Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 19.08.2022

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Дюрягина, В. Ю. Методическая разработка «Ритмические пословицы» для коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием / В. Ю. Дюрягина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94488/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, пословица, движение ведущей руки, чтение, заикание.

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2, с. 248].

Е. Е. Шевцова для формирования темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием использует чтение пословиц, поговорок и чистоговорок, текстов с синхронизацией речи с поглаживающим движением кистью ведущей руки поверхности парты или бедренной части ноги, или работой с метрономом [6, с. 102].

И. А. Сикорский утверждает, что упражнения в чтении составляют главнейшую часть всех терапевтических приёмов, которые практикуются в настоящее время для заикающихся [5, с. 149].

По мнению Л. И. Беляковой особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического [1, с. 97].

Главной характеристикой пословного ритма по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории горизонтальной восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова.

В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила:

– короткие предложения произносятся на одном выдохе;

– длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох;

– слова внутри короткого предложения произносятся слитно [3, с. 137].

Актуальность методической разработки «Ритмические пословицы» связана с тем, что при чтении пословиц с движением ведущей руки вырабатывается навык пословного ритма.

Пособие «Ритмические пословицы» представляет собой набор из 32 карточек, на которых изображены сюжеты и текст 16 пословиц с толкованием. При толковании пословиц использовался «Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки» для учащихся 1–4 классов [4].

Цель методической разработки: формирование темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.

Задачи методической разработки : автоматизация целостного произнесения слова с ударным слогом при чтении пословиц с движением ведущей руки.

Пособие «Ритмические пословицы» предназначено для логопедов на индивидуальных занятиях с младшими школьниками с заиканием и используется в виде речевых игр.

Перед началом игры необходимо познакомиться с карточками методической разработки, сложить из них пословицы, внимательно рассмотреть картинки и прочитать полностью высказывания. После этого можно приступить к игре, выбрав один из предложенных вариантов.

1 вариант игры: «Собери половинки». Ребёнку выдаются карточки с окончанием пословиц, а у логопеда остаются карточки с началом пословиц. Логопед зачитывает поочерёдно начало пословиц, а ребёнок зачитывает конец пословиц. На рисунке 1 представлены образцы карточек с пословицами.

Образцы карточек с пословицами

Рис. 1. Образцы карточек с пословицами

Пословица прочитывается медленно, плавно, на одном речевом выдохе. Рекомендуется использовать «внешние опоры» — согласование речи с плавным движением ведущей руки, способствующие замедлению темпа речи. Слова в пословице зачитываются с выделением ударного слога, на каждое ударение делается одно движение ведущей руки. Вначале чтение пословицы производится в замедленном темпе, по мере овладения навыком темп речи ускоряется.

2 вариант игры: «Пойми меня». Начало этого варианта игры происходит аналогично предыдущему. После того, как игроки нашли свои половинки пословиц, логопед, не называя пословицы, объясняет её смысл, используя карточки с толкованием пословиц, или приводит ситуацию из жизни. Ребёнок должен догадаться по озвученному рассказу, что речь идёт об их пословице.

На рисунке 2 представлены образцы карточек с толкованием пословиц.

Образцы карточек с толкованием пословиц

Рис. 2. Образцы карточек с толкованием пословиц

3 вариант игры: «Случается — не случается». Всем игрокам произвольно раздаются все карточки. После оговорённой команды логопеда игроки быстро и произвольно образуют парочки. Даётся несколько минут, чтобы игроки, образовавшие парочку, подготовили объяснение того выражения, что у них произвольно составилось.

Таким образом, в результате использования методической разработки «Ритмические пословицы» для чтения, формируется темпо-ритмическая организация речи у младших школьников с заиканием.

Литература:

  1. Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»./Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — М.:В. Секачев, 1998. — С.304.
  2. Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  3. Лизунова, Л. Р. Логопедические технологии: курс лекций. / Л. Р. Лизунова. — ПГГПУ, Пермь, 2013. — С. 172.
  4. Фокина, А. С. Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки. /А. С. Фокина — Москва: АСТ, 2014. — С. 175.
  5. Сикорский, И. А. Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский. — М.: Юрайт, 2022. — С. 188.
  6. Шевцова, Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. — М.: Юрайт, 2021. — С. 242.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая разработка, темпо-ритмическая организация речи, ведущая рука, пословица, вариант игры, образец карточек, толкование пословиц, заикание, чтение пословиц, пословный ритм.


Ключевые слова

чтение, пословица, заикание, темпо-ритмическая организация речи, движение ведущей руки

Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием

В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего экс...

Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения

В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Похожие статьи

Орфографическое чтение как коррекционный метод при дизорфографии в логопедической работе с младшими школьниками

Данная статья посвящена проблеме коррекции дизорфографических расстройств у младших школьников. В статье рассматриваются особенности нарушения письменной речи младших школьников. Возможности использования орфографического чтения как средства коррекци...

Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией

Проблема изучения просодики является предметом исследования различных областей научного знания. У дошкольников с дизартрией наравне со звукопроизношением страдают и просодические компоненты. При этом одну из важных ролей играют темп речи и ритм. Цел...

Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников

В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Эффективность логопедической ритмики в коррекции тяжёлого недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассказывается о том, что при умелой организации коррекционно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями старших дошкольников с речевой недостаточностью, при обеспечении разнообразных игровых заданий и упражнений с соблюдением в...

Экспериментальное изучение темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием

В статье рассматриваются нарушения темпо-ритмической стороны речи у школьников с заиканием. Представлен качественный анализ результатов сформированности таких компонентов, как темп и ритм. Описаны цели, задачи, направления и этапы констатирующего экс...

Методические приемы по развитию зрительного восприятия у детей с речевыми нарушениями в период овладения навыками чтения

В статье автор описывает приемы и упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, что важно для формирования навыка беглого и правильного чтения.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Методические аспекты коррекционной работы по развитию диалогической речи у дошкольников с патологией слуха

В статье раскрыты методологические аспекты коррекционной работы в рамках развития диалогической речи у дошкольников с патологией слуха.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН на занятиях логопедической ритмики

В статье описаны особенности развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФН, а также влияние логопедической ритмики на развитие фонематического слуха.

Задать вопрос