Анализ современного состояния сферы физической культуры и спорта на территории Свердловской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 15.08.2022

Статья просмотрена: 1280 раз

Библиографическое описание:

Ваторопин, А. С. Анализ современного состояния сферы физической культуры и спорта на территории Свердловской области / А. С. Ваторопин, П. С. Цыганенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94442/ (дата обращения: 21.12.2024).



В статье автор проводит анализ современного состояния сферы физической культуры и спорта на территории Свердловской области: рассматривается орган государственной власти Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, его роль и структура; проводится анализ численности населения,систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте 3–79 лет в 2021 г., а так же иных статистических показателей реализации этой политики с оценкой качества выполнения.

Ключевые слова: государственная политика, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, показатели реализации государственной политики, физическая культура, спорт.

Свердловская область по основным показателям развития физической культуры и спорта является одним из ведущих субъектов Российской Федерации. Сохранились традиции по проведению массовых спортивных мероприятий среди различных категорий населения. Спортсмены Свердловской области продолжают удерживать достаточно высокий авторитет на всероссийском и международном уровнях.

Министерство физической культуры и спорта Свердловской области (далее — Министерство) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере физической культуры и спорта и осуществляющим реализацию государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации в указанной сфере.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, юридическими и физическими лицами.

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных государственных учреждений Свердловской области, в том числе государственных образовательных учреждений Свердловской области, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также иных государственных учреждений Свердловской области (далее — подведомственные учреждения).

Министерство возглавляет Министр физической культуры и спорта Свердловской области (далее — Министр), который назначается на должность и освобождается от должности Губернатором Свердловской области в соответствии с законодательством Свердловской области.

Министр несет персональную ответственность за деятельность Министерства, организацию исполнения поручений Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области.

На 1 января 2021 года предельная штатная численность Министерства составляла 45 единиц, в том числе 1 единица, замещение должности государственной гражданской службы, 42 единицы государственных гражданских служащих, 2 единицы должности, не отнесенные к государственной службе.

В связи с введением структурной единицы Заместителя Министра физической культуры и спорта Свердловской области с 18 октября 2021 года предельный лимит штатной численности Министерства составляет 46 единиц.

На 1 января 2022 года штатная численность составляет 46 единиц, в том числе 1 единица, замещение должности государственной гражданской службы, 43 единицы государственных гражданских служащих, 2 единицы должности, не отнесенные к государственной службе [1].

У Министерства 23 подведомственной организации в сфере физической культуры и спорта.

Кроме того, важным субъектом государственной политики в области спорта являются спортивные организации в различных видах спорта. Центральное место среди спортивных организаций занимают так называемые «спортивные федерации». Первоначально спортивные федерации возникали как общественно-государственные образования с определенной долей государственного участия. Тем не менее, в настоящее время при сохранении формального статуса спортивные организации действуют в значительной степени как самостоятельные субъекты реализации государственной политики, несмотря на то, что реализуют ряд поставленных государством задач. В зависимости от масштабов инициированного государством мероприятия его обеспечением занимается целая группа спортивных организаций, входящих в состав спортивных федераций. К таковым относятся как региональные, так и местные федерации спорта, в том числе отдельные спортивные клубы, как коммерческого, так и некоммерческого характера.

По данным Реестра Министерства спорта Российской Федерации в Свердловской области по состоянию на июнь 2022 года аккредитовано 90 региональных общественных организаций — спортивных федераций по 90 видам спорта [2].

В таблице 1 представим численность населения, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте 3–79 лет в России.

Таблица 1

Численность населения, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом в возрасте 3–79 лет в 2021 г. [3]

Субъект РФ

Численность занимающихся/ доля занимающихся (3–79 лет)

Российская Федерация

65 253 714

49,4 %

Центральный федеральный округ

17 177 177

49,0 %

Северо-Западный федеральный округ

5 987 554

47,6 %

Южный федеральный округ

7 558 716

50,9 %

Северо-Кавказский федеральный округ

4 519 429

50,2 %

Приволжский федеральный округ

13 322 669

50,6 %

Сибирский федеральный округ

7 406 269

48,0 %

Дальневосточный федеральный округ

3 570 963

47,9 %

Уральский федеральный округ

5 710 937

50,6 %

Курганская область

380 026

52,5 %

Свердловская область

1 983 989

50,8 %

Тюменская область

789 811

56,4 %

Ханты-Мансийский автономный округ

775 628

48,7 %

Ямало-Ненецкий автономный округ

275 926

53,1 %

Челябинская область

1 505 557

48,1 %

Согласно статистическим данным Свердловская область занимает 4 место в УрФО по доле людей, систематически самостоятельно занимающегося физической культурой и спортом, а в абсолютных значениях — первое. При этом необходимо отметить, что в молодом возрасте для мужчин и женщин характерна одинаковая спортивная активность, в среднем возрасте мужчины занимаются активнее спортом, а вот среди пожилых — наибольшую спортивную активность показывают пенсионерки (что связано со спецификой демографической ситуации в России).

Анализируя сложившуюся систему субъектов реализации государственной политики в Свердловской области, можно отметить, что для России характерна смешанная модель реализации государственной политики. При этом государство разрабатывает различные стратегии и программы, а реализуют их спортивные организации, которые консолидируют кадры, инфраструктуру, в том числе материальную, и реализуют основные управленческие функции в отношении спортивных кадров.

Следует отметить, что эффективность государственного федерального и регионального управления в анализируемой сфере подтверждается статистическими данными, в частности, по итогам 2021 года в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» в Свердловской области физической культурой и спортом систематически занимаются 1 985 888 человек, что составляет 50,8 от численности населения региона в возрасте 3–79 лет. Динамику увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Свердловской области за 2006–2021 годы можно увидеть на рисунке 1.

Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Свердловской области, 2006–2021 годы [3]

Рис. 1. Численность населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Свердловской области, 2006–2021 годы [3]

Наличие и качество спортивных сооружений являются наиболее значимым показателем развития физкультурно-спортивной отрасли и необходимым условием увеличения численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, а также эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для сборных команд Свердловской области и Российской Федерации. По состоянию на 31.12.2021 в Свердловской области функционируют 10 221 объект спортивной инфраструктуры (в 2020 году — 10 033 объектов). Показатели спортивной инфраструктуры Свердловской области отражены на рисунке 2.

Спортивная инфраструктура Свердловской области [4]

Рис. 2. Спортивная инфраструктура Свердловской области [4]

Уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в 2021 году составил 56,6 % (план 56 %). Фактическая загруженность спортивных сооружений составляет более 70 %.

В настоящее время на территории Свердловской области 155 организаций участвуют в подготовке спортивного резерва, из них: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Училище олимпийского резерва № 1 (колледж)» с филиалом в г. Новоуральске; 4 Центра спортивной подготовки (ЦСП); 26 спортивных школ олимпийского резерва (СШОР) (в том числе 1 спортивно-адаптивная школа паралимпийского и сурдлимпийского резерва (САШ ПСР)); 62 спортивные школы (СШ) (в том числе 1 спортивно-адаптивная школа (САШ)); 56 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ); 6 физкультурно-спортивных организаций, осуществляющие спортивную подготовку на базе созданных структурных подразделений (ГАНОУ СО «Дворец молодежи», СШ по футболу ГАУ СО «Уральская футбольная академия», ГАУ СО «РЦФКС КАРАТЭ», ГАУ СО «Академия волейбола им. Н. В. Карполя, МАУ «ФСК «Чайка» Кировградского городского округа» и МАУ «Центр развития спорта» Горноуральского городского округа).

Из 101 организации ведомства сферы физической культуры и спорта государственных учреждений — 19, муниципальных учреждений — 82.

Общая численность спортсменов в организациях, осуществляющих подготовку спортивного резерва Свердловской области, включая организации, осуществляющие спортивную подготовку по адаптивной физической культуре, составляет 114 979 человек. Численность занимающихся в спортивных школах составляет 108 463 человека (рисунок 3), в том числе 67 970 детей и подростков в возрасте до 18 лет.

Численность занимающихся в спортивных школах Свердловской области, человек. Динамика за 2014–2021 годы [4]

Рис. 3. Численность занимающихся в спортивных школах Свердловской области, человек. Динамика за 2014–2021 годы [4]

Спортсменами Свердловской области в 2021 году на основных ранговых соревнованиях, включая соревнования по адаптивным видам спорта, завоеваны 2 624 медали различного достоинства, из них: на международных соревнованиях — 266 (золотые — 124, серебряные — 74, бронзовые — 68), на всероссийских соревнованиях — 2 358 (золотые — 669, серебряные — 735, бронзовые — 954) (рисунок 4).

Количество медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области на официальных всероссийских и международных мероприятиях [4]

Рис. 4. Количество медалей, завоеванных спортсменами Свердловской области на официальных всероссийских и международных мероприятиях [4]

Можно отметить существенный рост объемов финансирования сферы физической культуры и спорта. За анализируемый период объем расходов вырос на 4 879 143 тыс. руб. или на 29,9 процентов. Данную тенденцию следует оценить как позитивную, динамика показателя иллюстрируется рисунком 5.

Динамика расходов на физическую культуру и спорт в Свердловской области за 2019–2021 гг., тыс. руб.

Рис. 5. Динамика расходов на физическую культуру и спорт в Свердловской области за 2019–2021 гг., тыс. руб.

В 2021 году на территории Свердловской области Министерством физической культуры и спорта Свердловской области совместно с физкультурными организациями Свердловской области, в соответствии с Календарным планом официальных физкультурных и спортивных мероприятий на 2021 год, организовано и проведено 12 692 спортивных и физкультурных мероприятия с участием различных возрастных и социальных категорий населения (рисунок 6), в том числе: международных соревнований — 9, межрегиональных и всероссийских —391, региональных мероприятий —1435. Общее количество участников составило 2 080 066 человек [4]. На территории Свердловской области ежегодно проводятся официальные спортивные мероприятия международного уровня с участием представителей стран международных организаций, участником которых является Российская Федерация.

Количество спортивных мероприятий, проведенных в Свердловской области [4]

Рис. 6. Количество спортивных мероприятий, проведенных в Свердловской области [4]

Из особо значимых мероприятий в 2021 году состоялись 9 международных соревнований с количеством участников — 1166 человек:

  1. Континентальный Кубок по лыжному двоеборью среди мужчин и женщин.
  2. Международные соревнования «Турне двух трамплинов «Синяя птица» — этап «Кубка мира FIS» по прыжкам на лыжах с трамплина среди женщин.
  3. Шахматный турнир «Турнир претендентов ФИДЕ по шахматам».
  4. Международные соревнования по практической стрельбе из пистолета «VII Eurasia Extreme Open 2021».
  5. Чемпионат Европы по парусному спорту (дисциплина — матчевые гонки).
  6. Чемпионат и первенство Европы по пауэрлифтингу (дисциплина «жим»).
  7. Этапы Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина среди мужчин.
  8. Этапы Кубка мира по прыжкам на лыжах с трамплина среди женщин.
  9. Континентальный Кубок FIS по лыжному двоеборью среди мужчин.

Особое место в спортивном календаре Свердловской области занимают физкультурно-оздоровительные мероприятия с массовым участием жителей региона. Наиболее масштабными по территориальному охвату и числу участников в 2021 году отмечены:

– уральский этап Всероссийской массовой лыжной гонки «Лыжня России — 2021» (всего в стартах «Лыжни России» и «Декады лыжного спорта» приняли участие 441 835 жителей Свердловской области);

– Всероссийский День бега «Кросс Нации — 2021» (62 609 человек (с Декадой бега — 488 364 человека);

– областной этап Всероссийского Дня ходьбы (12 880 участников). Основным показателем развития массовой адаптивной физической культуры и спорта является доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. В 2021 году этот показатель достиг уровня 18,4 % от общего числа инвалидов, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, что составляет 33 915 человек (план — 17,2 %), из них детей-инвалидов — 21 496 человек.

Работа по привлечению людей с ОВЗ и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом проводится на базе 497 организаций (в 2020 году — 457 организаций), в которых работают 519 специалистов (в 2020 году — 484 специалистов), из них преподаватели по специальности «Адаптивная физическая культура и спорт» — 378 человек (в 2020 году — 341 человек). В 8 спортивных школах с 1228 детьми инвалидами ведется системная работа по развитию адаптивного спорта [4].

Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды в Свердловской области занимаются следующими спортивными дисциплинами: армрестлинг, бадминтон, баскетбол, биатлон, бочча, велоспорт, волейбол, голбол, горнолыжный спорт, греко-римская борьба, дартс, дзюдо, керлинг на колясках, легкая атлетика, лыжные гонки, мини-футбол (футзал), настольный теннис, пауэрлифтинг, плавание, пулевая стрельба, самбо, сноуборд, спортивное ориентирование, спортивный туризм, стрельба из лука, триатлон, торбол, тхэквондо, футбол, хоккей, шахматы, шашки и другими спортивными дисциплинами.

Количество проведенных физкультурных и спортивных мероприятий среди инвалидов и лиц с ОВЗ — 398 с общим охватом участников 13 379 человек. В 2021 году составляет 34,8 % или 205 232 человека [4].

Очевидно, что эффективность развития анализируемой сферы во многом зависит от масштабов финансирования, уровень которого в настоящее время увеличивается в Свердловской области. Анализ научной литературы и статистических данных показывает, что, не смотря на существующие риски, сформированные пандемией коронавируса и общим снижением поступательного развития экономики многие регионы, сохраняют и даже увеличивают статьи расходов на физкультуру и спорт. Значение, которое придают регионы данной сфере обусловлено тем, что она является гарантом и механизмов не только здоровья населения, но и качества жизни граждан. Более того, социально-экономическая система физкультуры и спорта как отрасль национальной экономики сама вносит вклад в экономику страны за счет спортивных мероприятий, за счет осуществления коммерческой деятельности в спорте и реализации иных направлений, обеспечивая мультипликативный эффект.

Литература:

  1. Пояснительная записка к отчету о реализации государственной программы Свердловской области «Развитие физической культуры и спорта Свердловской области до 2024 года»за 2021 год
  2. Информация о социально ориентированных некоммерческих организациях в Свердловской области, действующих в сфере физической культуры и спорта. — Текст: электронный // Официальный сайт Правительства Свердловской области: [сайт]. — URL: https://midural.ru/community/100332/100678/100685/ (дата обращения: 15.06.2022).
  3. Статистическая информация. — Текст: электронный // Министерство спорта Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 15.06.2022).
  4. Материалы Коллегии. — Текст: электронный // Министерство спорта Свердловской области: [сайт]. — URL: https://minsport.midural.ru/article/show/id/10157 (дата обращения: 16.06.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): Свердловская область, физическая культура, спорт, государственная политика, Российская Федерация, FIS, мероприятие, государственная власть, спортивная инфраструктура, спортивная подготовка.


Ключевые слова

физическая культура, спорт, государственная политика, Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, показатели реализации государственной политики

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Процесс цифровой трансформации муниципального управления сферы физической культуры и спорта (на примере городского округа Самара)

В статье проанализирован процесс цифровой трансформации муниципального управления в сфере физической культуры и спорта в городском округе Самара. Приведена нормативно-правовая основа цифровой трансформации отрасли спорта в Российской Федерации. Описа...

Проблемы и перспективы сферы спортивных услуг в Российской Федерации

В статье представлены данные о современном состоянии сферы спортивных услуг в Российской Федерации. Выделено функционирование частного и государственного сектора в развитии спортивных услуг. Современное состояние данной сферы рассматривается через ди...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Анализ эффективности организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Челябинской области

В данной статье автором предпринята попытка провести исследование эффективности организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Челябинской области. Автор предлагает разработанные рекомендации, обеспечивающие эффективность организации и про...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации

В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Похожие статьи

Государственная молодежная политика в субъектах Российской Федерации (на примере Оренбургской области)

В данной статье на основе анализа доктрины, нормативных правовых актов Российской Федерации, практики реализации анализируется специфика государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации. На примере Оренбургской области автором исс...

Процесс цифровой трансформации муниципального управления сферы физической культуры и спорта (на примере городского округа Самара)

В статье проанализирован процесс цифровой трансформации муниципального управления в сфере физической культуры и спорта в городском округе Самара. Приведена нормативно-правовая основа цифровой трансформации отрасли спорта в Российской Федерации. Описа...

Проблемы и перспективы сферы спортивных услуг в Российской Федерации

В статье представлены данные о современном состоянии сферы спортивных услуг в Российской Федерации. Выделено функционирование частного и государственного сектора в развитии спортивных услуг. Современное состояние данной сферы рассматривается через ди...

Основные цели и задачи развития физической культуры и спорта на муниципальном уровне на примере г. Октябрьский Республики Башкортостан

В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на котор...

Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.

В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...

Анализ эффективности организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Челябинской области

В данной статье автором предпринята попытка провести исследование эффективности организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Челябинской области. Автор предлагает разработанные рекомендации, обеспечивающие эффективность организации и про...

Совместная деятельность государственных, общественных организаций и командования войсковых частей в физической подготовке молодежи к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации

В статье представлен сравнительный анализ опыта внедрения последнего Всесоюзного комплекса ГТО и современного Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, описана роль комплекса ГТО в подготовке допризывной молодежи к службе в армии и его в...

Значение спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе (на примере Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний)

В данной статье нами были раскрыты некоторые основные организационные аспекты проведения спортивно-массовой работы в уголовно-исполнительной системе на примере Кузбасского института ФСИН России. Выделены профильные виды спорта, активно развивающиеся ...

Особенности государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в Российской Федерации

В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда. В статье авторами проводи...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Задать вопрос