В статье прописан механизм реализации проекта по безвозмездному донорству крови и его результаты, представлен план, включающий в себя различные формы проведения информационно-образовательных мероприятий для студентов техникума. Представлен опыт реализации проекта через вовлечение студентов группы в изучение вопроса донорства и самостоятельную разработку информационных материалов для студентов других групп.
Ключевые слова: донорство, донорский светофор, мобильное приложение действующего донора, здоровый образ жизни,молодёжное безвозмездное донорство крови.
Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из очень важных для государства и для здравоохранения. Искусственной альтернативы компонентам крови на данный момент не существует. В России только 1,7% населения являются донорами. Для того чтобы обеспечить достаточный запас крови, необходимо, чтобы хотя бы 4% населения было донорами. [5]
Донорская кровь необходима людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, техногенных катастрофах; больным, которым предстоят сложные операции; больным, страдающим заболеваниями крови и кроветворных органов; больным при кровотечениях, тяжелых травмах, ожогах; онкогематологическим больным, среди которых много детей.
В Хабаровском крае почти 30 тысяч доноров, из них – 10 000 кадровых доноров. Основную часть доноров составляют люди до 30 лет, из них примерно 60% – мужчины. Компоненты крови требуются постоянно – в переливании нуждаются в среднем 100 жителей края ежедневно.
По данным Хабаровской станции переливания крови на 2020-2021 год количество доноров составило 14 на 1000 человек при необходимом количестве в два раза больше. Такая статистика говорит о недостаточности доноров, так как для самообеспечения региона кровью и ее компонентами необходимо 32-34 донора на 1000 человек населения. Эта проблема складывается из нескольких факторов, таких как: низкая донорская активность населения, отсутствие положительного имиджа донора крови, недостаточная информированность молодежи о донорстве.
По данным Службы крови в Хабаровском крае доля повторных и регулярных доноров составляет от 48,1 до 80,2%, доля активных (кадровых) доноров – от 15,3 до 43,3% от их общего количества. Это также одна из ключевых проблем – недостаточность и нестабильность кратности сдачи крови. [2]
Регулярно дающий кровь донор — это донор, кровь которого наиболее безопасна в силу регулярного обследования и наблюдения за состоянием его здоровья. Из потенциала повторно и неоднократно сдающих доноров формируется система «кадровых доноров». [3]
Сейчас по всей России на сайтах больниц и станций переливания крови работает приложение «Донорский светофор», благодаря которому донор всегда может узнать, где его кровь нужна больше всего, что увеличивает количество кадровых доноров, готовых прийти на помощь. [1]
Установлено, что добровольные доноры являются самыми безопасными донорами, так как они мотивированы альтруистскими побуждениями и желанием помочь другим людям, а также чувством морального долга и социальной ответственности. Вознаграждение, которое они получают, – это личное удовлетворение, самоуважение и гордость. [5]
Решение задачи по увеличению кратности сдачи крови возможно при увеличении регулярного донорства среди молодежи Хабаровского края. Студенты – активные, энергичные, здоровые люди, которые могут стать кадровыми донорами, демонстрировать социально-ответственное поведение и влиять на количество и безопасность заготавливаемой крови.
С целью привлечения внимания студентов к проблеме донорства крови среди студентов группы ЭЛА-319 КГБ ПОУ ХТТБПТ был инициирован, описан и подготовлен к реализации социальный проект по вовлечению студентов добровольное донорство «Я-донор!», направленный на популяризацию и пропаганду молодёжного безвозмездного донорства крови, на создание положительного имиджа донора крови в студенческой среде, на привлечение студентов техникума к безвозмездному кадровому донорству.
Актуальность проекта связана с необходимостью снабжения компонентами крови пациентов, находящихся в различных клиниках Хабаровского края.
Опрос, проведённый в группе ЭЛА-319 показал, что 24 студента слышали о донорстве и имеют о нём поверхностное представление. Подробной и достоверной информацией о донорстве владеют всего 2 студента. Большая часть студентов не понимают значимости донорства и не уверены, что им необходимо заниматься данной деятельностью.
Результаты опроса позволяют сделать выводы, что студенты группы имеют малый объем информации о донорстве, не имеют мотивации к донорству, следовательно, первоначально необходимо проводить разъяснительную, информационную, образовательную, воспитательную работу в студенческой среде.
Первое, что необходимо: сформировать у студентов понимание необходимости донорства крови и содействовать положительным убеждениям в отношении донорства крови.
Информационные образовательные мероприятия должны быть направлены: на пропаганду молодежного донорства и популяризацию донорства крови и ее компонентов; на повышение уровня знаний о донорстве крови; на формирование представлений и требований, предъявляемых к донорам; на вовлечение студентов в добровольческую деятельность в сфере здравоохранения; на создание понятия о противопоказании к сдаче крови; на экскурс в понятие кадрового донорства; на соблюдение студентами здорового образа жизни. [9]
Формы проведения информационных мероприятий могут быть разнообразными: квиз, игра, лекция, квест, брейн-ринг, семинар, открытая беседа, онлайн-лекция, онлайн-презентация, конкурсы социальной рекламы, тренинги, плакаты, буклеты, виделекции и т.д.
Для решения проблемы информационного вакуума у студентов группы был разработан цикл презентаций, в которых освещались основные темы безвозмездного донорства крови: «Из истории донорства крови», «Группы крови и их совместимость», «Донорство крови и её компонентов», «Рекомендации перед сдачей крови на донорство», «Противопоказания при сдаче крови», «Выплаты и льготы донорам в 2022 году в Хабаровском крае», «Интересные факты о донорстве крови». Причём, информационные сообщения были составлены таким образом, чтобы преодолеть социальные и психологические опасения, существующие у студентов по отношению к донорству крови.
Со студентами группы были проведены онлайн-лекции, в рамках которых студентам группы была представлена информация о донорстве следующей тематики: как стать донором; противопоказания к донорству; подготовка к донорству – правильное питание; рекомендации до и после донации; как стать почётным донором России.
После онлайн-лекций состоялась открытая беседа с куратором группы, где были рассмотрены возникшие у студентов группы вопросы о донорстве, рассмотрено мобильное приложение действующего донора. [2]
Студентам, которые никогда не думали о донорстве, было предложено сдать кровь, и были предоставлены удобные условия. По результатам этих мероприятий из 26 студентов группы ЭЛА-319 11 человек решили стать первичными донорами. Однако, в обозначенный для донации день, только 5 человек посетили станцию переливания крови. Все студенты, сдавшие кровь впервые, планируют стать активными кадровыми донорами.
В рамках проекта сделан упор на формирование группы активных доноров среди студенческого сообщества, которые прошли первую донацию. Ход реализации проекта показал, что необходимо пробудить и выявить мотивационную составляющую у студентов, стимулировать и формировать чувство социальной ответственности, желание принимать активное участие в гуманитарных проектах. Важно найти не только материальные, но и эмоциональные стимулы в развитии донорства среди студенчества, так как молодёжная аудитория активна, легка на подъём и открыта новому.
Следовательно, необходимо продолжать привлекать студентов к проблеме донорства и формировать положительный имидж донора-студента.
Работа по реализации проекта продолжится в следующем году со студентами других групп техникума. Согласно разработанному плану мероприятий, студентов группы ЭЛА-319 планируется привлечь к разработке информационных материалов, к организации и проведению просветительских акций проекта.
Литература:
- Донорский светофор. https://www.spk-27.ru/;
- Интернет-портал Службы крови. https://www.yadonor.ru/;
- Информационный сборник Национального фонда развития здравоохранения «Здоровье донора». https://nfrz.ru/;
- Молодежное донорское движение. https://spasibodonor.ru/;
- Рекрутинг доноров крови (в помощь организаторам донорского движения). – М.: Координационный центр по организации, развитию и пропаганде добровольного донорства крови, 2011. – 168 с.