В статье представлена методическая разработка «Ритмические пословицы» для чтения на логопедических занятиях по коррекции темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.
Ключевые слова: темпо-ритмическая организация речи, пословица, движение ведущей руки, чтение, заикание.
В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [2, с. 248].
Е. Е. Шевцова для формирования темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием использует чтение пословиц, поговорок и чистоговорок, текстов с синхронизацией речи с поглаживающим движением кистью ведущей руки поверхности парты или бедренной части ноги, или работой с метрономом [6, с. 102].
И. А. Сикорский утверждает, что упражнения в чтении составляют главнейшую часть всех терапевтических приёмов, которые практикуются в настоящее время для заикающихся [5, с. 149].
По мнению Л. И. Беляковой особой задачей коррекционной работы с заикающимися является развитие чувства ритма. У заикающихся имеются нарушения речевых ритмов разных уровней: послогового, пословного и синтагматического [1, с. 97].
Главной характеристикой пословного ритма по установлению плавной речи является движение всей руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе (по траектории горизонтальной восьмерки) непрерывно в процессе произнесения фразы. Особенное интенсивно движение руки осуществляется на ударный слог слова.
В работе над фразами соблюдаются следующие речевые правила:
– короткие предложения произносятся на одном выдохе;
– длинные предложения делятся на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживается пауза и делается новый вдох;
– слова внутри короткого предложения произносятся слитно [3, с. 137].
Актуальность методической разработки «Ритмические пословицы» связана с тем, что при чтении пословиц с движением ведущей руки вырабатывается навык пословного ритма.
Пособие «Ритмические пословицы» представляет собой набор из 32 карточек, на которых изображены сюжеты и текст 16 пословиц с толкованием. При толковании пословиц использовался «Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки» для учащихся 1–4 классов [4].
Цель методической разработки: формирование темпо-ритмической организации речи у младших школьников с заиканием.
Задачи методической разработки : автоматизация целостного произнесения слова с ударным слогом при чтении пословиц с движением ведущей руки.
Пособие «Ритмические пословицы» предназначено для логопедов на индивидуальных занятиях с младшими школьниками с заиканием и используется в виде речевых игр.
Перед началом игры необходимо познакомиться с карточками методической разработки, сложить из них пословицы, внимательно рассмотреть картинки и прочитать полностью высказывания. После этого можно приступить к игре, выбрав один из предложенных вариантов.
1 вариант игры: «Собери половинки». Ребёнку выдаются карточки с окончанием пословиц, а у логопеда остаются карточки с началом пословиц. Логопед зачитывает поочерёдно начало пословиц, а ребёнок зачитывает конец пословиц. На рисунке 1 представлены образцы карточек с пословицами.
Рис. 1. Образцы карточек с пословицами
Пословица прочитывается медленно, плавно, на одном речевом выдохе. Рекомендуется использовать «внешние опоры» — согласование речи с плавным движением ведущей руки, способствующие замедлению темпа речи. Слова в пословице зачитываются с выделением ударного слога, на каждое ударение делается одно движение ведущей руки. Вначале чтение пословицы производится в замедленном темпе, по мере овладения навыком темп речи ускоряется.
2 вариант игры: «Пойми меня». Начало этого варианта игры происходит аналогично предыдущему. После того, как игроки нашли свои половинки пословиц, логопед, не называя пословицы, объясняет её смысл, используя карточки с толкованием пословиц, или приводит ситуацию из жизни. Ребёнок должен догадаться по озвученному рассказу, что речь идёт об их пословице.
На рисунке 2 представлены образцы карточек с толкованием пословиц.
Рис. 2. Образцы карточек с толкованием пословиц
3 вариант игры: «Случается — не случается». Всем игрокам произвольно раздаются все карточки. После оговорённой команды логопеда игроки быстро и произвольно образуют парочки. Даётся несколько минут, чтобы игроки, образовавшие парочку, подготовили объяснение того выражения, что у них произвольно составилось.
Таким образом, в результате использования методической разработки «Ритмические пословицы» для чтения, формируется темпо-ритмическая организация речи у младших школьников с заиканием.
Литература:
- Белякова, Л. И. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»./Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — М.:В. Секачев, 1998. — С.304.
- Волкова, Л. С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
- Лизунова, Л. Р. Логопедические технологии: курс лекций. / Л. Р. Лизунова. — ПГГПУ, Пермь, 2013. — С. 172.
- Фокина, А. С. Мой первый словарь русского языка. Пословицы и поговорки. /А. С. Фокина — Москва: АСТ, 2014. — С. 175.
- Сикорский, И. А. Заикание: учебное пособие / И. А. Сикорский. — М.: Юрайт, 2022. — С. 188.
- Шевцова, Е. Е. Заикание: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова. — М.: Юрайт, 2021. — С. 242.