Социальный проект по вовлечению студентов в добровольное донорство «Я – донор!» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Барышев, И. Р. Социальный проект по вовлечению студентов в добровольное донорство «Я – донор!» / И. Р. Барышев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94142/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье прописан механизм реализации проекта по безвозмездному донорству крови и его результаты, представлен план, включающий в себя различные формы проведения информационно-образовательных мероприятий для студентов техникума. Представлен опыт реализации проекта через вовлечение студентов группы в изучение вопроса донорства и самостоятельную разработку информационных материалов для студентов других групп.

Ключевые слова: донорство, донорский светофор, мобильное приложение действующего донора, здоровый образ жизни,молодёжное безвозмездное донорство крови.

Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из очень важных для государства и для здравоохранения. Искусственной альтернативы компонентам крови на данный момент не существует. В России только 1,7% населения являются донорами. Для того чтобы обеспечить достаточный запас крови, необходимо, чтобы хотя бы 4% населения было донорами. [5]

Донорская кровь необходима людям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, техногенных катастрофах; больным, которым предстоят сложные операции; больным, страдающим заболеваниями крови и кроветворных органов; больным при кровотечениях, тяжелых травмах, ожогах; онкогематологическим больным, среди которых много детей.

В Хабаровском крае почти 30 тысяч доноров, из них – 10 000 кадровых доноров. Основную часть доноров составляют люди до 30 лет, из них примерно 60% – мужчины. Компоненты крови требуются постоянно – в переливании нуждаются в среднем 100 жителей края ежедневно.

По данным Хабаровской станции переливания крови на 2020-2021 год количество доноров составило 14 на 1000 человек при необходимом количестве в два раза больше. Такая статистика говорит о недостаточности доноров, так как для самообеспечения региона кровью и ее компонентами необходимо 32-34 донора на 1000 человек населения. Эта проблема складывается из нескольких факторов, таких как: низкая донорская активность населения, отсутствие положительного имиджа донора крови, недостаточная информированность молодежи о донорстве.

По данным Службы крови в Хабаровском крае доля повторных и регулярных доноров составляет от 48,1 до 80,2%, доля активных (кадровых) доноров – от 15,3 до 43,3% от их общего количества. Это также одна из ключевых проблем – недостаточность и нестабильность кратности сдачи крови. [2]

Регулярно дающий кровь донор — это донор, кровь которого наиболее безопасна в силу регулярного обследования и наблюдения за состоянием его здоровья. Из потенциала повторно и неоднократно сдающих доноров формируется система «кадровых доноров». [3]

Сейчас по всей России на сайтах больниц и станций переливания крови работает приложение «Донорский светофор», благодаря которому донор всегда может узнать, где его кровь нужна больше всего, что увеличивает количество кадровых доноров, готовых прийти на помощь. [1]

Установлено, что добровольные доноры являются самыми безопасными донорами, так как они мотивированы альтруистскими побуждениями и желанием помочь другим людям, а также чувством морального долга и социальной ответственности. Вознаграждение, которое они получают, – это личное удовлетворение, самоуважение и гордость. [5]

Решение задачи по увеличению кратности сдачи крови возможно при увеличении регулярного донорства среди молодежи Хабаровского края. Студенты – активные, энергичные, здоровые люди, которые могут стать кадровыми донорами, демонстрировать социально-ответственное поведение и влиять на количество и безопасность заготавливаемой крови.

С целью привлечения внимания студентов к проблеме донорства крови среди студентов группы ЭЛА-319 КГБ ПОУ ХТТБПТ был инициирован, описан и подготовлен к реализации социальный проект по вовлечению студентов добровольное донорство «Я-донор!», направленный на популяризацию и пропаганду молодёжного безвозмездного донорства крови, на создание положительного имиджа донора крови в студенческой среде, на привлечение студентов техникума к безвозмездному кадровому донорству.

Актуальность проекта связана с необходимостью снабжения компонентами крови пациентов, находящихся в различных клиниках Хабаровского края.

Опрос, проведённый в группе ЭЛА-319 показал, что 24 студента слышали о донорстве и имеют о нём поверхностное представление. Подробной и достоверной информацией о донорстве владеют всего 2 студента. Большая часть студентов не понимают значимости донорства и не уверены, что им необходимо заниматься данной деятельностью.

Результаты опроса позволяют сделать выводы, что студенты группы имеют малый объем информации о донорстве, не имеют мотивации к донорству, следовательно, первоначально необходимо проводить разъяснительную, информационную, образовательную, воспитательную работу в студенческой среде.

Первое, что необходимо: сформировать у студентов понимание необходимости донорства крови и содействовать положительным убеждениям в отношении донорства крови.

Информационные образовательные мероприятия должны быть направлены: на пропаганду молодежного донорства и популяризацию донорства крови и ее компонентов; на повышение уровня знаний о донорстве крови; на формирование представлений и требований, предъявляемых к донорам; на вовлечение студентов в добровольческую деятельность в сфере здравоохранения; на создание понятия о противопоказании к сдаче крови; на экскурс в понятие кадрового донорства; на соблюдение студентами здорового образа жизни. [9]

Формы проведения информационных мероприятий могут быть разнообразными: квиз, игра, лекция, квест, брейн-ринг, семинар, открытая беседа, онлайн-лекция, онлайн-презентация, конкурсы социальной рекламы, тренинги, плакаты, буклеты, виделекции и т.д.

Для решения проблемы информационного вакуума у студентов группы был разработан цикл презентаций, в которых освещались основные темы безвозмездного донорства крови: «Из истории донорства крови», «Группы крови и их совместимость», «Донорство крови и её компонентов», «Рекомендации перед сдачей крови на донорство», «Противопоказания при сдаче крови», «Выплаты и льготы донорам в 2022 году в Хабаровском крае», «Интересные факты о донорстве крови». Причём, информационные сообщения были составлены таким образом, чтобы преодолеть социальные и психологические опасения, существующие у студентов по отношению к донорству крови.

Со студентами группы были проведены онлайн-лекции, в рамках которых студентам группы была представлена информация о донорстве следующей тематики: как стать донором; противопоказания к донорству; подготовка к донорству – правильное питание; рекомендации до и после донации; как стать почётным донором России.

После онлайн-лекций состоялась открытая беседа с куратором группы, где были рассмотрены возникшие у студентов группы вопросы о донорстве, рассмотрено мобильное приложение действующего донора. [2]

Студентам, которые никогда не думали о донорстве, было предложено сдать кровь, и были предоставлены удобные условия. По результатам этих мероприятий из 26 студентов группы ЭЛА-319 11 человек решили стать первичными донорами. Однако, в обозначенный для донации день, только 5 человек посетили станцию переливания крови. Все студенты, сдавшие кровь впервые, планируют стать активными кадровыми донорами.

В рамках проекта сделан упор на формирование группы активных доноров среди студенческого сообщества, которые прошли первую донацию. Ход реализации проекта показал, что необходимо пробудить и выявить мотивационную составляющую у студентов, стимулировать и формировать чувство социальной ответственности, желание принимать активное участие в гуманитарных проектах. Важно найти не только материальные, но и эмоциональные стимулы в развитии донорства среди студенчества, так как молодёжная аудитория активна, легка на подъём и открыта новому.

Следовательно, необходимо продолжать привлекать студентов к проблеме донорства и формировать положительный имидж донора-студента.

Работа по реализации проекта продолжится в следующем году со студентами других групп техникума. Согласно разработанному плану мероприятий, студентов группы ЭЛА-319 планируется привлечь к разработке информационных материалов, к организации и проведению просветительских акций проекта.

Литература:

  1. Донорский светофор. https://www.spk-27.ru/;
  2. Интернет-портал Службы крови. https://www.yadonor.ru/;
  3. Информационный сборник Национального фонда развития здравоохранения «Здоровье донора». https://nfrz.ru/;
  4. Молодежное донорское движение. https://spasibodonor.ru/;
  5. Рекрутинг доноров крови (в помощь организаторам донорского движения). – М.: Координационный центр по организации, развитию и пропаганде добровольного донорства крови, 2011. – 168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): донор, студент группы, Хабаровский край, донорство, студент, донорство крови, кровь, мобильное приложение, молодежное безвозмездное донорство, социальная ответственность.


Ключевые слова

здоровый образ жизни, донорство, донорский светофор, мобильное приложение действующего донора, молодёжное безвозмездное донорство крови

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее»

В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезны...

Похожие статьи

Представления студентов Сургутского государственного педагогического университета об инклюзивном волонтерстве

В работе рассматриваются результаты социологического опроса студентов БУ «Сургутский государственный педагогический университет». Показана социальная значимость волонтерства, ее роль и значение, как для самого молодого человека, так и для людей, кото...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации

В статье раскрывается проблема социально-личностного развития детей в условиях дошкольной образовательной организации. На примере конкретных форм работы раскрыт процесс приобщения старших дошкольников к волонтерской деятельности, способствующий форми...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия

В настоящей статье рассматривается зарубежный и отечественный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия. Анализируется нормативно-правовая база, регламентирующая концепцию активного долголетия в Росс...

Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения

Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Технология «Дети – волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников

В статье рассматривается технология «Дети-волонтеры», которая позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО, предусматривает развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников, создает условия для разновозрастного, межличностного и позн...

Социальный туризм как часть комплекса программ для пожилых в рамках Национального проекта «Демография» на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Московского района Санкт-Петербурга

В статье исследуется социальный туризм как форма поддержки активного и творческого долголетия и качества жизни пожилых граждан, а также рассматривается опыт успешной реализации программы по развитию социального туризма для граждан старшего возраста н...

Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка

В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...

Самоопределение обучающихся 5–11-х классов посредством систематической реализации программы «Шаг в будущее»

В статье описан опыт МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» о влиянии симпозиумов программы «Шаг в будущее…» на самоопределение обучающихся 5–11 классов. Этот системный опыт школы № 104 в подготовке потенциальных участников к требованиям Форума будет полезны...

Задать вопрос