Рекомендации арбитрам гандбола по прохождению психологической подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 21.08.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Назарук, Д. Л. Рекомендации арбитрам гандбола по прохождению психологической подготовки / Д. Л. Назарук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94518/ (дата обращения: 22.12.2024).



Предметами изучения психологии как науки являются закономерности возникновения и особенности работы психики человека — результата его взаимодействия с окружающим миром, выражающегося в совокупности его мыслительных процессов и явлений. Сознание — высшая форма психического отражения человека, в структуру которой входят важнейшие познавательные процессы: память, воображение, мышление, восприятия и чувства. Продуктивность психической деятельности во многом зависит от активности психики — одной из наиболее важных ее особенностей.

Широкое распространение методов спортивной психологии способствует улучшению результатов спортсменов на соревнованиях, повышению эффективности работы тренерского и судейского штабов, развитию устойчивости их психики. В данной статье представлены рекомендации арбитрам по получению и закреплению навыка регуляции собственного состояния психики. Информация изложена в некоторой степени упрощенном виде с целью помощи в том числе начинающим судьям. Важность ознакомления арбитров с данными рекомендациями обусловлена повышенной значимостью рассматриваемой темы в вопросе качества выполнения судейских обязанностей. Любое несущественное отклонение психического состояния человека от индивидуальной нормы влечет снижение эффективности и результативности выполняемой им работы.

Традиционно психологическая подготовка делится на общую и специальную. Первая направлена, помимо прочего, на развитие устойчивости психики и ее качеств, навыка регуляции собственного психологического состояния, умения ненасильственного общения. Безусловно, в большей степени применяемые методики затрагивают аспекты, имеющие прямое отношение к работе арбитра. При этом специальная психологическая подготовка имеет более узкую направленность, выражающуюся в подготовке судей к предстоящим матчам и помощи в проживании эмоций, вызванных прошедшими.

Психологическая подготовка имеет довольно значительный накопительный эффект. Чем больше арбитр знакомится с ее положениями, тем быстрее и качественнее учится самостоятельно регулировать свое психическое состояние. Важно отметить, что данный процесс, как и любые другие психические аспекты, в высшей степени индивидуален и находится под влиянием множества факторов. Недостаточное содержание в программе подготовки арбитров средств психической подготовки значительно усложняет их работу.

Работа арбитров многогранна и включает в себя разного рода действия: контроль хода матча, наблюдение за игроками обеих команд, помощниками, поведением тренеров и зрителей, анализ собственных и чужих игровых ошибок. Высокая сложность выполняемой работы требует от судей значительных психических усилий. Арбитр обязан быть объективным и твердо уверенным в собственных действиях, устойчив к большому объему внешнего стресса, принципиален и быстр в принимаемых решениях.

Помимо сложной психологической работы, судьи подвергаются высокоинтенсивной физической нагрузке в виде быстрых и своевременных перемещений по полю вместе с игроками. Более того, максимальная эффективность судейства предполагает опережение действиями арбитра манипуляций спортсменов. Перечисленные факторы накладывают высокую ответственность на судей в вопросе тщательного контроля собственного физического состояния и здоровья организма. Таким образом, можно сделать вывод об исключительной важности для успешности судейской деятельности характера психического и физического состояния арбитра в течение матча.

Принятие какого-либо решения — невероятно сложно устроенный психический процесс, включающий в работу множество ее аспектов и поэтому столь важный в вопросе оценивания качества судейской работы. Поведение квалифицированного арбитра характеризуется высокой скоростью реакции на игровые моменты и быстротой переключения внимания между различными эпизодами матча, гибким и активным мышлением и умением осознанно регулировать работу собственных психических процессов.

В то же время процесс судейства может быть рассмотрен как развитие и закрепление перечисленных качеств и умений, получение опыта и совершенствование мастерства арбитром.

Значительная часть допускаемых даже высококвалифицированными судьями ошибок является причиной разного рода проблем в их психическом состоянии. Особенно важно для арбитра умение регулировать в зависимости от хода игры уровень своего эмоционального возбуждения как в сторону мобилизации сил, так и в сторону снижения активности.

Для успешного выполнения своих обязанностей судья должен поддерживать максимально возможное оптимальное состояние на протяжении всего матча. Помочь себе в этом арбитр может еще до начала матча, настроившись и подготовив себя к предстоящему стрессу. Самоподготовка в этом вопросе оказывается более эффективной, чем влияние других людей и внешних обстоятельств. Умению настроиться и собраться с силами перед матчем арбитр может научиться у коллег, помощников, инспекторов матча и других специалистов в этом вопросе. В случае возникновения какого-либо рода проблем внимание судье стоит обратить именно на период перед началом игры, на состояние своего организма и психики.

Обучение отслеживанию и контролированию эмоций во время матча — одно из наиболее важных направлений программы психической подготовки арбитров. Ввиду неоспоримо высокого влияния эмоций на психическое состояние и поведение человека судьям особенно важно умение отсекать негативные, отвлекающие от работы и приводящие к ошибкам чувства и акцентировать внимание на мобилизующих и положительно сказывающихся на выполнении обязанностей эмоциях.

Судейство не может быть выполнено качественно без планирования предстоящих и анализа совершенных действий. За подобного рода психические процессы отвечает головной мозг, работа которого неразрывно связана с функционированием остальных систем и органов организма.

Как уже было оговорено, состояние арбитра перед началом матча является определяющим фактором успешности выполнения им работы во время предстоящей игры. Неправильный настрой, избыток волнения и негативных эмоций, размышления о личных проблемах часто становятся причинами неудачного судейства с допущением ряда ошибок.

В оценивании состояния психики арбитров выделяются две крайности, каждая из которых негативно сказывается на качестве судейства. Арбитр может быть излишне возбужден, что создает проблемы в вопросе сосредоточения и концентрации его внимания на игровых моментах. В противоположность этому судья может быть недостаточно вовлечен в игру, апатичен и чересчур расслаблен. Несложно догадаться, что подобное состояние также снижает шансы на эффективное судейство. Цель каждого арбитра во время матча — сохранять среднее между описанными состояние, гарантирующее максимально качественное выполнение работы.

Как утверждает А. В. Алексеев, известный российский психолог, определяющим условием получения навыка регуляции собственного психического состояния является полное осознание человеком важности этого, наличие у него четкой цели и воли к ее достижению [1].

Осмысление и ясное понимание стоящей перед арбитром во время игры задачи — важный, но не исчерпывающий фактор овладения им психорегулирующим умением. Кроме этого, важны также полное сосредоточение и фокусирование внимания на происходящем на поле в течение всего матча. Помимо игровой картины в целом арбитру необходимо уделять внимание действиям отдельных игроков, своих помощников, тренеров и болельщиков, следить за направлением движения мяча и спортсменов. При этом значительную часть игры арбитр находится не в статичном, а в динамичном положении, регулярно совершая перемещения, которые должны обеспечить ему максимально полный обзор игровой ситуации и поэтому затрачивают много энергии и часто отвлекают внимание от происходящего на поле. Более того, значительная часть внимания арбитра расходуется на анализ собственных совершенных действий, в том числе и ошибочных. Умение справляться со всеми перечисленными задачами и сохранять психическое состояние благоприятным для качественного выполнения обязанностей требуют регулярной психической подготовки судей.

Одним из эффективнейших средств, направленных на развитие внимания, является следующее упражнение: необходимо тщательно изучить и рассмотреть какой-нибудь предмет, затем с закрытыми глазами максимально подробно и в деталях воспроизвести его вид в воображении, а после открыть глаза и оценить точность воображаемого предмета в сравнении с реальным. Описанным упражнением часто пользовался великий ученый Леонардо да Винчи.

Длительность матча по гандболу довольно велика. При этом арбитр обязан быть сосредоточен и внимателен в течение всего этого времени. Это обусловливает исключительную важность развития в судьях умения сохранять и долго поддерживать психическую устойчивость.

Следует также отметить взаимосвязь физических и психических процессов в организме человека. Для достижения хороших показателей в работе одной из этих сфер необходимо качественное развитие другой. Стойкости и надежности психического состояния арбитра невозможно добиться никакими средствами при слабом уровне его физической подготовленности.

Чрезмерную уверенность в своих дальнейших действиях или излишнее волнение и нервозность перед началом матча главным образом следует регулировать мыслями, выражающимися в словах и соответствующих им визуальных образах. Одним из наиболее популярных и часто применяющихся среди арбитров методов регулирования собственного психического состояния является самовнушение. Более того, этот способ признается учеными и специалистами в данной теме и считается по их мнению наиболее предпочтительным в вопросе психической подготовки арбитров. Основное преимущество данного метода перед другими заключается в том, что более чем сам человек особенностями его психического состояния в конкретный момент времени не владеет никто. То есть работа непосредственно с собственной психикой наиболее эффективна и точна.

Перед началом матча арбитрам может быть полезно представить и проанализировать наиболее вероятные ситуации в предстоящем матче. Таким образом судья сформирует свое отношение к ним и в некоторой степени подготовится к их решению, что позволит сэкономить энергию и силы на обдумывание ситуации в моменте. В том числе эффективному судейству способствуют планирование интенсивности и характера предстоящей физической нагрузки и осмысление текущих физического состояния и здоровья организма — одних из наиболее важных факторов в вопросе качественного выполнения работы арбитра.

Известно, что эмоции, которые испытывает человек, тесно связаны с состоянием его организма. В том числе поэтому качество физической подготовленности арбитра имеет важное значение в его работе. Хорошее физическое состояние обеспечивает чувство свободы, легкости и расслабленности перед матчем. Полезным навыком для судьи также является возможность по памяти воспроизводить в себе эти чувства, когда это необходимо.

Однако зачастую имеет место противоположная описанной ситуация, заключающаяся в трудностях со своевременным избавлением от пережитых негативных чувств, таких как, например, травма, ошибочные решения или действия, неодобрительная реакция окружающих. В данном случае жалость к себе и допущение сомнений в своей компетентности только ухудшат психическое состояние арбитра.

Довольно распространенной является ситуация, когда, допустив даже малейшую ошибку, судья преувеличивает ее важность в разы и зацикливается на ней. Это свидетельствует о нестабильности и распущенности его психической энергии, о необходимости глубокой работы над его психическим состоянием. Эффективными средствами в устранении данной проблемы являются повышение судейской квалификации, самосовершенствование и работа над собственными недостатками. Устойчивость психики позволяет человеку проживать полный спектр эмоций, не заостряя внимание на негативных эпизодах.

Период перед началом матча является определяющим для арбитра, практически полностью определяет характер предстоящего судейства. Этим объясняется важность устранения арбитром в себе негативных и концентрации внимания на позитивных эмоциях. Например, для достижения этой цели судьи часто вспоминают и обдумывают свой прошлый положительный судейский опыт. Это придает им уверенность в себе, своих силах и решениях и положительно сказывается на качестве выполняемой ими работы.

Довольно часто арбитры недооценивают процесс разминки перед игрой, хотя на самом деле его важность сложно преувеличить. Помимо разогрева мышц тела и подготовки их к физической нагрузке разминка обеспечивает и подготовку разума к предстоящей работе.

Регулярная физическая нагрузка — наиболее эффективное средство в борьбе с ленью — одним из самых разрушительных человеческих качеств, замедляющим в людях психические процессы и приводящим в итоге к их деградации. Именно поэтому для арбитров осознанный и целенаправленный физический труд имеет особо важное значение.

Отрицательные чувства и негативные эмоции мешают ведению дел абсолютно всех людей, но ответственность арбитров распространяется, кроме них самих, на множество остальных участников в проведении матчей. Уверенность, стабильность психики, умение преодолевать стрессовые ситуации и регулировать собственное состояние — неотъемлемые условия для проведения арбитром даже самых небольших по сложности матчей.

Чувство легкого волнения и мандража является совершенно нормальным даже для самых опытных судей. В некоторой степени оно даже полезно, так как приводит нервную систему в возбуждение, способствующее повышенной концентрации внимания арбитра на матче. В случае, если уровень волнения начинает превышать допустимую норму, полезным средством по регулированию своего состояния для арбитров может стать подсчет частоты сердечных сокращений. Это действие помогает объективно оценить уровень напряженности, практически не требует затрат энергии и способствует успокоению нервной системы и концентрации внимания. Наиболее эффективна данная процедура при длительности в 15 секунд и более. С опытом арбитры учатся в достаточной степени точно диагностировать свое эмоциональное состояние и без подобных средств, а лишь основываясь на собственных внутренних ощущениях.

Вполне очевидно, что на стиль и тактику судейства и психическое состояние арбитра ни в какой мере не должно влиять место проведения матча, то есть привычное или новое поле. Независимость физического и эмоционального состояния судьи от каких-либо внешних или внутренних факторов — показатель его мастерства и квалификации.

В некоторых ситуациях допускается разрешенное медицинское вмешательство с целью уменьшения эмоционального возбуждения арбитра перед началом матча.

Работа по совершенствованию психического состояния может продолжаться всю жизнь, ведь понятия устойчивости и стабильности психики не имеют границ. Идеальным можно считать овладение регуляцией собственной психикой на уровне, близком к влиянию на свое физическое состояние. Процесс обучения этому сложен и продолжителен, но усилия, затраченные на него, в разы окупаются преимуществами овладения данным навыком. Работа арбитра заключается в руководстве людьми и поэтому может быть выполнена качественно только при абсолютном умении руководить самим собой.

Литература:

  1. Портнов Ю. М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю. М. Портнов. — М.: РГАФК, 1996. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): арбитр, психическое состояние, начало матча, судья, работа, психическое состояние арбитра, умение, нервная система, психологическая подготовка, собственная психика.


Похожие статьи

Рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками

Рекомендации по питанию и поддержанию стабильной спортивной формы для бегунов и легкоатлетов

Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

Учебный материал к уроку по физике по теме «Основы электродинамики» для групп по профессии 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях с элементами профилирования

Требования к современным броскам и методика начального обучения баскетболу

Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу)

Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей

Особенности организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Похожие статьи

Рекомендации для родителей по регуляции взаимоотношений с подростками

Рекомендации по питанию и поддержанию стабильной спортивной формы для бегунов и легкоатлетов

Рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями

Учебный материал к уроку по физике по теме «Основы электродинамики» для групп по профессии 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях с элементами профилирования

Требования к современным броскам и методика начального обучения баскетболу

Общие рекомендации по проведению урока специальности в музыкальной школе (в помощь начинающему педагогу)

Технология проведения игр на песке в процессе психологического консультирования детей

Особенности организации учебно-тренировочного процесса в специализированных по спорту классах

Профессионально-ориентированный подход при обучении русскому языку будущих специалистов по физической культуре и спорту

Подходы к развитию речевой культуры специалистов среднего звена технического профиля

Задать вопрос