В статье представлено определение понятия «трансграничный проект ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры», сформированы классификационные признаки трансграничных ГЧП-проектов на основе результатов проведения анализа.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, ГЧП, трансграничные проекты, транспортная инфраструктура.
Крупномасштабные инфраструктурные проекты, которые пересекают национальные границы представляют собой особую форму трансграничного сотрудничества нескольких государств требующей организации эффективного взаимодействия, согласованной транспортной политики. Трансграничные проекты становятся все более значимыми для глобального и регионального развития, как социального, так и экономического. По мере того как все больше стран становятся региональными транзитными узлами и начинают полагаться на непрерывный поток товаров, спрос на инфраструктуру связи и ее использование растут. Европейские и азиатские страны, в частности, развивают свои сухопутные и морские торговые пути и пытаются сделать их более быстрыми и надежными, реализуя трансграничные проекты. Эти проекты обладают значительным потенциалом для создания рабочих мест, предоставления новых возможностей для бизнеса, содействия мобильности и улучшения качества жизни во всех регионах, которые они обслуживают. Механизм ГЧП способствуют созданию данных интеграционных объектов инфраструктуры. При этом трансграничные проекты имеют свои специфические особенности в реализации и оценки их эффективности, что обуславливает необходимость и актуальность проведения исследования.
В научной литературе отсутствует единое понимание определения понятия «трансграничный ГЧП-проект», так в работах иностранных и российских авторов по этой тематике приводятся самые различные обозначения: транснациональный международный проект, глобальный проект, совместный проект государств, мегапроект, ГЧП-проект с международным значением и т. д. Зарубежные авторы В. С. Анантатмула и М. Томас используют термин «глобальный проект», который определяется как транснациональный, созданный проектной командой, состоящей из специалистов разных стран на определенное время для решения общей стратегической задачи [1]. Д. Лик, Р. Э. Хэмлин отмечают, что трансграничные ГЧП-проекты являются средством объединения частного капитала и государств для создания необходимой инфраструктуры, содействуя экономическому развитию и увеличивая количество рабочих мест, квалифицированных кадров по обе стороны границы, предоставляя возможность сотрудничества между местными и международными компаниями [2].
По мнению Масловой С. В., Соколова М. Ю., трансграничный проект государственно-частного партнёрства представляет собой «проект, основанный на распределении рисков и объединении ресурсов частного партнера и публичного партнера, в качестве которого выступают два и более государства, в целях строительства и эксплуатации объекта или совокупности технологически (функционально) связанных объектов инфраструктуры, расположенных на границе этих государств либо их пересекающих» [3].
На рисунке 1 приведены основные признаки, характеризующие трансграничные проекты, которые позволяют отнести ГЧП-проект к данной группе. Во-первых, участие в лице публичного партнера нескольких государств, как правило, со стороны частного партнера проект реализуется единым инвестором. Во-вторых, создаваемый объект на основе механизма ГЧП относится к трансграничной инфраструктуре. В-третьих, трансграничный проект реализуется в соответствии с заключенным межправительственным соглашением между государствами о ГЧП и его регулирование осуществляется согласно нормам национального и международного права. Межправительственные соглашения помогают воплотить политическое видение и идею проекта в устойчивую и долгосрочную модель управления проектом. В-четвертых, создание трансграничного ГЧП-проекта подразумевает финансовое участие международных банков развития, роль которых заключается в финансовом консультировании, предоставлении заемных средств (кредитов), организации финансирования, участии в капитале. Например, Всемирный банка, АБР, банка БРИКС, ЕБРР, Межамериканского банка развития, Фонда Шёлкового пути и других [3].
Рис. 1. Ключевые признаки трансграничных проектов ГЧП. Составлено автором
Большая часть трансграничных проектов, основанных на использовании ГЧП как эффективного механизма реализуется в транспортной и энергетической сферах. Трансграничные проекты ГЧП в сфере транспортной инфраструктуры представляют собой уникальную форму взаимодействия нескольких государств, основанную на принципах сотрудничества в части объединения усилий и ресурсов, разделении рисков между партнерами (публичными и частными) в целях создания инфраструктурных транспортных объектов: автомагистралей, портов, железнодорожных путей сообщения, аэропортов, туннелей, мостов и т. д.
Очевидно, что общественная значимость и востребованность такой формы межгосударственного взаимодействия будет возрастать, при этом единой статистической базы данных о количестве реализуемых и планируемых к реализации трансграничных проектов нет ввиду отсутствия их учета даже в национальных центрах развития механизма государственно-частного партнерства. Практические примеры проектов ГЧП в сфере развития трансграничной транспортной инфраструктуры, реализуемые посредством межгосударственного сотрудничества представлены в таблице 1, при этом активное участие в реализации текущих и планируемых проектов принимает Российская Федерация.
Таблица 1
Трансграничные транспортные проекты на основе ГЧП [3]
Наименование проекта |
Характеристика |
Расположение |
Строительство и последующая эксплуатация пограничного мостового перехода через р. Амур (Хэйлунцзян) |
Форма — концессионный договор, Форма ГЧП: ВТО. межправительственное соглашение РФ-КНР. Частный партнер: Совместная компания с ограниченной ответственностью «Амур (Хэйлунцзян)». Публичный партнер: Правительство Амурского края (РФ) и Народное Правительство провинции Хэйлунцзян (КНР). Объем инвестиций: 19,1 млрд рублей |
в районе г. Благовещенск (Россия) и г. Хэйхэ (Китай) |
Строительство и эксплуатация приграничного моста через Джохорский пролив |
Форма ГЧП: ВОТ. Частный партнер: компания CA Linkedua Malaysia Berhad-LINK. Публичный партнер: Правительство Малайзии, Правительство Сингапура. |
Малайзия — Сингапур |
Строительство и эксплуатация высокоскоростной железной дороги Перпиньян-Фигерас |
Форма ГЧП: ВОТ. Частный партнер: консорциум TF Ferro в составе Eiffage (Франция) и ACS/Dragadors (Испания). Публичный партнер: Правительство Франции, Правительство Испании. Объем инвестиций 1,1 млрд евро |
Франция, Испания |
Строительство и эксплуатация Евротуннеля под Ла-Маншем |
Форма ГЧП: ВОТ. Частный партнер: CA Eurotunnel. Публичный партнер: Правительство Великобритании, Правительство Франции. Объем инвестиций: 9,5 млрд фунтов стерлингов |
Великобритания — Франция |
Строительство и эксплуатация скоростной железной дороги «Лиман Экспресс» |
Железнодорожная сеть общей протяженностью 230 км включает в себя 40 поездов и 45 станций. Общая стоимость проекта — 1,8 млрд евро. Введена в эксплуатацию в 2019г. |
Франция, Швейцария |
Строительство и эксплуатация международного моста Gordie Howe, соединяющего Детройт и Уинсор |
Международный мост Gordie Howe, соединяет Детройт и Уинсор (США — Канада), объем инвестиций: 4,4 млрд долларов США |
США — Канада |
Строительство и эксплуатация платной автомобильной дороги Претория — Мапуту |
Объем инвестиций: 660 млн долларов США. |
ЮАР — Мозамбик |
Строительство и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги «Меридиан» |
Инициатор проекта: ЗАО «Русская холдинговая компания». Статус проекта: проектирование. Форма ГЧП: ВТО |
Белоруссия, Казахстан, Российская Федерация, КНР |
В современных условиях создание трансграничной инфраструктуры играет важную роль в экономическом развитии государств и благосостоянии населения, при этом ее создание осуществляется с помощью реализации международных инициатив и в процессе приграничного сотрудничества стран. Такие проекты затрагивают как интересы, так и государственные границы двух и более государств.
Таким образом, трансграничный ГЧП-проект — проект, направленный на создание и развитие трансграничной инфраструктуры нескольких государств в лице публичного и частного партнеров при финансовом участии международных банков развития посредством заключения межправительственного соглашения о государственно-частном партнерстве.
Литература:
- Anantatmula V. Managing Global Projects: A Structured Approach for Better Performance / V. Anantatmula, M. Thomas // Project Management Journal. — 2010. — № 41. — с. 60–72.
- Lick D. Public-Private Partnerships for Promotion of Cross-Border Trade and Transportation / D. Lick, R. Hamlin // Canada-United States Law Journal. — 2012. –Vol. 37. No. 1. Article 8. — с. 1–36.
- Маслова С. В. Трансграничные проекты государственно-частного партнерства: концептуальные особенности и практические аспекты управления / С. В. Маслова, М. Ю. Соколов М. Ю. // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2020. — № 1. — с. 86–114.