Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 24.07.2022

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Канаева, Е. Е. Диагностика уровня активности головного мозга, источники и методы активации в нейропсихологическом подходе / Е. Е. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 113-117. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94123/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: головной мозг, инновационное оборудование, нейропсихологический подход, источники активации, коррекция, методика, программа, реабилитация .

Термин «активность головного мозга» начал применяться в нейрофизиологии при описании биоэлектрических потенциалов коры головного мозга, однако анализ литературы показывает, что данным понятием он не ограничивается.

Изучение электрических потенциалов головного мозга человека началось в начале ХХ века и активно продолжается в настоящее время. Суммарная электрическая активность головного мозга определяется методом электроэнцефалографии или ЭЭГ, путем регистрации электрических сигналов мозгового происхождения с поверхности кожи головы [11]. В начале XXI века метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и его модификации -фМРТ покоя (фМРТп) дополнил исследования функциональной организации головного мозга. фМРТп не измеряет нейрональную активность напрямую, а позволяет оценить активность нейронов через усиление кровотока соответствующей зоны головного мозга. Современный метод ПЭТ (позитронно‐эмиссионная томография) — трехмерный визуализирующий лучевой метод исследования, позволяет оценить потребление кислорода и региональный мозговой кровоток и соответственно показать уровень функционирования головного мозга, а также наиболее активные области головного мозга во время определенных действий [14].

Для формирования общей картины функционального состояния и активности мозга исследуют способность мозга к переработке вестибулярной, зрительной и звуковой информации. Современные разработки позволяют использовать как безаппаратные методы, так и аппаратные в целях диагностики, обучения, коррекции и реабилитации.

В настоящее время выявлена положительная корреляция активности головного мозга с уровнем интеллекта [4], физиологической адаптацией [15], уровнем общего развития, наличием или отсутствием ряда заболеваний. Дефицит нейродинамических (активационных, энергетических) компонентов (дефицит функций I блока по Лурии А. Р.) характерен в той или иной степени для всех детей с трудностями обучения [1], [2].

Структурно-функциональная модель работы мозга, предложенная А. Р. Лурия, используется в современной нейропсихологии, позволяет характеризовать наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого. Согласно Лурия А. Р. различные этапы любой осознанной психической деятельности осуществляется с обязательным участием всех трех блоков мозга, что говорит о регулярном взаимодействии трех основных функциональных блоков мозга и их взаимном влиянии друг на друга. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Поэтому при диагностике состояние нейродинамических компонентов деятельности мозга оценивают через наблюдение за выполнением всех нейропсихологических проб, но при этом уделяется внимание таким симптомам, как истощение, колебания внимания, трудности вхождения в задание, микро- и макрография, гипо- и гипертонус в моторных пробах. Ряд авторов выделяет 5 основных показателей, позволяющих оценить состояние функций энергетического блока: утомляемость, темп выполнения проб, гиперактивность, импульсивность, инертность [1], [2].

Выявить проблемы, связанные с работой мозга и степень их выраженности, возможно с помощью классического нейропсихологического исследования [3], однако гораздо эффективнее это выявляют специальные приборы. В настоящее время нейропсихологами используются: Test Auditory and Visual Skils (TAVS) — устройство для исследования способности к обработке звуковой и зрительной информации, окулометрия (EYE-tracking) технология, которая отслеживает и записывает перемещение взгляда, Аудиометрия, Play Attention (для определения возможности удерживать внимание), Interactive Metronom, Компьютерная диагностика особенностей латерализации; Стабилоплатформа — прибор для анализа способности человека управлять позой тела и др. [18].

За рубежом получили широкую известность Автоматизированная батарея Кембриджских нейропсихологических тестов (CANTAB) — это компьютерный оценка когнитивной системы с помощью компьютера; Test of Attentional Performance (TAP) — тест производительности внимания; FePsy — нейропсихологическая компьютеризированная тестовая батарея, оценивает концентрацию внимания, кратковременную память, двигательную активность, способность обработки зрительной информации, восприятие ритма, скорость и др.

Исследования в данной области продолжаются, появляются новые методы и технологии. Разработки в смежных областях науки с успехом используются и нейропсихологами.

Следует отметить, что наряду с использованием компьютерных тестов и специальных аппаратов сохраняется важность безаппаратных технологий. Современные разработки в области нейропсихологии созданы человеком и не смогут работать без нейропсихологов, которые подберут классические нейропсихологические тесты, смогут дополнить, уточнить и интерпретировать полученные аппаратные данные. Человек это в первую очередь живой организм и нуждается в таком же живом организме рядом, а диагностика, обучение, коррекция, реабилитация без живого участия могут оказаться невозможными.

Так в рамках выявления нейродинамических (активационных, энергетических) компонентов мозга без специальных программ и аппаратов нейропсихологи могут с успешностью использовать следующие тесты:

— «Корректурная таблица» позволит рассчитать «индекс утомляемости»;

— Теппинг-тест — методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям, определит выносливость нервной системы и изменение скоростных характеристик

— Таблица Шульте определит темповые характеристики выполнения проб

— Шкала СДВГ Свенсона Шкала SNAP-IV (сокращенной версия), или Swanson, Nolan и Pelham (SNAP) (полная версия) поможет в определении симптомов невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

И это далеко не полный перечень диагностических методик в арсенале нейропсихологов.

Нейропсихологические программы по активации головного мозга разрабатываются российскими и зарубежными специалистами в области нейропсихологической коррекции и реабилитации. Цветковой Л. С. в книге «Нейропсихологическое консультирование» предложена теория активации головного мозга, которая включает по крайней мере три основных источника активации:

  1. В основе первого лежат обменные процессы организма, лежащие в основе гомеостаза. В наиболее простых формах связаны с дыхательными и пищеварительными процессами, процессами белкового обмена и др. (витальная активация). К первому источнику активации также относятся врожденные системы полового и пищевого поведения.
  2. Второй связан с поступлением раздражений из внешнего мира и проявляется в ориентировочном рефлексе. Потребность в информации у человека бывает не меньше, чем в органическом обмене веществ.
  3. Третий. Значительная часть активации человека обусловлена намерениями и планами, перспективами и программами, которые формируются в процессе его сознательной жизни и являются социальными по своему заказу. Всякий сформулированный в речи замысел преследует некоторую цель и вызывает целую программу действий, направленный на достижение этой цели. Достижение цели прекращает активность [16].

Разрабатываемые нейропрограммы имеют под собой обширные научные обоснования. В результате нейропсихологической диагностики определяется профиль трудностей и разрабатывается индивидуальная программа нейрокоррекции (нейрореабилитации), которая может включать работу с использованием инновационного оборудования, работу с методическими материалами, классические нейропсихологические методики, нейройогу, ритмотерапию, светотерапию, цветотерапию, арттерапию, песочную терапию, и др. Проводится двигательная, когнитивная, сенсорная, нейроакустическая стимуляция, развитие активного внимания, психотерапия и др.

Методы с использованием инновационного оборудования:

— БОС — разрабатывался в ряде зарубежных стран, в т. ч. в России в Институте экспериментальной медицины Российской Академии Медицинских Наук (Санкт-Петербург) — (биологическая обратная связь посредством регистрации определённых биоритмов) — метод совершенствования нормальных и коррекции нарушенных или неоптимально осуществляемых функций организма через инструментальное обучение специализированным навыкам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния человека [11]. Посредством постоянного донесения до испытуемого аудиовизуальной информации можно выработать у него способность весьма неявного, но очень мощного воздействия на функционирование мозга. Одной из возможностей БОС является способность достижения физиологических состояний, похожих как при занятиях: прогрессивной мышечной релаксацией, медитацией, аутогенной тренировкой (АТ), йогой и др. техниками. [7] [5]

— Интерактивный метроном (IM) (РИТМ БОС) программно-аппаратный комплекс нейромоторной коррекции, применяется в коррекционной педагогике, реабилитации и спорте. Занятия улучшают внимание, координацию, пространственно-временную ориентацию и временную организацию. Представляет собой синхронизированный ряд заданий и упражнений для рук и ног.

— БОС-Стабилоплатформа — считывает патологически неверные движения и позволяет их откорректировать.

— БОС Play Attention — это метод коррекции и усиления внимания. Разработан Петром Фреером на технологиях NASA (National Aeronautics and Space Administration) и используется в течение 25 лет. С помощью этой методики астронавты готовятся к работе в различных условиях.

— Fast For Word — это компьютерная программа для чтения, разработана Scientific Learning Corporation (США) для помощи учащимся в развитии и укреплении когнитивных навыков, необходимых для успешного чтения и обучения, также используется как активатор по запуску речи.

— Метод Томатис разработан французским врачом Альфредом Томатисом — это система слуховых тренировок по улучшению восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, улучшается качество усвоения информации. Развитие метода — гарнитура FORBRAIN.

— Программа IN Time разработана командой экспертов компании Advanced Brain Technologies (США) под руководством Алекса Домана — это программа слуховой терапии, направленная на воспитание чувства ритма, навыков общения, умения организовывать мысли и движения во времени на основе музыки. Это активная программа. Используется для коррекции РАС, “полевого” поведения, гиперактивности, СДВГ.

— Метод Биоакустической коррекции (БАК) разработан специалистами нейрофизиологами Физиологического отдела им. И. П. Павлова ФГБНУ «ИЭМ». Физиологической основой метода БАК является сенсорная ЭЭГ-зависимая стимуляция. В настоящем методе используются различные акустические (музыкальные, вербальные и другие) стимулы синхронизированные и согласованные с текущей биоэлектрической активностью мозга и предъявляемые пациенту в реальном времени [12].

— OMI BEAM — программа развития и реабилитации, преобразует движения в музыку и изображение. Более 1500 школ, развивающих и реабилитационных центров в 25 странах (США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и других) используют этот метод, который широко признан как успешное обучающее и развивающее средство.

— Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) — методика разработан в США под руководством Пола Бах-у-Рита, основана на неинвазивном воздействии на центральную нервную систему (ЦНС) через стимуляцию рецепторов языка. [10]

— Интерактивный пол OMI FLOOR — разработка британских ученых, преображает обычный пол в интерактивный, посредством тактильного взаимодействия, визуальных и акустических эффектов.

— ДЭНС-терапия — метод воздействия электрическими полями в области биологически активных точек и рефлексогенных зон, разработан российскими учеными [17].

— и другие методы.

Важно обратить внимание на то, что методы работы без инновационного оборудования имеют не менее важное значение в нейропсихологическом направлении. В ритмотерапии используют перкуссии, барабаны, этнические бубны, глюкофоны, хангдрамы. Музыкальная терапия применяется на основании исследований ведущих мировых институтов, в соответствии с рекомендациями которых подбираются музыкальные произведения, вибрирующий музыкальный звук создает энергетические резонансные поля, запускающие активацию всего организма человека. Для стабилизации движений применяют нейройгу и балансировочные доски, при работе с дыханием йогу, методики дыхательной гимнастики, рабочим является метод расслабления голоса по методу Кристин Линклэйтер, используется программа альтернативной коммуникации Pecs и Macaton. И это только часть возможных методов и инструментов работы.

В нейропсихологическом подходе к активации головного мозга «нейро» занимает только половину коррекционной (реабилитационной) работы, которая не состоится в полной мере без психологического сопровождения. Так при работе с детьми используют программы Floortime (DIR) [6], АВА-терапию и многие другие методики. На этом же этапе идет работа с намерениями и планами, перспективами и программами, которые становятся дополнительными источниками активации (по Цветковой Л. С.).

В заключении несколько слов об экономии энергетических запасов головного мозга. Как показали исследования Уильяма Леви и Роберта Бакстера из Массачусетского технологического института (США) нейроны умеют самостоятельно экономить энергию и способны регулировать энергозатраты [8]. Вопрос об оптимизации энергозатрат и эффективных механизмах работы мозга в настоящее время не изучен. Пока это только будущая задача научиться грамотно аккумулировать и расходовать энергию. Но если уж умные нейроны берегут свои энергозапасы, то и нам не следует допускать перерасхода и переактивации своих энергоресурсов, своевременно предоставляя мозгу возможность переработать полученную информацию, расслабиться и отдохнуть.

При всем многообразии имеющихся методов диагностики и коррекции анализ литературы показывает, что тема нейродинамики остается недостаточно изученной и мало реализованной. Практически не изучен вопрос саморегуляции. Вопросы преодоления недостатка активности, неэкономичного расходования нейродинамического компонента при работе головного мозга требуют дальнейшего изучения в целях оказания действенной помощи детям и взрослым .

Литература:

  1. Агрис А. Р., Ахутина Т. В., Регуляция активности у детей с трудностями обучения по данным нейропсихологического обследования — Текст: непосредственный // Национальный психологический журнал. — 2014. — № № 4(16). — С. 67.
  2. Агрис А. Р., АхутинаТ.В., Корнеев А. А. Варианты дефицита функций 1 блока мозга у детей с трудностями обучения — Текст: непосредственный // Вестник Московского Университета Сер.14. — 2014. — № 3. — С. 37.
  3. Бекоева Д. Д., Дегтярев В. А. Особенности нейропсихологического исследования — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2009. — №. — С. 5–7.
  4. Брюн Е. А., Полунина, А. Г. Интеллект и биоэлектрическая активность головного мозга у детей: возрастная динамика в норме и при синдроме дефицита внимания с гиперактисностью/ — Текст: непосредственный // Русский журнал детской неврологии. — 2010. — № т. V, вып. 2. — С. 11–13.
  5. Валитова И. З., Нигматуллина И. А. Технология БОС в системе коррекционной работы учителя-логопеда. — Казань: — «Отечество», 2015–62 с.
  6. Гомозова Е. С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 35–41.
  7. Датченко С. А. Предпосылки возникновения и история развития современной психофизиологической технологии БОС/— Текст: непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2015. — № 49. — С. 7–12.
  8. Жуков О., Мозг, общение нейронов и энергетическая эффективность / О. Жуков. — Текст: электронный // БИОМОЛЕКУЛА Научно популярный конкурс «БИО/МОЛ/ТЕКСТ»-2017: [сайт]. — URL: https://biomolecula.ru/articles/mozg-obshchenie-neironov-i-energeticheskaia-effektivnost (дата обращения: 22.07.2022).
  9. Жукова В. Ю., Лобанов Ю. Ф. Применение динамической электронейростимуляции в медицине /— Текст: непосредственный // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. — 2012. — № 1. — С. 42.
  10. Жураковская Е. Н., Смирнова О. Л. Транслингвальная нейростимуляция в практике восстановительного обучения при нарушениях речи / — Текст: непосредственный // Коррекционно-педагогическое образование. — 2020. — № 4(24). — С. 85.
  11. Звёздочкина Н. В. Исследование электрической активности головного мозга / — Казань: Казан. ун-т, 2014. — 59 с.
  12. Колчева Ю. А., Константинов К. В., Скоромец А. П., Беникова Е. В. Применение метода биоакустической коррекции в нейропедиатрии. Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей экспертов, Санкт-Петербург, Методическое пособие утв.Президиумом Всероссийского Общества неврологов, 2018.- 88 с.
  13. Панарина В. В., Гурякова С. А. Проявления нарушений нейродинамического компонента психической деятельности в раннем восстановительном периоде / — Текст: непосредственный // Наука и современность. — 2012. — № 18. — С. 147–151.
  14. Пирадов М. А., Супонева Н. А., Селиверстов Ю. А. [и др.]. Возможности современных методов нейровизуализации в изучении спонтанной активности головного мозга в состоянии покоя /— Текст: непосредственный // Неврологический журнал. — 2016. — № 1 — С. 9–10.
  15. Торубаров Ф. С., Зверева З. Ф.. Лукьянова С. Н. Ээг-показатели состояния центральной нервной системы у лиц с различными уровнями психофизиологической адаптации /— Текст: непосредственный // Саратовский научно-медицинский журнал. — 2019. — № 15 (4). — С. 965–967.
  16. Цветкова Л. С. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования / Л. С. Цветкова, А. В. Цветков. — — 2-е изд. — Москва: «Издание книг ком», 2021. — 120 c. — Текст: непосредственный. с.29–30
  17. Практическое руководство по динамической электронейростимуляции под ред. С. Ю. Рявкина, Екатеринбург, Токмас-Пресс, 2011, 151 с.
  18. Нейропсихологическая диагностика. — Текст: электронный // «Выше радуги» нейрологопедический центр: [сайт]. — URL: https://vishiradugi.ru/nejropsihologicheskaya-diagnostika/ (дата обращения: 22.07.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, США, OMI, инновационное оборудование, источник активации, программа, работа, живой организм, зрительная информация, нейропсихологический подход.


Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой...

Нейропсихологический подход как инновационный метод...  Применение нейропсихологического подхода, в частности по работе

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов... блок мозга, психическая деятельность, коррекция нарушений, слово, острое нарушение, мозговое кровообращение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа...

Управление мобильным роботом посредством сигналов...

Данная статья посвящена обзору возможностей применения нейрокомпьютерного интерфейса NeuroSky Mindwave Mobile для управления мобильным роботом. Проведенное исследование позволяет утверждать, что NeuroSky MindWave Mobile позволяет фиксировать определенные...

Нейропсихологический подход как инновационный метод...

 Применение нейропсихологического подхода, в частности по работе с детьми, имеющими ОНР, является одним из

Фактор межполушарного взаимодействия обеспечивает гармоничную работу мозга как системы. Осуществляется по средствам комиссур мозга, наиболее...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное...

Ключевые слова: школьное благополучие, нейропсихологический подход, функциональный блок мозга, управляющие функции мозга, нейродиагностические пробы, нейрокоррекционные занятия. Термин «школьное благополучие» не является общепринятым в научном сообществе.

От биологических процессов мозга к нейровычислителям

Первые попытки человека сымитировать деятельность мозга имели место в середине ХХ века. А именно, в1956 годунаконференции в Дартмутском университетеДжон Маккарти в первый раз упомянул понятие искусственного интеллекта [5]. Поясняя такое определение, Маккарти...

Разработка программного модуля диагностики опухолей...

Наиболее распространенной и агрессивной формой опухолей головного мозга является глиобластома.

Для его просмотра необходимо открыть в программе просмотра медицинских изображений файл, загружавшийся в программу, и файл, содержащий результат работы.

Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с детьми с задержкой...

Нейропсихологический подход как инновационный метод...  Применение нейропсихологического подхода, в частности по работе

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

Нейропсихологический подход к реабилитации пациентов... блок мозга, психическая деятельность, коррекция нарушений, слово, острое нарушение, мозговое кровообращение, нейропсихологическая коррекция, реабилитационная программа...

Управление мобильным роботом посредством сигналов...

Данная статья посвящена обзору возможностей применения нейрокомпьютерного интерфейса NeuroSky Mindwave Mobile для управления мобильным роботом. Проведенное исследование позволяет утверждать, что NeuroSky MindWave Mobile позволяет фиксировать определенные...

Нейропсихологический подход как инновационный метод...

 Применение нейропсихологического подхода, в частности по работе с детьми, имеющими ОНР, является одним из

Фактор межполушарного взаимодействия обеспечивает гармоничную работу мозга как системы. Осуществляется по средствам комиссур мозга, наиболее...

Развитие управляющих функций мозга: вклад в школьное...

Ключевые слова: школьное благополучие, нейропсихологический подход, функциональный блок мозга, управляющие функции мозга, нейродиагностические пробы, нейрокоррекционные занятия. Термин «школьное благополучие» не является общепринятым в научном сообществе.

От биологических процессов мозга к нейровычислителям

Первые попытки человека сымитировать деятельность мозга имели место в середине ХХ века. А именно, в1956 годунаконференции в Дартмутском университетеДжон Маккарти в первый раз упомянул понятие искусственного интеллекта [5]. Поясняя такое определение, Маккарти...

Разработка программного модуля диагностики опухолей...

Наиболее распространенной и агрессивной формой опухолей головного мозга является глиобластома.

Для его просмотра необходимо открыть в программе просмотра медицинских изображений файл, загружавшийся в программу, и файл, содержащий результат работы.

Задать вопрос