Методика проработки травматического опыта в аутогенном состоянии «Шахты памяти» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 23.07.2022

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Большаков, М. С. Методика проработки травматического опыта в аутогенном состоянии «Шахты памяти» / М. С. Большаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94117/ (дата обращения: 25.04.2024).



Методика предназначена для использования на психологических консультациях с применением методов арт-терапии. Спектр применения широк в силу большого неисчерпаемого количества возможностей человеческого сознания. Будучи погружённым в аутогенное состояние, клиент под чутким руководством психолога и при его непосредственном участии обращается к собственной памяти и воспроизводит доступные ему сцены прошлого, выступая в них сторонним наблюдателем. При этом клиент не теряет связи с реальностью, понимает всё происходящее и воображает вокруг себя действительность, порождённую фантазией.

Психолог выступает проводником (далее «Проводник») и гарантом безопасности клиента (далее упоминается как «Мемонавт», от Memoria в значении с лат. «память», Nauticus в значении с лат. «морской»), поэтому их «путешествие» будет совместным. Со стороны Проводника важно время от времени усиливать привязку внимания Мемонавта к чёткости восприятия воображаемой реальности. Для этого задаются наводящие и уточняющие вопросы, такие как «Какого цвета на этом человеке обувь?» или «Можете ли вы детально описать дверь, которую мы видим?». Также можно озвучивать просьбы: «Помогите мне увидеть то же самое, что видите вы!». Не менее важно периодически убеждаться в том, что Проводник, равно как Мемонавт, видит ту же картину и в тех же красках («Кажется, здесь темно. Вам тоже?»).

Сеанс с применением методики «Шахты Памяти» в обязательном порядке начинается с объяснения клиенту правил и принципов, которые приведены ниже.

  1. Вы не сможете упасть, задохнуться, сгореть, захлебнуться во время сеанса. Ваша проекция неуязвима, так же, как и моя. Здесь вы в полной безопасности.
  2. В случае приступа паники вы можете «вызвать» экстренное катапультирование на поверхность, это случится мгновенно. Помните, что у вас есть такая возможность, но не используйте без нужды.
  3. Вы не можете и не должны воздействовать на ситуации, которые увидите на этажах собственной памяти. Здесь мы только наблюдаем, до тех пор, пока Проводник не спровоцирует изменения.
  4. На этажах с воспоминаниями вы встречаете не себя, а лишь проекцию своего прошлого опыта. Помните об этом, когда мы выступим свидетелями травматических сюжетов.
  5. Дверей и этажей великое множество, но только вы будете решать, что находится за отдельно взятой дверью. Хаос, который здесь царит, является вашим порядком. За одной и той же дверью, если пожелаете, в разное время могут находиться совершенно разные сцены из вашего прошлого.
  6. Не бойтесь проявлять инициативу в описании того, что видите. Погружение обоюдно, а значит, это важно для полноты восприятия мира обеими сторонами.

Так называемая «этажность» глубин ментального мира клиента помогает ему чётко осознавать цель погружения и не позволяет запутаться между воспоминаниями, фантазиями и модулированием гипотетических ситуаций — для этого отведены определённые места. Психолог, выступающий проводником, погружается в лёгкий транс вместе с клиентом, но это состояние должно быть поверхностным, поскольку обязательно обговаривается возможность психолога следовать плану, изложенному на предварительно подготовленном материале. Кроме того, специалисту следует периодически пробуждаться с целью проведения визуального анализа позы клиента, его эмоционального состояния.

При необходимости корректировки позы клиента Проводник спрашивает разрешение на прикосновение, чтобы не вызвать реакции испуга, раздражения или досрочного выхода из аутогенного состояния. Наиболее желательно, чтобы ни руки, ни ноги клиента не были скрещены. Поза должна быть открытой, но не приносить дискомфорта. Разрешается проводить технику как сидя, откинувшись на спинку стула, так и лёжа. Глаза клиента при этом закрыты.

Описание этажей . Счёт идёт сверху вниз, т.о. первый этаж находится непосредственно в объективной реальности, тогда как восемьдесят девятый — почти на самом дне сознания Мемонавта. При погружении в Шахты, находясь в лифте, Проводник обязательно проговаривает, что есть пространство и ниже, чем они высадятся. Там находятся глубинные конструкты личности, а также зоны, к которым доступ не позволен. Условно говоря, это «программное обеспечение» жизнедеятельности человека. В него лезть не стоит. Большое количество этажей, отведённых под Шахты Памяти, объясняется исключительно логическими доводами и не несёт конкретной математической нагрузки.

1. Сознание (обычное состояние человека). На нём мы находимся ежедневно и ежечасно, пока бодрствуем.

2. Поля Фантазий . Это своего рода пространство для отработки любых ситуаций через воображение. Здесь мы создаём всё, что захотим, буквально из воздуха. Созданное нами подчиняется тем законам, которые мы задаём. Машины летают, игрушки разговаривают, а коврик под ногами может в секунду обернуться лодкой среди бескрайнего океана. Второй этаж полезен тем, что здесь становится максимально доступной проработка страхов, травм, деприваций. Здесь же можно проводить работу по повышению самооценки. И как раз здесь мы оказываемся, когда медитируем или погружены в транс. Поля Фантазий по праву могут считаться достойным полигоном для творческой реализации личности.

3. Этаж ожиданий, положительных и негативных. Амфитеатр . В этом месте формируется пространство, в котором образы не обязательно приобретают физическую форму. Мемонавт и Проводник занимают места зрителей в большом амфитеатре, в то время как перед ними разыгрываются спектакли исходов жизненных ситуаций. При желании здесь, как Мемонавт, так и Проводник, могут проигрывать моменты снова и снова, ставить действие на паузу, менять тонкости сюжета.

Психологическая работа в Амфитеатре полезна тем, что любую ситуацию, не получившую в данный момент разрешения в реальном мире, можно анализировать совместными усилиями, что позволит проработать те сценарии поражения, которые вызывают у Мемонавта наибольшую тревожность. Как страх травматического опыта останется позади, дальнейшая работа на этом этаже может нести профилактический характер.

4. Этаж мечт, сновидений, желаний и фрустраций . Здесь находится большой зал, в центре которого стоит огромный хрустальный шар на подставке. Он будто бы полый, мутный, лишённый чёткой картинки внутри. Вглядываясь в него, можно увидеть стоп-кадры и сценарии.

Этот хрустальный шар способен показать Мемонавту и Проводнику сновидения и мечты. На данном этаже основную инициативу несёт сам клиент, в то время как Проводник внимает и корректирует действия. Сновидение обсуждается, при желании в него можно погрузиться для трансформации иллюзий и, как следствие, изменения сюжета травматического сновидения.

Работа с мечтами является в данной методике инструментом поиска и актуализации внутреннего ресурса Мемонавта. Используя анализ и обсуждение мечт, описываемых клиентом в деталях, психолог помогает выстроить примерный план достижения цели. Важнее всего здесь не чёткость цели и не план действий, а достижение твёрдого намерения у клиента не свернуть с поставленного пути, не опустить руки. Ресурс должен давать заряд на решительность и стойкость. Завершение работы с мечтами обязательно совершается на позитивной ноте.

Фрустрации прорабатываются через механизмы замещения, а также проживания победных сценариев. Совместным трудом Мемонавт и Проводник создают в шаре образы достигнутого желаемого, извлекают из этого опыт и ведут поиск подходящей сублимации в случае объективно недостижимых целей. Завершение этапа работы с фрустрациями так же всякий раз должно заканчиваться на позитивной ноте.

5. Этаж страхов, тревожностей и фобий . Страхи и фобии клиента, трансформированные в физические формы и сюжеты, заключены здесь в отдельных комнатах. Двери, ведущие в эти комнаты, обязательно должны быть визуально описаны Мемонавтом. Открывать их будет либо Проводник, либо сам Мемонавт по команде Проводника. Поскольку визуальная или метафорическая составляющая содержимого комнат является мощным психическим раздражителем, способным вызвать панику, психолог ведёт чуткое сопровождение Мемонавта, не предпринимает никаких действий без согласования с ним и ни в коем случае не ведёт действий, идущих вразрез с желаниями клиента. При стойком отказе открывать ту или иную дверь Проводник обязан отступить и может предложить подняться на Поля Фантазий (второй этаж), где при помощи воображения модулирует ситуацию полной защищённости клиента, после чего старается метафорически обыграть победу над фобией или страхом. Мемонавт при этом будет активно вовлечён в игровой процесс и испытает положительные эмоции.

6–89 этажи (выбор этажа произвольный) это Шахты Памяти . Любой этаж воспоминаний представляет собой пещеру с высокими сводами. Перед собой Мемонавт и Проводник видят по несколько дверей, описание каждой из которых предоставляется клиентом. Шахты Памяти не напоминают собой лабиринт, ведь в нём легко заблудиться. Здесь это длинные коридоры с дверями по обе стороны. Проводник и Мемонавт сообща решают, что за сцена из прошлого находится за любой из этих дверей. Выбирают нужную и заходят.

Сюжет из прошлого разыгрывается без непосредственного участия Мемонавта или психолога, они могут только выступать незримыми свидетелями происходящего, и в то же время могут свободно перемещаться по пространству воспоминания. Проводник в любой момент может остановить течение времени в сцене для детального анализа. Происходит терапевтическая беседа. Как только травматический эпизод проработан, клиент и психолог покидают комнату и выбирают другую. Важно также дать свободу Мемонавту: если он хочет, пусть покажет какое-нибудь счастливое воспоминание. Как правило, делается это охотно, и задача психолога анализировать, расспросить, почему была выбрана именно эта сцена (впоследствии клиент может зарисовать стоп-кадр из неё в качестве домашнего задания).

Травматические события прошлого проигрываются и обсуждаются с осторожностью. Проводнику рекомендуется заранее заготовить перечень вопросов, обязательных к обсуждению в данной комнате. Развитие диалогов с Мемонавтом непредсказуемо, поэтому остаётся на тонком контроле психолога. На данном этапе имеет большую важность приближение Мемонавта к высвобождению эмоций, катарсису, но в то же время избегание травмирования. Проявление заботы со стороны Проводника и заранее установленный раппорт облегчают эту задачу, как и само присутствие иллюзии Проводника рядом с иллюзией самого Мемонавта. Таким образом последний не почувствует себя один на один с проблемой.

Феномен воображения и наблюдения клиентом младшей копии самого себя в Шахтах Памяти условно можно назвать «рекурсионной проекцией». Наблюдение ситуации со стороны выступает в роли защитного механизма и помогает Мемонавту абстрагироваться от боли перенесённого опыта, а также способствует продуктивному анализу причинно-следственных отношений сюжета.

Для проработки негативного опыта и запуска конструктов самоисцеления Проводник может устроить очную ставку Мемонавта и проекции его образа из прошлого. При этом обговариваются условия: иллюзия должна увидеть Мемонавта, смотреть на него и внимательно слушать. Тем временем клиент вслух передаёт жизненный опыт, результаты анализа травматического опыта, рассказывает о грядущих событиях и учит, как стоит относиться к тем или иным ситуациям, которые обязательно произойдут.

Таким образом клиент ещё раз закрепляет в сознании понимание ситуации в целом, даёт самому себе подсказки о том, как действовать дальше, как принять полученный опыт. Присвоение роли учителя в Шахтах Памяти приводит к переносу роли подопечного на самого себя в объективной реальности, при этом хранителем внутреннего ресурса является также он сам. Психолог обязательно должен убедиться в том, что клиентом усвоено понимание контроля над собой и ресурсом.

Пошаговая инструкция погружения в аутогенное состояние. Речь психолога

Сейчас закройте глаза. Примите удобную позу, в которой сможете расслабить тело, шею, плечи, ноги. Дыхание глубокое, ровное. Вдох — чувствуйте, как ваши лёгкие наполняются приятным теплом. Выдох — тело становится чуть тяжелее, расслабляется. Вдох — тепло в лёгких, выдох — тяжесть в теле.

Продолжая глубоко дышать, вообразите, что вокруг вас ничего нет. Вы оказались в абсолютной пустоте. Здесь нет ни неба, ни земли. Ни потолка, ни пола, ни стен. Вообще ничего нет, только пустота и вы. Вдох, выдох. Спокойно, расслабленно, глубоко.

Позвольте себе ощутить, как вдруг ваши ступни касаются земли, и вокруг выстраивается новая реальность: вы стоите на каменистой почве, вокруг своды пещеры в полумраке. Рядом с вами появляюсь я. Прямо перед нами словно из воздуха рождается лифт. Когда будете готовы, опишите его.

(Ждём описания лифта Мемонавтом)

Хорошо. Представьте, как его двери распахиваются и мы шагаем в кабину. Я нажимаю одну из бесчисленных кнопок, двери закрываются, лифт начинает скользить вниз. Почувствуйте его движение всем телом, ногами. На какой-то миг вы словно оказываетесь в невесомости, так быстро он пускается вниз. Перед глазами мелькают этажи, один похожий на другой. Расскажите, во что вы одеты.

(Ждём детального рассказа, затем делимся собственным визуальным образом. Этот момент крайне важен для более полного восприятия друг друга в Шахтах Памяти, поскольку главным ориентиром и главным действующим лицом для Мемонавта является именно Проводник)

Лифт замедляется, этажи перед глазами ползут всё медленнее, и вот он останавливается. Двери открываются, и мы выходим.

(Здесь начинается описание этажа, в зависимости от того, с какой целью мы погружаемся в Шахты. Затем проводим непосредственно работу с проблематикой, тренинг, путешествие и т.д.)

Завершение путешествия, выход из аутогенного состояния

После проработки желательно спокойно и на позитивной ноте покинуть Шахты Памяти. Перед тем, как запускать сценарий подъёма, стоит поинтересоваться, желает ли клиент что-нибудь ещё сделать, сказать, увидеть, пока вы находитесь здесь. Предупредите, что основные задачи достигнуты, и вы оба свободны в своих решениях.

Как только клиент готов, создайте рядом с собой лифт. Пусть клиент опишет его, на этот раз он может быть другого вида, формы, цвета и даже иметь свой запах. Заходите внутрь, в красках опишите, как двери закрываются и он устремляется наверх. Чем выше вы поднимаетесь, тем ярче тело клиента воспринимает реальность. Его организм просыпается, в него возвращаются силы и лёгкость.

Как только лифт достигает поверхности, Проводник произносит фразу: «Лифт на секунду замирает на месте, затем его двери открываются, а вместе с ними открываются и ваши глаза».

После пробуждения клиента психолог обязан справиться о его самочувствии и предложить не вставать на ноги, если присутствует головокружение. Можно также предложить стакан воды комнатной температуры.

Пример работы на втором этаже. Поля Фантазий. Работа со страхом погружения в воду

Лифт останавливается на втором этаже. Проводник приглашает Мемонавта выйти. Опишите, как в глаза бьёт яркий свет, и когда они привыкают, перед вами простирается бескрайнее цветущее поле. Предложите клиенту описать время суток, температуру, погоду.

Фантазируйте сообща, как может выглядеть устройство, которое, подобно кораблю, может понести вас обоих по волнам, при этом удерживая в полной безопасности вне зависимости от любых событий. Лучше всего, если сеансу предшествовала Арт-терапевтическая работа, где вы уже придумали и нарисовали (слепили, если работаете с массами) такой вид транспорта.

Вместе вообразите судно, после чего детально опишите его, поднимитесь на борт. Создайте прямо в воздухе из ниоткуда водопроводный кран и предложите Мемонавту крутить вентиль, чтобы он сам управлял потоком воды. Описывайте, как воды образовывает под вами лужу, управляйте уровнем воды сообща. Дождитесь, пока под вами не образуется океан. Отслеживайте эмоциональное состояние клиента: уровень вовлечённости в процесс, тревожность, настроение. Придайте действию игровую форму. Обсуждайте эмоции.

Предложите клиенту, когда он будет готов, опустить руку в воду. Если прошло хорошо, то вместо руки можно опустить одну ногу, затем обе, руками держась за вашу руку. Вовремя напомните, что он неуязвим и в безопасности, этой реальностью управляет он сам, а значит, ничего плохого стрястись не может. Как только наступает приступ паники или тревоги, берите на себя инициативу и при помощи фантазий моделируйте ситуацию самоспасения Мемонавта (если он вдруг заявляет, что его за ноги тянут вниз, скомандуйте, что из рук клиента вырываются тысячи пузырей воздуха, и он взмывает над водной гладью, после чего приземляется на борт). Будьте находчивы и постоянно начеку.

Погружайтесь в воду вместе с Мемонавтом, дайте ему понимание того, что он не остаётся со своим страхом один на один. Это ключевой момент терапии на данном этапе. Как только промежуточные цели достигнуты, не перетруждайте клиента. Предложите сделать с водой то, что он хочет: испарить, «выдернуть пробку» на дне водоёма, чтобы она слилась, или что-нибудь ещё. Избавляйтесь от воды и вызывайте лифт на поверхность. Возвращаясь в следующий раз, проследите, насколько уверенно и вовлечённо клиент участвует в процессе. Интересуйтесь, как далеко он хочет сегодня зайти и чего хотел бы попробовать. Шахты Памяти — это творческое пространство, где полезно реализовать потенциал самого Мемонавта. Чем больше инициативы исходит непосредственно от него, тем активнее его внутренний ресурс участвует в терапевтическом процессе.

Подобным образом, используя данный «полигон», можно прорабатывать фобии, опасения. Также он подходит для проведения визуальных медитаций, антистрессовых сеансов с активной творческой составляющей и для наглядно-образной сказкотерапии. Возможности человеческого сознания и фантазии не ограничены, что даёт психологу как специалисту широчайший инструментарий для безопасного терапевтического воздействия.

Основные термины (генерируются автоматически): шахта Памяти, проводник, клиент, этаж, аутогенное состояние, дверь, поле Фантазий, внутренний ресурс, время, позитивная нота.


Похожие статьи

Методы саморегуляции психических состояний как...

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы

Более того, в настоящее время, стрессу подвержены не только люди, работающие в экстремальных условиях (к примеру...

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные...

Внутренняя воля — это внутренняя установка («стержень»), который содержится в человеке. Благодаря этой установке («стержню») можно понять, чего по-настоящему хочет человек. При наличии этого качества человек полностью отрешен...

Модель принятия технологии Дэвиса как средство оценивания...

I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные. субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или. Система оценивания и, как следствие...

Метафоры внутреннего мира человека в романе Рэя...

Библиографическое описание: Головнева, Ю. В. Метафоры внутреннего мира человека в романе Рэя Брэдбери «451° по

Неудивительно, что внутренняя жизнь Монтэга и окружающих его людей метафорически представлена преимущественно...

Гипертекстуальность как базовая характеристика...

Внутренние ссылки, отсылающие к информации в пределах одного и того же сайта (к другим публикациям по теме, к материалам того же автора), хотя и позволяют узнать дополнительные сведения, но в рамках тех же повесток дня.

Совладающее поведение: аналитический обзор...

Копинг-поведение — это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий. Данная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех...

Культура безопасности — приоритет производственной...

Любое производство — это априори взаимодействие человека и техники в производственной среде. Безопасная организация труда, являясь неотъемлемой частью успешной работы предприятия, является в настоящее время основным...

Метафоры внутреннего мира человека в романе...

Библиографическое описание: Головнева, Ю. В. Метафоры внутреннего мира человека в романе Герберта Уэллса «Машина времени» / Ю. В. Головнева, О. О

Для объяснения работы сознания во времени рассказчик прибегает к метафоре

Похожие статьи

Методы саморегуляции психических состояний как...

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы

Более того, в настоящее время, стрессу подвержены не только люди, работающие в экстремальных условиях (к примеру...

Модель сверхчеловека по Ф. Ницше: основные...

Внутренняя воля — это внутренняя установка («стержень»), который содержится в человеке. Благодаря этой установке («стержню») можно понять, чего по-настоящему хочет человек. При наличии этого качества человек полностью отрешен...

Модель принятия технологии Дэвиса как средство оценивания...

I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные. субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или. Система оценивания и, как следствие...

Метафоры внутреннего мира человека в романе Рэя...

Библиографическое описание: Головнева, Ю. В. Метафоры внутреннего мира человека в романе Рэя Брэдбери «451° по

Неудивительно, что внутренняя жизнь Монтэга и окружающих его людей метафорически представлена преимущественно...

Гипертекстуальность как базовая характеристика...

Внутренние ссылки, отсылающие к информации в пределах одного и того же сайта (к другим публикациям по теме, к материалам того же автора), хотя и позволяют узнать дополнительные сведения, но в рамках тех же повесток дня.

Совладающее поведение: аналитический обзор...

Копинг-поведение — это поведение обусловленное наличием внешних и внутренних ресурсов в сочетании с использованием копинг-стратегий. Данная трехфакторная модель копинг-механизмов Р. Лазаруса является отправной точкой всех...

Культура безопасности — приоритет производственной...

Любое производство — это априори взаимодействие человека и техники в производственной среде. Безопасная организация труда, являясь неотъемлемой частью успешной работы предприятия, является в настоящее время основным...

Метафоры внутреннего мира человека в романе...

Библиографическое описание: Головнева, Ю. В. Метафоры внутреннего мира человека в романе Герберта Уэллса «Машина времени» / Ю. В. Головнева, О. О

Для объяснения работы сознания во времени рассказчик прибегает к метафоре

Задать вопрос