Инвалиды Первой мировой войны и их обучение начальной грамоте в лазаретах Петрограда (1915–1917 гг.) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №32 (427) август 2022 г.

Дата публикации: 14.08.2022

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Киселева, Е. Р. Инвалиды Первой мировой войны и их обучение начальной грамоте в лазаретах Петрограда (1915–1917 гг.) / Е. Р. Киселева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 32 (427). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/archive/427/94416/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматривается процесс обучения инвалидов Первой мировой войны начальному образованию в лазаретах Петрограда.

Ключевые слова: обучение, инвалид, грамматика, арифметика, Петроград, лазарет.

Как известно, во время Первой мировой войны в Российской Империи, а именно в Петрограде, создавалось огромное количество лазаретов. Лазареты занимались не только восстановлением здоровья инвалидов, но и повышением их уровня грамотности.

В этой статье мы рассмотрим процесс обучения инвалидов в некоторых лазаретах Петрограда.

Петроградский городской комитет полагал, что досуг для раненых должен дать им важные знания, которые были бы им полезны [2, с. 123]. Это было особенно важным для людей, которые потеряли частичную трудоспособность. Исходя из этой мысли, комитет пришёл к решению организовать в лазаретах обучение раненых воинов грамоте. Как лазареты, так и прочие организации для начала выявляли у увечных имеющийся уровень знаний, состояние здоровья, а затем двигались от этих факторов в соответствующем направлении [3, с. 136]. Очень важно отметить то, что в 1915 году среди поступивших в лазарет, было много лиц, которые не умели читать и писать, а также не знали простые арифметические действия.

4 декабря 1915 г. во 2 георгиевском лазарете были организованы занятия с ранеными. В программу входили: чтение, письмо, счет, усовершенствования знаний по истории и географии, прохождение элементарных правил правописания [4, л. 5]. Досуг раненных и их обучение были неразрывно связаны между собой, т. к. заполнение вынужденного досуга выздоравливающих воинов было полезным и разумным занятием.

Число лазаретов увеличивалось, поэтому они нуждались в опытных учителях, которые могли бы обучить раненых грамоте. Заработная плата учителя могла составлять до 11 рублей за час [4, л. 8]. Большинство лазаретов делило учащихся на 4 группы, как это было в лазарете Зимнего дворца. Первые две группы составляли неграмотные воины, для них уделялось от 15 до 18 часов. Для малограмотных было выделено 14–15 часов. Грамотным воинам уделялось от 18 до 20 часов [4, л. 10].

В лазарете № 281 министерства торговли и промышленности в 1915 году ежемесячно находилось 15 учащихся грамоте и арифметике. Среди 26 раненых, лежачих больных было 8. Группа неграмотных составляла 5 человек, малограмотных — 2, грамотных — 2 [5, л. 8]. Месяц обучения в лазарете давал неплохие результаты: неграмотные научились чтению и письму; малограмотные освоили таблицу умножения, запись под диктовку (диктант) и письменные упражнения на простые грамматические правила. Те, кто считался грамотным, хорошо справлялись с 4 арифметическими действиями над простыми и десятичными дробями [5, л. 6.].

Как показывают отчеты о результатах обучения раненых воинов, многие прошли курсы успешно, все смогли овладеть грамотой. Отмечен случай обучения русской грамоте человека татарской национальности, который говорил на татарском языке, а также обучение письму раненого левой рукой [5, л. 4.].

В декабре 1916 года группа неграмотных учащихся за 1 месяц научилась читать и писать, малограмотные выполняли упражнения на грамматику, хорошо читали, знали всю нумерацию и смогли приступить к сложению и вычитанию, а также к задачам на все 4 действия арифметики (сложение, вычитание, деление, умножение) [6, л. 2]. Спустя месяц в отчетах отмечается, что учащиеся могли выполнять самостоятельно все упражнения [6, л. 3].

Стоит отметить, что в лазаретах учитель вёл учет посещения занятий ранеными. Это была ежемесячная ведомость, которая выглядела как классный журнал, в котором была таблица с именем и фамилией учащихся, числа месяца и, собственно, сам учет посещения занятий. Например, в одной из ведомости указывается, что увечный Овсянников по болезни в декабре 1916 года пропустил 6 занятий в лазарете, который находился по адресу ул. Кирочная, д. 37 [7, л. 4].

В отчётах лазаретов указывалось число кроватей, число раненых, лежачих больных, а также информация о том, какие знания усвоил каждый раненый воин а лазарете. Например, в лазарете Министерства торговли и промышленности, раненый воин Боков изучил за месяц к 1 апреля 1917 года всю азбуку, чтение, списывание, самостоятельное письмо отдельных слов и простых предложений [6, л. 9].

Учащиеся в лазарете Министерства торговли и промышленности не стояли на месте в своем обучении, работа учителей и старания раненых воинов приносили свои плоды. Прежде находясь неграмотным, учащийся в результате мог сделать письменный пересказ прочитанного, писать самостоятельные письма, разбираться в частях речи и арифметических действиях, самые грамотные занимались самостоятельными изложениями [6, л. 13].

Стоит отметить, что были не единичны случи открытия библиотек в лазаретах: библиотека была создана в лазарете Всероссийского Земского, а в библиотеке при лазарете № 2 имени её императорского высочества великой княгини Елисаветы Маврикиевны устраивались беседы и чтения для раненых. [1, с. 79–84]

Увечные воины становились грамотными, но могли ли быть у них какие-то дальнейшие перспективы в трудоустройстве? Мог ли себя увечный как-то реализовать после фронта?

В Петрограде для дальнейшего трудоустройства увечный мог пойти на курсы волостных писарей, которые были в ведении земского отдела министерства внутренних дел. На курсы принимали увечных воинов, от которых требовалось знание грамоты и 4 действий арифметики. Обучение длилось 1 год и проходило на 12-й линии Васильевского острова, д. 27 [8, л. 5].

Увечные на этих курсах изучали: язык, математику, физику, историю, географию, гигиену, анатомию, геодезию, счетоводство, законоведение, практический курс о правах и обязанностях волостного писаря [8, л. 8]. Список предметом для человека, который знает грамоту и арифметику достаточно обширный, в целом обучение проходило успешно. Поэтому лица, окончившие курсы, могли устроиться работать по новой профессии, которую смогли приобрести.

Стоит добавить, что обучение воинов низшей школьной программе было важной составной частью восстановления их трудоспособности, т. к. именно после получения этих первоначальных знаний, увечный воин мог не только искать работу с уже имеющимися знаниями, но и освоить какую-либо ремесленную специальность.

Количество стремившихся учиться было велико. Обучение проходило по собственному желанию, которое было очень велико. Многие увечные стремились получить знания по грамоте т. к. они предоставлялись для каждого: для грамотных и неграмотных, для трудоспособных и с ограниченной трудоспособностью. Инвалиды Первой мировой войны находили для себя поддержку в лазаретах Петрограда.

Литература:

  1. Лазарет № 2 имени ее императорского высочества вел. кнг. Елисаветы Маврикиевны Павловского попечительства // Вестник Царскосельского района. 1916. № 4. С. 79–84.
  2. Очерк деятельности Петроградского городского комитета Всероссийского союза городов. Выпуск 1, Пг.,1916. — С. 123.
  3. Помощь увечным и специальные виды лечения // Известия Всероссийского Союза Городов. 1916. № 39. С. 136.
  4. ЦГИА СПб Ф.2183. Оп. 1. Д. 203.
  5. ЦГИА СПб Ф.2183. Оп. 1. Д. 211.
  6. ЦГИА СПб Ф. 2183. Оп. 1. Д. 212.
  7. ЦГИА СПб Ф. 2183. Оп. 1. Д. 214
  8. ЦГИА СПб Ф. 2183. Оп. 1. Д. 225.
Основные термины (генерируются автоматически): лазарет, лазарет Петрограда, мировая война, Петроград, увечный, воин, грамота, действие арифметики, лазарет Министерства торговли, процесс обучения инвалидов.


Похожие статьи

Российская интеллигенция и Первая мировая война

В статье рассматривается отношение российской интеллигенции к Первой мировой война, а также то, как интеллигенция помогала благотворительной деятельностью предотвращению военных нужд и людям, пострадавшим на войне.

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг.

В статье автор анализирует подготовку офицеров генерального штаба русской императорской армии в 1894–1917 гг.

В. А. Эммануэль: первый заведующий обучающимися на Интендантском курсе (к 105-й годовщине окончания Первой мировой войны)

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России

В статье рассматриваются основы становления кадетских корпусов дореволюционной России и дается описание историко-педагогических особенностей системы воспитания в данных учебных заведения того периода.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Условия возникновения и развития коммерческих училищ в России

Статья посвящена истории коммерческого образования в России, а именно появлению такого типа учебных заведений как «коммерческие училища». В статье раскрываются условия возникновения коммерческих училищ, а также их развитие.

Основные жилищно-бытовые трудности земских учителей Российской империи во второй половине XIX века

В статье рассматриваются жилищные условия земских учителей Нижегородской, Тамбовской, Владимирской, Московской, Курской и Саратовской губерний. Выявляются и обобщаются основные трудности быта земских учителей.

Похожие статьи

Российская интеллигенция и Первая мировая война

В статье рассматривается отношение российской интеллигенции к Первой мировой война, а также то, как интеллигенция помогала благотворительной деятельностью предотвращению военных нужд и людям, пострадавшим на войне.

Проблемы народного образования на Европейском Севере (1918–1920)

Статья посвящена деятельности Временного правительства в период интервенции по отношению к северным педагогам. В ней раскрываются особенности влияния интервентов на повседневную жизнь преподавателей. Показаны типичные условия труда учителей.

Подготовка офицеров Генерального штаба Русской императорской армии в 1894–1917 гг.

В статье автор анализирует подготовку офицеров генерального штаба русской императорской армии в 1894–1917 гг.

В. А. Эммануэль: первый заведующий обучающимися на Интендантском курсе (к 105-й годовщине окончания Первой мировой войны)

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Организация и осуществление занятий по патриотическому воспитанию дошкольников

В статье автор показывает организацию занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Особенности воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России

В статье рассматриваются основы становления кадетских корпусов дореволюционной России и дается описание историко-педагогических особенностей системы воспитания в данных учебных заведения того периода.

Школьные годы детей в период Великой Отечественной войны на материалах станицы Брюховецкой

В статье рассмотрен и проанализирован материал архивной периодики, связанный с деятельностью школ в период Великой Отечественной войны. Были выделены задачи, связанные с модернизацией советского образования в условиях военного времени.

Условия возникновения и развития коммерческих училищ в России

Статья посвящена истории коммерческого образования в России, а именно появлению такого типа учебных заведений как «коммерческие училища». В статье раскрываются условия возникновения коммерческих училищ, а также их развитие.

Основные жилищно-бытовые трудности земских учителей Российской империи во второй половине XIX века

В статье рассматриваются жилищные условия земских учителей Нижегородской, Тамбовской, Владимирской, Московской, Курской и Саратовской губерний. Выявляются и обобщаются основные трудности быта земских учителей.

Задать вопрос