Нейропсихологический подход к вопросу социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 143 раза

Библиографическое описание:

Канаева, Е. Е. Нейропсихологический подход к вопросу социализации / Е. Е. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94418/ (дата обращения: 16.12.2024).



Жизнь — постоянное приспособление … к условиям существования.

И. М. Сеченов

Вопросу социализации посвящено много литературы, однако данная тема остается живой и актуальной, продолжает интересовать педагогов, психологов, социологов, других ученых и просто заинтересованных.

В разных источниках термин «социализация» трактуется по-разному, при этом большинство определений говорит о таких наиглавнейших ее факторах как приспособление и обособление человека в обществе и о непрерывности данного процесса.

Социализация — это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. [7]

Приспособление (лат. adapto «приспособляю») равно адаптация функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процесс адаптации направлен на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие. При рассмотрении проблемы адаптации человека выделяют три функциональных уровня: физиологический, психический и социальный. [6]

За последние годы был проведен ряд исследований, с использованием современных диагностических аппаратных методов, позволяющих оценить уровень адаптации человека в различных условиях.

Так изменение психофизиологической адаптации (трактуемой как приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам: условиям труда, работе, учебе) показало высокую взаимосвязь с уровнем активности головного мозга. В соответствии с проведенными исследованиями снижение психофизиологической адаптации человека отражается на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и проявляет себя в дизритмии, дезорганизации, снижение или повышении активности, неустойчивой динамике в работе головного мозга. [8]

Социальная адаптация — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

В настоящее время нет аппаратной диагностики, которая позволила бы определить взаимосвязь социальной адаптации с активностью головного мозга. Вопрос о том, как отражается адаптация и дизадаптация личности на динамике работы головного мозга остается открытым. В исследовании данного вопроса могут помочь тесты. В настоящей статье рассмотрены тесты, позволяющие оценить уровень социальной адаптации, социальной идентичности и показатели активности головного мозга в целях проведения исследования взаимосвязанности данных факторов.

  1. Опросник социально-психологической адаптации, СПА (Test of Personal Adjustment) — методика, разработана одним из создателей гуманистической психологии Карлом Роджерсом и Розалин Даймонд выявляет степень адаптированности-дезадаптированности личности в социальной сфере. Авторы выделили 6 интегральных показателей, позволяющих анализировать результаты опроса: адаптация; принятие других; интернальность (уровень субъективного контроля); самовосприятие; эмоциональный комфорт; стремление к доминированию. [4]

Результаты шкалируются по баллам от низкого до высокого результата.

  1. Методика исследования социальной идентичности, МИСИ — разработана Л. Б. Шнейдер (2014) позволяет определить уровень развития социальной идентичности человека. Методика, построена на принципах ассоциативного теста. Среди предложенных слов необходимо выбрать те слова, которые имеют отношение к вам и вашей повседневной жизни. [9]

С точки зрения нейропсихологического подхода диагностика динамических компонентов деятельности мозга оценивается через наблюдение за выполнением всех нейропсихологических проб и особое внимание уделяется таким симптомам, как истощение, колебания внимания, трудности вхождения в задание, микро- и макрография, гипо- и гипертонус в моторных пробах. Ряд авторов выделяет 5 основных показателей, позволяющих оценить состояние функций энергетического блока: утомляемость, темп выполнения проб, гиперактивность, импульсивность, инертность. [1] [2] Нижеприведенные тесты позволят выявить нейродинамические показатели активности головного мозга и соотнести их с показателями социальных тестов.

Предлагается рассмотреть следующие тесты, выявляющие нейродинамические показатели:

  1. Методика «Корректурная проба» — проба Бурдона (тест Бурдона) — метод патопсихологического исследования, заимствованный из психологии труда. Предложен французским психологом Бенджамином Бурдоном в 1895 году и успешно и используется в настоящее время. Интересна модификация этого теста — «Кольца Ландольта». Кольца Ландольта (оптотипы Ландольта) — разработаны швейцарским офтальмологом Эдмундом Ландольтом в 1888 году для офтальмологии нашли применение в психологии в корректурной пробе.

Тест используется для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания, оценивается темп выполнения пробы.

  1. Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых представляет собой анкету для самоотчетов, используемую для помощи в диагностике СДВГ у взрослых.

ASRS был разработан совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. ASRS состоит из восемнадцати вопросов.

Тест выявляет гиперактивность, импульсивность, невнимательность.

  1. WURS ADHD Rating Scale Wender — Рейтинговая шкала Вендера штата Юта (WURS) является широко используемой ретроспективной шкалой у взрослых, предъявляемых для оценки СДВГ, в которой представлены элементы, относящиеся к детским симптомам. У набравших больше 46 баллов из 100, с вероятностью 86 % было выявлено СДВГ. [10]
  2. Шкала СДВГ Свенсона Шкала SNAP-IV (сокращенной версия), или Swanson, Nolan и Pelham (SNAP) (полная версия) разработанна Джеймсом Свенсоном, Эдит Нолан и Уильямом Пелхэмом, представляет собой перечень самоотчетов из 90 вопросов, предназначенный для измерения симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). [3]
  3. Шкала импульсивности Барратта (BIS) — является наиболее широко используемой шкалой самоотчета об импульсивных чертах личности. Оцениваются внимание, моторика, самоконтроль, когнитивная сложность, настойчивость и когнитивная нестабильность, импульсивность.
  4. Таблицы Шульте и их модификации (Шульте-Платонова, Шульте-Горбова) используются для обследования отвлечения, переключения, распределения, сосредоточения внимания. Позволяют выявить работоспособность (врабатываемость, истощаемость), наличие или отсутствие расстройств внимания. [1] [2].

Применение данных тестов и дальнейшие исследования помогут оценить взаимосвязь динамических показателей головного мозга с социализацией. Выявить дополнительные возможности влияния на успешность социальной адаптации и индивидуализации представляется важной задачей. Если мы будем глубже понимать процесс социализации, то сможем более полно использовать эти знания для сохранения психического и физического здоровья людей.

Литература:

  1. Агрис А. Р., Ахутина Т. В., Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования — Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. — 2014. — № 4(16). — С. 67.
  2. Агрис А. Р., АхутинаТ.В., Корнеев А. А. Варианты дефицита функций 1 блока мозга у детей с трудностями обучения — Текст: непосредственный // Вестник Московского Университета Сер.14. — 2014. — № 3. — С. 37.
  3. Бассинг, Р.; Фернандес, М.; Харвуд, М.; Вэй, Хоу; Гарван, К.У.; Эйберг, С.М.; Свенсон, Дж.М. (сентябрь 2008). «Оценки симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью SNAP-IV для родителей и учителей: психометрические характеристики и нормативные оценки по выборке школьного округа Авторская рукопись; доступна в PMC 2013 Apr 11, Опубликовано в Сети 29 февраля 2008 года. doi: 10.1177 / 1073191107313888 Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.18b58d7a-62f52963-b533adb0–74722d776562/https/www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3623293/ (дата обращения: 11.08.2022)
  4. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков СПб.: ЗАО Пони, 2010, ISBN 5–89940–008–0
  5. Ениколопов С. Н., Т. И. Медведева Апробация русскоязычной версии методики «шкала импульсивности Барратта» (BIS-11) Психология и право, 2015. Том. 5, № 3
  6. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психол. журн. 2001. Т. 22. № 1. С. 16–24.
  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  8. Торубаров Ф. С., Зверева З. Ф.. Лукьянова С. Н. Ээг-показатели состояния центральной нервной системы у лиц с различными уровнями психофизиологической адаптации /— Текст: непосредственный // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2019. — № 15 (4). — С. 965–967.
  9. Л. Б. Шнейдер Психология идентичности 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: ЮРАЙТ, 2019, 329 стр.
  10. Штейн М. А., Сандовал Р., Шумовски Э., Ройзен Н., Райнеке М. А., Блондис Т. А., Кляйн З. Психометрические характеристики рейтинговой шкалы Вендера, штат Юта (WURS): надежность и факторная структура для мужчин и женщин. Психофармаколь Булл. 1995 год; 31(2):425–33.
Основные термины (генерируются автоматически): ASRS, головной мозг, ADHD, WURS, социальная адаптация, тест, BIS, SNAP, SNAP-IV, социальная идентичность.


Задать вопрос