Социальные этапы развития человека в рабочей сфере от стадии обучения до трудовой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 31.07.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Макаренко, Ю. В. Социальные этапы развития человека в рабочей сфере от стадии обучения до трудовой деятельности / Ю. В. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94255/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье автор раскрывает проблемы людей в рабочих процессах и рассказывает про социальное устройство персонала, а также карьерное движение работников вверх, раскрывая в них руководителя или даже лидера.

Ключевые слова: обучение, типы людей, рабочий процесс, отчуждение труда, компетенции руководитель, лидерские качества.

Начнем с обозначения понятия этапы развития человека, в частности социальное развитие. Это социально–педагогический процесс, подразумевающий наличие этапов реализации ресурсов индивидуального развития человека и освоения им педагогических возможностей социума. На начальном этапе формирования личности человека он проходит процесс становления через подготовительное обучение — развитие ребёнка в детском саду, потом проходит школьную программу от 9 до 11 классов, в зависимости от направления дальнейшего развития, и далее уже идёт процесс получения профессионального или высшего образования. Детский сад даст ребенку первичное осознание мира и социума: кто он такой, кто его родители, что за люди его окружают, а так же сформируется его психика. Школьный этап даст понимание того, какую роль подросток занимает в этом мире, сформирует его привычки, хобби, и самое главное — его интересы, благодаря которым, подросток как раз и определится с дальнейшим выбором направления его обучения и приобретением профессиональных навыков. Главное, чтобы подросток разобрался в себе и выбрал действительно интересное для него самого направление обучения. При получении статуса студента человек уже став совершеннолетним, начинает в полной мере осознавать не только чем он занимается, какие поступки он совершает, но и то, к чему они могут привести. Личность уже полностью формируется, появляется ответственность, вырабатываются социальные качества, характеризующие его как сформированную личность в обществе. Все необходимые общие знания о мире, о социуме, о том направлении сферы деятельности, какую он осознанно выбрал для обучения сам, у него уже есть. Остается лишь получить профессиональный опыт работы в данной сфере деятельности. И вот начинается самое интересное — процесс поиска и выбора работодателя по стандартным критериям: заработная плата, уровень труда, график работы, удаленность от места проживания и т. д. Мало кто на данном этапе понимает, что, например, пока ты не покажешь свой уровень работы после обучения на рабочем месте, никто тебе большой заработной платы платить не будет. Поэтому необходимо адекватно соизмерять свои реальные знания и умения с получением заработной платы.

Далее разберём 4 типа людей, участвующих в рабочем процессе, в таблице 1.

Таблица 1

Типы людей рабочего процесса

1 ТИП

2 ТИП

3 ТИП

4 ТИП

Специалист-новичок, ученик-студент

Умник, всезнайка

Универсальный работник

Все знаю, все умею, но…

Рассмотрим каждый из них подробно. «1 тип людей, участвующих в рабочем процессе» — это в первую очередь либо ученики, кто ещё учится и проходят производственную и преддипломную практику в частных фирмах или госпредприятиях, либо только что получившие диплом специалиста выпускники, которым не важен уровень заработной платы, а важно получить реальные практические навыки работы по той сферы деятельности, получить те компетенции, позволяющие ему самостоятельно трудится в данной сфере работы, иными словами стать профессионалом своего дела. Здесь следует обозначить что такое про профессионализм. Профессионализм — это не просто знание и умение своего дела, всех тонкостей и «подводных камней», но и в случае неудачи, умение оперативно решить данную проблему, потратив на этом минимальное количество ресурсов, как материальных, так и человеческих, например задействовав минимальное количество работников, для того чтобы другие продолжали и выполнять работу на своих местах. Человек — он не запрограммированный робот. Поэтому всегда, в тех рабочих процессах, где задействован человек, будут возникать ошибки и проблемы. А вот профессионализм поможет совершать их реже, допуская такие незначительные ошибки, которые можно будет быстро и легко исправить. Так вот весь рабочий процесс и имеет смысл с годами получать всё более и более значимые компетенции, в следствие которых специалист становится профессионалом своей сферы деятельности. Поэтому каждый студент или новый молодой работник должны понимать: чтобы получать высокую заработную плату нужно уметь высокий уровень профессионализма своего дела.

«2 тип» — это так называемые всезнайки. Люди, которые обладают опытом работы и существенными знаниями, но далеко не все из них умеют грамотно применять свои знания в работе. «3 тип» — универсальный работник, имеет уверенное общее представление о всей сфере деятельности фирмы или предприятия, а также обладает своими непосредственными рабочими компетенциями, и может выполнять практически любую порученную им задачу, даже не обладая полными компетенциями этой задачи. Например: он знает необходимых людей, как раз из «2 типа», к которым он может обратиться и с их помощью уже оперативно выполнить поставленную задачу. Ну и «4 тип людей, участвующих в рабочем процессе» это как не парадоксально люди, обладающие огромным багажом знаний и умений, высоким профессионализмом, компетенциями уровня управленческого состава, настоящего руководителя, но у них утеряно желание выполнять свои должностные обязанности, создавать что-то новое или руководить рабочими процессами. Это большая проблема в достижении профессионализма одной сферы деятельности, человек достиг своих высот, он всё знает и умеет и ему более не интересно этим заниматься, либо отсутствует стимул, мотивация, все люди разные, поэтому факторов много. Поэтому тут можно выделить главную проблему при получении профессиональных компетенций — отчуждение труда . Иными словами работник, по какой-то причине, перестает или изначально не видит конечный результат своей деятельности. Приведем простой пример работы на предприятии: студент выучился на фрезеровщика станка с ЧПУ, проработал много лет, получил высший разряд, умеет не глядя выполнить любую деталь, но ему это просто надоело. Он не знает, что это за детали, какую важную роль они играют при сборке изделий, возможно даже оборонного направления. Нет дополнительных стимулов на предприятии, таких как возможность повысить его до руководящей должности мастера или начальника производственного цеха, или переучится скажем на инженера-конструктора и попробовать свои силы там, с учётом разумеется желания работать и более высокой заработной платы. И получается, что данный сотрудник с детства рос, получал весь жизненный опыт, знания, старался, трудился, возможно даже достигая больших успехов в учебе, спорте, своем хобби, и тут, устроившись на работу, проработав достаточно долгий срок, получив все необходимые реальные знания и умения, все компетенции, он просто теряет интерес к работе за неимением видеть конечный вид своего труда, что именно он выполняет, к чему приводят все его действия, какой полезный результат он создает. Вот для этого и необходимо устраивать образовательные и экскурсионные программы в фирмах и предприятиях, на которых детально всё покажут и расскажут, что и как каждый из сотрудников делает и чем является финальный общий результат всего персонала вместе, а также курсы повышения квалификации, с помощью которых работники смогут получить необходимые компетенции, в том числе и компетенции руководителя, с помощью которых они смогут побороться уже за место на управляющей должности. Но тут стоит отметить, что любой грамотный человек, обладающий всеми необходимы компетенциями может быть руководителем. А вот уже не каждый руководитель может стать впоследствии лидером. Ведь руководство предполагает собой не только огромную ответственность прежде всего перед своими сотрудниками, но и зависимыми от вас материальными благами, которые вы создаете. И тут важно понимать: чтобы быть достойным руководителем, нужно иметь не только свои знания данной сферы работы, но и знания, умения распределять человеческие ресурсы, материальные ресурсы, хорошо разбираться в людях, личностный подход, манеры поведения в различных кругах общения, умение принятия собственных ошибок, стрессоустойчивость и др. Понимая и умея все вышеперечисленное, благоприятно расположив своих сотрудников к себе, а также непрерывно агитируя их на качественный труд и создание чего-то нового — вот это и делает руководителя настоящим лидером, за которым пойдут и другие, что сделает его продвижение по карьерной лестнице все выше и выше. Ну а если руководитель не может быть лидером — не беда, хорошо выполняет свои должностные обязанности, допустим, как начальник бюро, и это тоже хорошо. Все сотрудники, люди, всегда должны занимать свои должности, как раз исходя не только из своих реальных знаний и умений их применять, но и личностных качеств и характерных особенностей.

Литература:

  1. Михайличенко В. Е. Психология развития личности. — Харьков: НТУ «ХПИ» 2015.
  2. Хуторской А. В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: издательство «Питер» 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): рабочий процесс, тип людей, заработная плата, сфера деятельности, знание, компетенция, высокая заработная плата, детский сад, отчуждение труда, универсальный работник.


Ключевые слова

обучение, лидерские качества, рабочий процесс, типы людей, отчуждение труда, компетенции руководитель

Похожие статьи

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются проблемы психологической адаптации молодых сотрудников и психологическое обеспечение для успешного включения в коллектив. Насколько эффективно выстроен процесс адаптации, и психологическое сопровождение зависит результат рабо...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Похожие статьи

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются проблемы психологической адаптации молодых сотрудников и психологическое обеспечение для успешного включения в коллектив. Насколько эффективно выстроен процесс адаптации, и психологическое сопровождение зависит результат рабо...

Методический инструментарий исследования мотивационного развития персонала в сфере информационных технологий

Статья посвящена изучению развития сегмента рынка труда в сфере информационных технологий. В статье рассмотрены этапы развития отношений с персоналом, исследования мотиваций к повышению профессиональной и управленческой компетенции.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Профессиональная траектория развития старшеклассников

В статье раскрываются особенности профессиональной траектории развития старшеклассников. В статье показано понятийное поле проблемы выбора профессиональной траектории развития, а именно: «профессиональный выбор», «профессиональное самоопределение».

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Повышение мотивации персонала как фактор эффективности деятельности организации

В статье исследованы теоретические основы, сущностные и содержательные параметры мотивации и стимулирования персонала в системе критериев эффективности функционирования организации. Рассмотрена проблематика мотивации труда в отечественных организация...

Задать вопрос