Право граждан на участие в управлении делами государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (425) июль 2022 г.

Дата публикации: 25.07.2022

Статья просмотрена: 779 раз

Библиографическое описание:

Сидоров, Р. Д. Право граждан на участие в управлении делами государства / Р. Д. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94170/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье рассматривается сущность конституционного права на участие граждан в управлении государством, показывается значение этого института для становления в России демократии, построения гражданского общества и повышения эффективности публичного управления.

Ключевые слова: право граждан, управления делами государства, гражданское общество.

Право граждан на участие в управлении делами государства в силу его важности для политической жизни общества декларируется на конституционном уровне (ст. 32 Конституции РФ) [1] и само по себе не является нововведением конституционного права, это право было признано и в провозглашенном советском строе и долгое время считалось важнейшим достоянием революции и последующего советского государственного строительства.

Становление российского государства как правового, демократического государства привело к новому взгляду на участие России в управлении государственными делами. Это явление в настоящее время привлекает внимание правоведов, политологов и социологов. Это объясняется тем, что право граждан на участие в управлении делами государства очень динамично, отражая все политические процессы, происходящие в государстве, и появляются новые способы его реализации. При этом следует иметь в виду, что анализируемый закон не является автономным, он является продуктом практической реализации общеконституционного принципа демократизма, а целью реализации последнего, как известно, является общественное благо (общественное интерес); она затрагивает каждого члена общества и общества в целом, и ее главная черта — доступность, а это означает, что каждый гражданин имеет право участвовать в различных сферах властных отношений по своему выбору.

На сегодняшний день именно народ в лице граждан государства управляет страной. Это управление все же следует считать косвенным, т. к. нельзя решить все вопросы с помощью голосования. Именно для этого и существуют органы государственной власти, часть из которых выбираются гражданами. Участвовать в управлении делами государства граждане России могут как непосредственно, так и через своих представителей. Это право опирается на конституционный принцип суверенитета народа. Согласно данному принципу основным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. На практике данное право осуществляется гражданами через следующие, закрепленные в Конституции России права: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия. Так, Конституцией России за гражданами нашего государства закреплено достаточно объемное право, отражающееся во многих законах как федеральных, так и ее субъектов.

Следует сказать, что согласно статье 12 Конституции РФ в систему органов государственной власти не входят органы местного самоуправления.

Однако с начала второго десятилетия XXI века в нашем обществе возрос интерес к вопросу о реальных возможностях и границах реализации права граждан на участие в управлении делами государства. В этот период окончательно закрепилась система назначения по конкурсу главы местной администрации. Тем самым принцип выборности должностного лица не был взят во внимание законодателями.

Участие российских граждан в управлении государством играет двоякую роль: прежде всего, это эффективный контроль народа и общества за функционированием публичной власти, кроме этого — реализуется непосредственное участие граждан в реализации государственной власти и местного самоуправления. Внедрение и развитие множества форм участия граждан в управлении делами государства должно осуществляться активными темпами, оно напрямую повышает градус доверия россиян к деятельности органов публичной власти, благотворно влияет на снижение социальной напряженности и нивелирует социальные конфликты. Главное требование к нормативному регулированию форм участия граждан — заключается в четкости формулировок, их конкретности и легкости в понимания. Здесь следует иметь ввиду, что участие граждан в управлении делами государства не ограничивается избирательной сферой общественных отношений, спектр возможных форм участия граждан весьма широк, но предполагает активные действия по управлению делами государства.

Классификация форм участия граждан в управлении государством может быть различной, мы согласны с целесообразностью их дифференциации на классические, перспективные и приемлемые формы. При этом каждая из перечисленных форм имеет свои виды. К классическим формам участия граждан в государственном управлении относятся прежде всего выборы в органы федеральной и государственной власти, а также органы местного самоуправления, референдумы, обращения граждан, массовые мероприятия [2].

Также, к классическим формам участия граждан в местном самоуправлении относятся общие и частные формы их осуществления. Как видим, перечисленные формы классического участия граждан в государственном управлении фактически являются общепризнанными институтами демократии. В то же время не вызывает сомнений, что функционирование отечественной демократической системы базируется на определенных принципах, которые помимо регулирования требуют развития в соответствии с реалиями времени. Классические формы участия граждан Российской Федерации в управлении делами страны делятся на косвенные и прямые, то есть выражающиеся через методы представительной и прямой демократии.

Конституционно-правовая доктрина также называет допустимые формы участия граждан в государственном управлении, которые, однако, практически не подлежат правовому регулированию. К таким формам относятся: отзыв избирателями высшего должностного лица субъекта федерации; избирательные мандаты; народная законодательная инициатива и др. Перспективной формой участия в управлении делами государства можно назвать деятельность молодежных организаций, потенциал которых огромен, особенно на уровне субъектов федерации. Например, в наиболее политически развитых регионах созданы и успешно работают экологические, антинаркотические и антикоррупционные комиссии. На основании вышеизложенного отметим, что для эффективной реализации гражданских прав на управление государственными делами во всех формах необходимо восстановить доверие россиян к государственным структурам [3]. И здесь недостаточно правовой и политической пропаганды, нужны специальные юридические технологии для создания социального портрета гражданина, активно и инициативно участвующего в управлении делами государства в установленных законом формах. Конечно, не каждый гражданин может участвовать в управлении государством, в этом процессе важны уровень образования, определенные личностные характеристики, гражданская позиция, репутация, общественный авторитет и т. д., но это не влияет на конституционное право на участие в государственном управлении. В России должен функционировать слаженный правовой механизм системного взаимодействия граждан и государства, отвечающий общественным интересам и целью которого является совместное эффективное решение социальных, политических, организационно-управленческих задач. При этом законные интересы и потребности граждан с учетом их позиций по различным вопросам должны лежать в основе эффективной правовой политики участия общественности в управлении делами государства.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// «СЗ РФ».2020. N 27. ст. 4196.
  2. Азимова Д. Ю. Участие граждан в Российской Федерации в управлении делами государства: традиционные формы и современные тенденции // Сборники конференций НИД Социосфера. — 2017. — № 1. — С. 198–202;
  3. Гончарова А. А. Право граждан на участие в управлении делами государства и электронное правительство в современном демократическом государстве // Успехи современной науки и образования. — 2017 (Т 8). — № 2. — С. 91–98.
Основные термины (генерируются автоматически): управление делами, государственная власть, государство, местное самоуправление, государственное управление, управление государством, гражданин, участие граждан, форма участия граждан, Российская Федерация.


Ключевые слова

гражданское общество, право граждан, управления делами государства

Похожие статьи

участие граждан в управлении делами общества через органы...

Об участии граждан в управлении делами государства размышлял Н. М. Коркунов. По его мнению, «как только государственные дела перестают быть главным делом граждан, и они предпочитают откупаться своим кошельком от личного участия в управлении, государство...

Право граждан Российской Федерации на участие...

общественного контроля, управлении делами государства, Конституции РФ, государственной власти, право граждан, реализации права граждан, местного самоуправления, Российской Федерации, граждан Российской...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах...

Ключевые слова: формы участия граждан в управлении государством, субъект федерации, ветви государственной власти, институты

Вовлеченность, участие граждан в управлении повышает уровень доверия к государственной политике. В настоящее время наиболее...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Участие граждан в управлении делами государства представляет собой определяющее

Также, граждане могут участвовать в государственном управлении с помощью различных

Кроме перечисленных форм общественного участия в управления, существуют формы...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации — «граждане нашей страны могут участвовать в управлении делами государства как...

Формы участия граждан в местном самоуправлении в России

Однако это не решает проблему участия граждан в местном самоуправлении. Повышение эффективности все еще находится в сфере контроля над высшими органами власти и получения государственных субсидий для развития муниципалитета. В то же время местные...

Сущность понятий управления государством | Статья в журнале...

Сущность понятий управления государством. Автор: Вайсберг Ярослава Александровна.

Вместе с тем, государственное управление отождествлять с его органами не правильно, потому как

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное.

местное самоуправлениеформа народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти.

местное самоуправление связано с правом граждан, местного...

Гарантии реализации административно-правового статуса граждан

Основополагающим правом граждан РФ является право на участие в управлении делами государства.

Право граждан на обращение в органы государственной власти закреплено в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан...

Похожие статьи

участие граждан в управлении делами общества через органы...

Об участии граждан в управлении делами государства размышлял Н. М. Коркунов. По его мнению, «как только государственные дела перестают быть главным делом граждан, и они предпочитают откупаться своим кошельком от личного участия в управлении, государство...

Право граждан Российской Федерации на участие...

общественного контроля, управлении делами государства, Конституции РФ, государственной власти, право граждан, реализации права граждан, местного самоуправления, Российской Федерации, граждан Российской...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах...

Ключевые слова: формы участия граждан в управлении государством, субъект федерации, ветви государственной власти, институты

Вовлеченность, участие граждан в управлении повышает уровень доверия к государственной политике. В настоящее время наиболее...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

Участие граждан в управлении делами государства представляет собой определяющее

Также, граждане могут участвовать в государственном управлении с помощью различных

Кроме перечисленных форм общественного участия в управления, существуют формы...

Российская Федерация, прокуратура, государственная власть...

общественный контроль, государственная власть, Российская Федерация, народ, власть, местное самоуправление, Конституция

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации — «граждане нашей страны могут участвовать в управлении делами государства как...

Формы участия граждан в местном самоуправлении в России

Однако это не решает проблему участия граждан в местном самоуправлении. Повышение эффективности все еще находится в сфере контроля над высшими органами власти и получения государственных субсидий для развития муниципалитета. В то же время местные...

Сущность понятий управления государством | Статья в журнале...

Сущность понятий управления государством. Автор: Вайсберг Ярослава Александровна.

Вместе с тем, государственное управление отождествлять с его органами не правильно, потому как

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление...

Основные положения о местном самоуправлении. Полномочия...

Всякое управление публичного характера, с этой точки зрения, есть дело государственное.

местное самоуправлениеформа народовластия, то есть разновидность принадлежащей народу власти.

местное самоуправление связано с правом граждан, местного...

Гарантии реализации административно-правового статуса граждан

Основополагающим правом граждан РФ является право на участие в управлении делами государства.

Право граждан на обращение в органы государственной власти закреплено в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан...

Задать вопрос