Статья посвящена технологии использования чек-листов при подготовке ВПР. Поднимается вопрос об эффективности и результативности применения данной технологии.
Сейчас в школах дети зачастую очень перегружены и не имеют мотивацию к учебе, дистанционное образование выявило ряд проблем при введении уроков через различные средства связи, от обычных пропусков уроков учеником до технической несостоятельности, сжатые сроки подготовки к ВПР, или попросту ученик заболел и пропустил тему. Наверное, каждый учитель хочет, чтобы ученики показывали максимальный результат, и при всем при этом надолго могли бы запомнить материал, который им выдали.
При анализе статей и изучении материалов я решил применить технологию «чек-лист» в школе при подготовке к ВПР по истории. Так как результаты знаний после дистанционного обучения в 2020 году, были достаточно низкие, я решил постепенно поднимать качество обучаемости учеников [1]. Применение технологии чек-листов в нашем мире не ново. Если разобраться в деталях, то дословно «чек-лист» переводится как проверочный или контрольный лист, на котором перечислены пункты и по их выполнению человек ставит галочки. Если углубиться немного в историю, то чек-листы в самом начале использовали в технических отраслях, где требовалась строгая последовательность действий. Чек-листы можно создавать и использовать и в печатном, и в электронном виде. Они одинаково хороши как для принятия срочных решений, так и для методичного выполнения пошаговой процедуры. Данная технология может помочь в любой сфере, которая требует больше рабочей памяти, чем располагает человек. [2]
В данной статье я представлю несколько видов чек-листов, которые могут использоваться при подготовке к ВПР по истории. Я представлю чек-листы за 6 класс по истории России, расскажу этап базовой подготовки, как их можно использовать и о результатах, что они дали.
Первый шаг и самый трудный — это грамотно создать чек-лист, так как он служит фундаментом для учащихся, от него зависит, насколько легко учащиеся смогут запомнить ту или иную информацию, даты, события, архитектуру и т. д. Надо стараться делать упор на ассоциации и постараться не перегрузить чек-лист информацией. Если мы говорим о подготовке к ВПР, то необходимо подготовить по нему материал. Я делаю это комбинированно, а именно тема урока в 6 классе «Западная экспансия на Русь» сопоставляю с материалами из ФИОКО, с учебником и начинаю накидывать на черновике, что необходимо подчеркнуть, а что можно и опустить [3].
После того как был сделан чек лист (рис. 1, 2, 3, 4), выбираете, как его будут применять ваши ученики. Чек-лист — очень гибкая технология, которую можно применить на любых формах урока. Я исследовал пока следующею схему: введение в тему урока при помощи презентации, дети сами формируют тему урока и ставят цель урока, я разбиваю учеников по группам, каждой группе выдается ряд пунктов, которые должны заполнить в чек-листе, и они самостоятельно начинают работать в группе и с учебником, далее каждая группа выходит к доске и показывает свои результаты, записывая их на доске, Я проверяю и стараюсь не указывать на ошибку, а привести их к правильному ответу, после выступления всех групп мы проводим рефлексию (я отметил это на 4 рис.) домашнее задание я написал на доске, учащиеся выбирают сами, какое задание выполнить. Домашние задания тоже были отобраны так, чтобы соответствовали подготовке к ВПР.
Проверка знаний проводилась при помощи созданных мной карточек, составленных на основе сборника по ВПР за 6 класс. Результат составлен по итогам проверочной работы по карточкам, по теме прошлого урока. Проверочная работа проходила на параллели 6-х классов. Выбранные классы: 6А и 6Б достаточно сильные, со стабильными и хорошими результатами, я выбрал 6А класс, чтобы посмотреть, улучшат ли свои результаты в подготовке к ВПР, и выбрал 6Г класс, чтобы постараться поднять успеваемость в классе. 6Г Класс очень разношерстный, есть успевающие, но в малом количестве, есть неуспевающие ученики и ученики с ОВЗ. Задача состояла в том, что поднять результаты подготовки.
По результатам в таблице [табл. 1] можно сказать следующие. В 6А и 6Г урок проводился при помощи чек-листа и по отработанной схеме. В 6Б и 6В был проведен урок в классической форме. 6А улучшил свои результаты, в подготовке к ВПР. 6Г подтянул свои результаты, и кто-то мог даже поднять свои результаты с 3 на 4. 6Б класс показал достаточно стабильный результат при проверочной работе, 6В также не показал каких-либо особых изменений.
Исходя из результатов, можно сказать следующее: при помощи технологии чек-листов можно эффективно проводить уроки и готовить учеников к ВПР. Классы со стабильным результатом могут улучшить свои показатели, а слабым классам помочь подтянуть свои знания, быть более уверенными при выполнении проверочных работ. Но стоит отметить и минусы данного метода:
1) детальная подготовка чек-листа, отыскать необходимый материал и ассоциативный материал
2) Главное не увлечься и разместить тот материал, который будет необходим при подготовке и закреплении знаний
3) распечатывание таких листов может быть очень финансово затратное дело.
На каждый класс может уходить до 400 рублей, а их порой на параллели может быть и до 5, а еще и к каждому уроку 4) вводить данную технологию по началу может быть очень тяжело
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4.
Литература:
- Шурова О. Н. Основные проблемы при реализации ВПР в учебном процессе. На примере истории и обществознания / О. Н. Шурова. — //https://multiurok.ru/files/osnovnye-problemy-pri-realizatsii-vpr-v-uchebnom-p.html URL: (дата обращения: 09.08.2022)
- Дарья Подымова Использование чек-листов на уроках географии // https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ispolzovanie_cheklistov_na_urokah_geografii_182847.html (дата обращения: 09.08.2022)
- Ярыгина З. А. Чек-лист — новая технология в школьном образовании? / З. А. Ярыгина, А. Н. Ярыгин // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 22 март 2019 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. — С. 83–85. — ISBN 978–5–6042714–0–7.