Статья посвящена описанию эмпирических результатов психолого-педагогического исследования, цель которого заключается в определении влияния практико-ориентированного математического кружка в детском оздоровительном лагере на представления младших школьников о математике.
Ключевые слова: психологические представления, младшие школьники, математический кружок, практическая направленность математики, детский оздоровительный лагерь.
Переход школы на новые образовательные стандарты определяет цели образования и требования – не только к предметным, но и к метапредметным, и личностным результатам. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, выпускник должен не только освоить предметные знания, но и уметь с их помощью решать практические задачи в условиях реальной жизни. По результатам исследований TIMSS, в которых Россия принимает участие с 1995 года, российские школьники показывают достаточно высокий уровень овладения предметными математическими знаниями и умениями (выше средних международных показателей), но в то же время, испытывают затруднения при выполнении заданий, где необходимо применить математические знания в практических жизненных ситуациях.
В связи с этим, одной из основных задач школьного образования, в том числе – математического, становится усиление прикладной и практической направленности обучения при изучении различных разделов и содержательных линий. Вопросами реализации прикладной направленности процесса обучения математике в разное время занимались многие исследователи. Этой проблеме посвящены работы В.А. Далингера, Ю.М. Колягина, В.В. Пикан, Н.А. Терешина, И.М. Шапиро, Е.Н. Эрентраут и др.
При этом возникает вопрос о том, какие дидактические средства следует использовать для обеспечения реализации прикладной направленности обучения математике в школе во внеклассной работе.
Проведённый теоретический анализ научной литературы, исследований позволил выделить противоречия: между наличием большого количества исследований представлений младших школьников и преимущественной направленностью этих исследований на классно-урочную деятельность, а не внеклассную; между наличием большого количества исследований, посвященных изучению влияния практико-ориентированного подхода к обучению на личностное развитие младшего школьника и преимущественным отсутствием исследований, устанавливающих влияние практико-ориентированного обучения на формирование представлений младших школьников.
Целью исследования являетсятеоретическое и эмпирическое обоснование влияния практико-ориентированного математического кружка в детском оздоровительном лагере на представления младших школьников о математике.
Доказательство возможности положительной динамики представлений младших школьников о математике в условиях практико-ориентированного математического кружка в детском оздоровительном лагере было получено посредством психолого-педагогического исследования, проведенного на контингенте пионеров КДЦ «Созвездие» (32 человека возрастной категории «младший школьник»).
Исходя из исследований Т.А. Ивановой и Г.И. Саранцева о технологии работы с практико-ориентированными задачами, нами была организована работа математического кружка детского оздоровительного лагеря. Психолого-педагогические условия, созданные в работе, позволяли нам ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
Предметная составляющая задач, разработанных нами, представляет собой математические понятия, которые должны быть освоены на уроках математики. Практическая составляющая этих задач демонстрирует младшим школьникам саму необходимость использования того или иного математического понятия при решении задач, встающих перед человеком в условиях реальной жизни.
В течение психолого-педагогического исследования, которое проводилось в течение июля 2021 года, на начало и конец профильной математической смены изучалось содержание представлений младших школьников о математике через анализ психологических представлений совокупного субъекта.
Используя для анализа методику «Незаконченные предложения», мы взяли высказывания младших школьников о математике, которые обрабатывались нами методом контент-анализа по методике Б.А. Еремеева – путём построения корреляционных плеяд.
Из проведенного анализа видно, что в ходе исследования представления младших школьников о математике в их сознании качественно меняются.
На рисунке 1 представлена корреляционная плеяда, отражающая представления младших школьников о математике в начале исследования. Её интерпретация говорит о том, что в сознании младших школьников наблюдается отрицательная характеристика математики, проявляющаяся, в основном, как предмет, не используемый в повседневной жизни.
Рис. 1. Корреляционная плеяда, отражающая представления младших школьников о математике в начале исследования (общий массив слов –392)
Обратимся теперь к интерпретации плеяды, приведенной на рисунке 2.
Рис. 2. Корреляционная плеяда, отражающая представления младших школьников о математике в конце исследования (общий массив слов – 437)
Можно видеть, что представления испытуемых относительно математики в конце исследования несколько отличаются от их представлений в начале: наблюдается переход от образа математики как непонятного и ненужного учебного предмета к образу предмета необходимого для жизни. Младшие школьники начинают увязывать в своем сознании потребность в знаниях с получением для себя ответа на вопрос: «Зачем изучать математику?». В описательной характеристике теперь все чаще встречается слово «понятная» вместо распространенного вначале «непонятная», и что, на наш взгляд, является наиболее отличительным, так это осознание младшими школьниками удовольствия от этого понимания. Другими словами, математика становится для них учебным предметом, наполненным смыслом для дальнейшего изучения.
Теоретическое и эмпирическое обоснование влияния практико-ориентированного математического кружка в детском оздоровительном лагере на представления младших школьников о математике позволило сформулировать основные итоговые положения исследовательской работы.
- Анализ педагогической и методической литературы позволил сформулировать описательное определение понятия «практико-ориентированная задача». Были выделены и описаны в работе требования к практико-ориентированным задачам, а также критерии, по которым можно устанавливать, является ли задача практико-ориентированной.
- Разработана система занятий математического кружка в детском оздоровительном лагере, построенных на принципах практико-ориентированного подхода. В результате данной работы нами предложен алгоритм составления практико-ориентированных задач в условиях кружковой работы детского оздоровительного лагеря.
Литература
- Волкова, В.Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики / В.Ф. Волкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 11.1. – С. 32-33.
- Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики: Кн. для учителя / Н.А. Терешин. – Москва: Просвещение, 1990. – 96 с.
Шапиро, И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики / И.М. Шапиро. – Москва: Просвещение, 1990. – 96 с.