Подготовка обучающихся к ЕГЭ по физике (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (426) август 2022 г.

Дата публикации: 06.08.2022

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Дементьев, С. С. Подготовка обучающихся к ЕГЭ по физике (из опыта работы) / С. С. Дементьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 31 (426). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/426/94341/ (дата обращения: 23.04.2024).



Принципиальной проблемой подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по физике в формате ЕГЭ является многосложность самой физики как науки. Физика — предмет, который нуждается в понимании, непрерывной практике и систематизации знаний от первых её азов до уровня программы среднего общего образования. Физика — одна из самых сложных школьных наук, вызывающая затруднения у многих учащихся.

Подготовку к экзамену следует начинать не позднее сентября в 10 классе, чётко понимая, что ребёнок готов и к получению новых знаний и хорошо усвоил базовый материал, который был пройден в основной школе. На второй-третей учебной неделе пишется диагностический тест с последующим анализом, по его результатам составляется план подготовки к экзамену, который включает психологическую поддержку выпускников при подготовке к ЕГЭ; работу с родителями (установление взаимодействия и формирование доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса, индивидуальные консультации, беседы, информационную поддержку, выступления на родительских собраниях, психопрофилактическая работа); отрабатывается теоретический и практический материал по проблемным темам.

Основным этапом подготовки к экзамену является непосредственно решение заданий как по вертикали — т. е. заданий из разных тем по типу КИМов, так и по горизонтали — по отдельным темам. Подробный разбор задач проводится по мере необходимости при возникновении затруднений у учащегося, особенно если недопонимание одной темы влечёт за собой трудности в решении смежных заданий, более или менее сложных по составу. Нерешенные задания необходимо обязательно разбирать вместе с учащимися как учителем, так и учащимися, решившими задания, выясняя при этом, какие ещё темы «западают» у ученика и как восполнить данные пробелы. Обязательно нужно учесть, что, если есть несколько вариантов решения, разбираются все, а наиболее простой и прямолинейный вариант отмечается звёздочной или другим заметным образом.

Неотъемлемой частью подготовки является повторение теоретических знаний от базовых законов и формул до более высокого уровня. Обучающиеся ведут «справочники», в которые записывают учебный материал, необходимый к обязательному усвоению. Вся эта работа может проводится в парах, группах или индивидуально в зависимости от запроса обучающихся класса и выбора предмета для сдачи ЕГЭ.

Эффективная подготовка к экзамену, конечно, предполагает постоянное отслеживание результатов уровня подготовки обучающихся, для которого ведутся индивидуальные диагностические карты учащихся. После результатов пробного тестирования, в классе либо формируется группа учащихся, с которыми проводятся дополнительные индивидуальные занятия, либо составляется индивидуальный план подготовки для отдельного ученика.

Среди базовых и второстепенных причин низких результатов тестирования при сдаче ЕГЭ по физике можно подчеркнуть следующее: неосновательная самоподготовка обучающихся по физике; отсутствие систематического контроля учащегося со стороны родителей; чрезмерная самоуверенность выпускников на экзамене; элементарные вычислительные ошибки, допущенные по невнимательности; слабые навыки самоконтроля обучающихся; отсутствие осознания ребёнком и его родителями необходимости в получении знаний по предмету и применение этих знаний в дальнейшем обучении и в будущей профессиональной деятельности.

Для достижения высоких результатов учащимися педагогу в организации своей работы по подготовке к экзамену следует придерживаться базовых принципов:

Первый — контролирующий принцип. Только строгий систематический контроль, постоянный анализ полученных результатов, коррекция деятельности обучающихся, отслеживание их психологического состояния — гарантия положительных результатов сдачи ЕГЭ. Особая специфика физики в том, что её нельзя только лишь заучить наизусть и полагаться на набор хаотичных знаний. Ученик должен чётко понимать все физические процессы и явления, принципы работы механизмов и именно на контроль понимания учитель должен сделать упор.

Второй — тематический принцип. При проведении подготовки соблюдается правило: планомерно следовать от простых заданий с кратким ответом к последним семи заданиям КИМа. В случае, если учащиеся сами ещё не умеют быстро выделять эти задания, необходимо показать на деле, как с этим справляться. Основные обозначения и формулы записываются в тетради-справочники, возможно также сделать выписки на листах и разместить их над рабочим местом, на выходе, на холодильнике и т. п.

Третий — логический принцип. Нужно приучаться пользоваться личными ресурсами знаний, применяя различные подходы и тонкости критического мышления для решения поставленной задачи наиболее простым и понятным путём. Зачастую ученики допускают ошибки из-за того, что поверхностно читают условие задач или не дочитывают его до конца, бывает также, что ответ даётся ребёнком в метрах в то время, как вопрос предполагал сантиметры или наоборот. Задача учителя на данном этапе — показать определённые «хитрости» и постоянно наталкивать ребёнка на логичные или хотя бы «правдоподобные рассуждения» так, чтобы со временем у учащихся выработалась необходимость самому задавать логические вопросы и искать пути решения задач, применяя критическое мышление.

Четвёртый — тренировочный принцип. На каждое занятие готовятся разные варианты учебных тренировочных задач и ситуаций с использованием материалов различных сборников тестовых заданий или заданий из интернета, при выполнении которых ученики смогут подсчитать количество успешно выполненных заданий и оценить проделанную ими работу. Для того чтобы формулы отложились в голове на подсознательном уровне, необходимо по мере возможности и сил решать большое количество учебных задач. Это позволит не отдельно готовиться к контрольным и экзаменам, а учить и закреплять материал, потому что решение задач — это и есть подготовка.

Пятый — принцип индивидуализации. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга [1]. Обязательно должна вестись работа с каждым учеником по коррекции его теоретических знаний, а также по коррекции умений и навыков применения изученной информации.

Шестой — временной принцип. Учебные тесты проводятся с чётким ограничением по времени, необходимо учить ребят контролировать себя (а именно следить, какое количество заданий они успевают решить в определённый отрезок времени). Если на решение одной из первых 23 задач ушло уже пять минут и приходит понимание, что в ближайшую минуту-две не придёте к верному ответу, лучше приступить к решению следующей. Исключениями могут быть задачи на сопоставление или поиски трёх верных ответов из предложенных пяти. На них может уйти до 10 минут. На задачи с развёрнутым ответом необходимо отвести не более 15 минут без учёта развёрнутого обоснования, почему были использованы те или иные законы и формулы в 30-й задаче. Если приходит понимание, что за 10 минут определённо не получите ответ на поставленный в задаче ответ, лучше оставить задание и приступить к следующему. Данный навык необходим как для грамотного распределения нагрузки во время самостоятельной подготовки к экзамену и предупреждения переутомления, так и непосредственно на государственной итоговой аттестации.

Подготовка к ЕГЭ требует постоянной проработки вычислительных навыков и теоретического материала. С этой целью используются следующие средства:

– организация индивидуальных консультаций, обучения в сотрудничестве, работы в малых группах и парах, оптимального использования ИКТ;

– использование опорных схем, конспектов и записей;

– кроме школьных учебников по физике можно изучать образовательные ролики в интернете. Однако среди разных источников могут встретиться и некачественные;

– проведение разноуровневых тестовых работ, работ с тренажерами, тестов и др. Важную роль играет организация итогового повторения и закрепления учебного материала.

Важно отметить необходимость формировать у выпускников следующие умения:

– оперативно переключаться с одного вида задач на другой;

– определять наиболее приемлемую стратегию при выборе пути решения как одной задачи, так и всего КИМа в общем;

– перепроверять все ответы, полученные в результате их решения.

Выпускникам рекомендуется разумно пользоваться ресурсами сети Интернет, сборниками по подготовке к экзаменам, рекомендованными ФИПИ.

Как хорошо известно, ЕГЭ является параллельно выпускным и вступительным экзаменом. Родители и дети могут столкнуться с тем, что руководство ВУЗов предлагает старшеклассникам выбирать как можно большее количество предметов для сдачи ЕГЭ, что возможно повысит шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета. Но следует отметить, что непомерная нагрузка на подростка с приложением огромных усилий в итоге на экзамене может привести к снижению реального результата.

В связи с вышесказанным крайне важна работа с родителями обучающихся. Она ставит своей целью — обеспечить понимание родителей выпускников процесса подготовки и сдачи выпускных экзаменов, сформировать реалистичную картину, снизить родительскую тревожность.

Задача педагогов и родителей — помочь ребенку определиться с необходимым набором предметов, которые он будет сдавать на государственной итоговой аттестации, помочь ему учесть свои реальные возможности и разглядеть дальнейшие жизненные перспективы. Работа с родителями включает в себя рекомендации по организации режима дня для старшеклассников, поддержке детей и помощи в период «до», «во время» и даже после экзаменов.

Литература:

  1. Фещенко, Т. С. Индивидуализация обучения физике на основе использования современных образовательных технологий: Дис.... канд. пед. наук / Т. С. Фещенко. — Текст: электронный // dslib.net/ Библиотека диссертаций: [сайт]. — URL: http://www.dslib.net/teoria-vospitania/individualizacija-obuchenija-fizike-na-osnove-ispolzovanija-sovremennyh.html (дата обращения: 05.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): задание, экзамен, государственная итоговая аттестация, работа, сдача ЕГЭ, время, задача, критическое мышление, ответ, учебный материал.


Похожие статьи

Вероятность сдачи ЕГЭ методом угадывания правильного ответа

 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это один из видов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА), которую пишут все без исключения выпускники одиннадцатых классов российских средних учебных...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в традиционной форме, и в формате

При решении задач по геометрии подбирала задачи из сборников ЕГЭ и ОГЭ. Т. К. Преподавателю, работающему по любому из...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу...

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Использование технологии развития критического мышления для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в

Методические рекомендации для учителей-предметников по использованию анализа результатов ГИА-2019 по географии в...

Система российского образования: проблема государственной...

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) — «форма объективной оценки качества

- критическое переосмысление прошлого и настоящего, предложение новых подходов и

процедура сдачи ЕГЭ, Единый государственный экзамен, государственная итоговая...

Об автоматизации процедуры проведения единого...

В статье проанализирована процедура проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Основные термины (генерируются автоматически): процедура сдачи ЕГЭ, государственная итоговая аттестация, Единый государственный экзамен, форма ЕГЭ...

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной...

Система государственной итоговой аттестации вызывает беспокойство не только у учащихся, но и у родителей. Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру...

Технология развития критического мышления как средство...

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Ключевые слова: экзамен, тест, задание, методика преподавания, достоинства, недостатки, уровень знаний. Всем школьникам и их родителям давно известна эта страшная аббревиатура – ЕГЭ (Единый государственный экзамен). В качестве эксперимента он был введен в 2001...

Похожие статьи

Вероятность сдачи ЕГЭ методом угадывания правильного ответа

 Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это один из видов государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА), которую пишут все без исключения выпускники одиннадцатых классов российских средних учебных...

Методика подготовки к государственной итоговой аттестации.

За время моей работы в школе приходилось готовить выпускников к государственной итоговой аттестации и в традиционной форме, и в формате

При решении задач по геометрии подбирала задачи из сборников ЕГЭ и ОГЭ. Т. К. Преподавателю, работающему по любому из...

Анализ причин затруднений учащихся при сдаче экзамена по...

Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий.

В числе обязательных предметов при сдаче государственного экзамена стоит математика.

Задания для практического кейса по математике зачастую направлены на индивидуальную работу...

Технология развития критического мышления (ТРКМ)

Использование технологии развития критического мышления для подготовки к государственной итоговой аттестации по географии в

Методические рекомендации для учителей-предметников по использованию анализа результатов ГИА-2019 по географии в...

Система российского образования: проблема государственной...

Единый государственный экзамен (далее — ЕГЭ) — «форма объективной оценки качества

- критическое переосмысление прошлого и настоящего, предложение новых подходов и

процедура сдачи ЕГЭ, Единый государственный экзамен, государственная итоговая...

Об автоматизации процедуры проведения единого...

В статье проанализирована процедура проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Основные термины (генерируются автоматически): процедура сдачи ЕГЭ, государственная итоговая аттестация, Единый государственный экзамен, форма ЕГЭ...

Рекомендации по подготовке учащихся к государственной...

Система государственной итоговой аттестации вызывает беспокойство не только у учащихся, но и у родителей. Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к ГИА, надо иметь не только хорошие знания по предмету, но также хорошо представлять себе структуру...

Технология развития критического мышления как средство...

В экзаменационную работу включены задания, проверяющие лингвистическую компетенцию (то есть

Критическое мышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Единый государственный экзамен: достоинства и недостатки

Ключевые слова: экзамен, тест, задание, методика преподавания, достоинства, недостатки, уровень знаний. Всем школьникам и их родителям давно известна эта страшная аббревиатура – ЕГЭ (Единый государственный экзамен). В качестве эксперимента он был введен в 2001...

Задать вопрос