На плазменных экранах беззвучно транслировали Бундеслигу. Играла пресная музыка из горячей радиоротации [5].

Анализируя образ Романа и его схожесть с Чичиковым, можно увидеть и гоголевский мотив путешествия, и мотив некоего помешательства. Мотив путешествия проявляется следующим образом: в «Непостоянных величинах» начало очень схоже с «Мертвыми душами», когда Роман отправляется в Казань, приезжает в названный самим рассказчиком город NN, город посёлочного типа. И именно в этом городе Роман, подобно Чичикову, будет сталкиваться с хамством, подхалимством, хитростью, враньем и другими отрицательными явлениями, например, эпизод, в котором попытались обмануть героя с суммой в чеке после выпитого пива: «Ее фальшивая улыбка оповещала, что она намерена соблюдать приличия. — Разное случается, — сказала она, взяв переговоры на себя. — Выпили, увлеклись, не заметили, как сбились со счета. Это нормально, никто вас не винит. — Вы спятили, мои дорогие? По-вашему, я такой забывчивый? — Не грубите, это некрасиво. Заплатите, пожалуйста. — Мой друг прав… — пытался вмешаться Роман, его не слушали. — Да не пил я столько! — Заплатите по чеку» [5].

Мотив помешательства выражен таким образом, что оба автора в своих произведениях показали ад как проявление ментального нездоровья и физического диссонанса реалий. Сама обстановка, что царила в обоих произведениях, подавляла своей мощью героев. Угнетающий гоголевский Петербург безумен и насильственен духовно, город считается первым по числу в нём душевнобольных людей. И Казань с тяжелыми условиями работы в школе. И именно главные герои испытывают это состояние. Б. Ханов в «Непостоянных величинах» завершает свой роман подобно «Запискам сумасшедшего»: Роман пишет письмо, в котором вымещает собственный монолог и размышляет на тему важности истины и лжи в мире. Его также волнуют принципы и людское повиновение, мнимое равенство, основанное на навязчивой тяге сводить всё к единому знаменателю — Богу.

Вывод нашей статьи заключается в следующем. В творчестве обоих авторов прослеживается схожее между собой описание героев и пространства. Каждый герой схож гоголевскому герою, а описание схоже с концепцией натуральной школы. Роман «Непостоянные величины» является текстом с огромным количеством отсылок к произведениям Н. В. Гоголя и гоголевским мотивам.

Литература:

  1. Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа / В. Виноградов. — Ленинград: Культурно-просветительное трудовое товарищество «Образование», 1925. — 76 с.
  2. Гаспаров А. А. Тип маленького человека как продолжение русской классической литературы XIX века в романе А. В. Иванова «Географ глобус пропил» / А. А. Гаспаров. Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 57–59.
  3. Гольденберг А. Х. Архетипы в поэтике Н. В. Гоголя: монография / А. Х. Гольденберг. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2013. — 229 с.
  4. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя / Ю. Манн. — 2-е изд., доп. — М.: Худож. лит., 1988. — 412 с.
  5. Ханов Б. А. Непостоянные величины / Булат Ханов. — Москва: Эксмо, 2019. — 381 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотив, роман, величина, Гоголь, английский язык, единый знаменатель, маленький человек, навязчивая тяга, натуральная школа, посмертное существование.


Ключевые слова

постмодернизм, современная литература, русская классика, Н. В. Гоголь, Булат Ханов, Непостоянные величины, Мертвые души, гоголевские мотивы, Чичиков

Похожие статьи

Трансформация типа «маленького человека» в русской...

Ключевые слова: маленький человек, социальное неравенство, писатели натуральной школы.

Также проблема «маленького человека» получила свое отражение и в произведениях писателей «натуральной школы».

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

«Маленький человек» здесь Самсон Вырин, побег дочери лишил смысла его существование. Автор ни в коей мере не осуждает героя, а, напротив, сочувствует.

Самый известный роман Ханса Фаллады — «Маленький человек, что же дальше?» (нем.

Литературоведы об особенностях языка и художественного стиля...

Гоголь положил начало применения в русской литературе народно-бытового языка и отражения чувств всего народа. Виноградов видит величие Гоголя в том, что он быстро оценил важность пушкинского понимания народности для национального развития русской литературы.

Тип маленького человека как продолжение русской классической...

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человеком»...

История становления понятия «величина» | Статья в журнале...

Впервые понятие «величина» появилось в философской литературе и связывалось оно с действительными числами. «Число генетически возникло в процессе счета предметов и измерений величин, таких как длина, площадь, объем и др.

Черты викторианского романа в американской литературе...

В английской литературе XIX века понятия «викторианство» и «викторианский роман» играли достаточно важную роль, поскольку оставили в сознании англичан определенное представление о нерушимости традиций, значимости демократии и моральной философии.

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

В наше время люди редко задумываются о самых простых человеческих качествах, меняют их на фальшивые стереотипы и установки, становясь при этом черствыми, грубыми и злыми. Эту тенденцию подметил известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери.

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях Джейн...

Крупнейшая представительница позднего английского Просвещения Джейн Остен до сего дня пользуется заслуженный известностью как тонкий

«Гордость и предубеждение», впоследствии самый известный роман Джейн Остен, издатель отверг, сочтя его скучным и незначительным.

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

В статье рассматривается понятие «диалог культур», специфические типологические черты романов-антиутопий, а также репрезентация проблематики диалога культур в английских антиутопических романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.

Похожие статьи

Трансформация типа «маленького человека» в русской...

Ключевые слова: маленький человек, социальное неравенство, писатели натуральной школы.

Также проблема «маленького человека» получила свое отражение и в произведениях писателей «натуральной школы».

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

«Маленький человек» здесь Самсон Вырин, побег дочери лишил смысла его существование. Автор ни в коей мере не осуждает героя, а, напротив, сочувствует.

Самый известный роман Ханса Фаллады — «Маленький человек, что же дальше?» (нем.

Литературоведы об особенностях языка и художественного стиля...

Гоголь положил начало применения в русской литературе народно-бытового языка и отражения чувств всего народа. Виноградов видит величие Гоголя в том, что он быстро оценил важность пушкинского понимания народности для национального развития русской литературы.

Тип маленького человека как продолжение русской классической...

Статья посвящена типу «маленького человека» в современной русской литературе на примере творчества А. В. Иванова. Предметом исследования является роман «Географ глобус пропил». Обосновывается идея о том, что Виктор Служкин является «маленьким человеком»...

История становления понятия «величина» | Статья в журнале...

Впервые понятие «величина» появилось в философской литературе и связывалось оно с действительными числами. «Число генетически возникло в процессе счета предметов и измерений величин, таких как длина, площадь, объем и др.

Черты викторианского романа в американской литературе...

В английской литературе XIX века понятия «викторианство» и «викторианский роман» играли достаточно важную роль, поскольку оставили в сознании англичан определенное представление о нерушимости традиций, значимости демократии и моральной философии.

Влияние российской и зарубежной литературы на воспитание...

В наше время люди редко задумываются о самых простых человеческих качествах, меняют их на фальшивые стереотипы и установки, становясь при этом черствыми, грубыми и злыми. Эту тенденцию подметил известный французский писатель и поэт Антуан де Сент-Экзюпери.

Некоторые особенности и черты реализма в произведениях Джейн...

Крупнейшая представительница позднего английского Просвещения Джейн Остен до сего дня пользуется заслуженный известностью как тонкий

«Гордость и предубеждение», впоследствии самый известный роман Джейн Остен, издатель отверг, сочтя его скучным и незначительным.

Репрезентация диалога культур в романах «О дивный новый мир»...

В статье рассматривается понятие «диалог культур», специфические типологические черты романов-антиутопий, а также репрезентация проблематики диалога культур в английских антиутопических романах «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.

Задать вопрос