Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 25.07.2022

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Ситник, З. Н. Профессиональная адаптация молодого учителя в условиях пандемии / З. Н. Ситник, В. К. Яценко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/424/94111/ (дата обращения: 25.04.2024).



Авторами статьи рассматриваются проблемы адаптации молодых специалистов, возникшие в период пандемии коронавируса. Проведено исследование по изучению особенностей работы молодых специалистов на первом рабочем месте после получения высшего педагогического образования в условиях пандемии и представлены его результаты. Выявлены причины ухода молодых специалистов из сферы образования. Обозначены аспекты работы с технологиями дистанционного обучения.

Ключевые слова: молодой специалист, адаптация, адаптация молодого специалиста, профессиональная адаптация, дистанционное обучение, технологии дистанционного обучения, пандемия, коронавирус.

The authors of the article consider the problems of adaptation of young specialists that arose during the coronavirus pandemic. A research was made to study the characteristics of the work of young professionals at the first workplace after receiving higher pedagogical education in the conditions of a pandemic and its results are presented. The reasons for the young specialists leaving the field of education are revealed. The aspects of working with distance learning technologies are outlined.

Keywords: young specialist, adaptation, adaptation of a young specialist, professional adaptation, distance learning, distance learning technologies, pandemic, coronavirus.

Профессиональная адаптация молодого специалиста постоянно интересовала как российских, так и зарубежных ученых, так как она представляет собой важный этап в жизни любого человека. От того, насколько быстро и безболезненно пройдет начинающий специалист этот этап, зависит не только его дальнейшая карьера, но порой и судьба.

В действующем федеральном законодательстве не содержится четкой формулировки понятия «молодой специалист». Лишь в статье 70 Трудового Кодекса Российской Федерации прописано, что молодым специалистом считается «лицо, окончившее образовательное учреждение среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения» [12].

Соответственно начало первого года самостоятельной работы молодого специалиста и есть период профессиональной адаптации, который требует повышенной физической, психологической и эмоциональной нагрузки. Процесс преодоления данного периода, формы и методы его сокращения и являются объектом исследований специалистов и ученых различных сфер деятельности.

Так изучение вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в многочисленных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди которых: К. А. Абульханова-Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян, А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А. Н. Жмыриков, Г .Селье и др. [5].

Но нас интересует адаптация молодых педагогов, трудности их профессиональной адаптации не вообще, а в течение последних двух лет, когда весь мир жил в экстремальных условиях пандемии коронавируса. Ведь на долю молодых людей, только что закончивших вузы, выпала особая задача: начинать свою трудовую деятельность в условиях паники, страха, смены условий труда, непредсказуемости будущего. Понять, как молодые специалисты-педагоги смогли преодолеть эти трудности и пройти период вхождения в профессию в экстремальных условиях — это и было целью нашего исследования.

Прежде чем приступить к анализу полученных результатов опроса, проведенного педагогами школы 111 Калининского района Санкт-Петербурга с помощью платформы Google- Формы, попытаемся вспомнить, как пандемия повлияла на систему образования в целом и какие условия труда ждали молодых выпускников вузов, впервые пришедших работать в школу.

Общеизвестно, что объявленная в мире пандемия в 2020–2021 году внесла в мировое сообщество множество затруднений, страхов и показала, что мы не всегда готовы подстроиться под стремительно меняющиеся условия.

Философ так охарактеризовал данное явление: « Пандемия коронавируса — эпохальное событие, последствия которого человечеству только предстоит осознать. …Это тотальная проверка человечества на всех уровнях на готовность принимать исторические вызовы» [9].

Самый большой удар во время пандемии приняли на себя медицина и образование. Так по данным ЮНЕСКО, от последствий пандемии пострадали более 63 млн учителей во всем мире. К концу 2020–2021 учебного года почти каждый четвертый учитель в мире (23 %) был готов оставить свое место работы — сменить профессию, выйти на пенсию или сменить место работы. В декабре 2020 года в американском исследовательском центре RAND провели опрос среди уже уволившихся учителей. Почти половина из 1 тыс. респондентов, которые покинули должность с марта 2020 года, сделали это из-за пандемии. При этом стресс в два раза чаще становился причиной увольнения, чем недостаточная оплата труда [11].

Выяснилось также, что учителя в три раза чаще, чем специалисты других профессий, сталкивались с симптомами депрессии и в два раза чаще испытывали стресс на работе. Среди факторов стресса — несоответствие между фактическим и предпочтительным графиком работы, отсутствие административной поддержки, технические проблемы во время дистанционных уроков, несоблюдение школой необходимых мер безопасности.

Еще одно исследование RAND, которое было проведено в октябре 2020 года, показало, что около 80 % учителей мира сталкивались с чувством выгорания, которое выражалось в истощении эмоциональных и физических ресурсов, снижением работоспособности. Авторы российской программы по развитию педагогов «Я Учитель» (образовательный проект «Яндекса») провели осенью 2020 года исследование, в котором приняло участие около 100 тыс. человек, из которых 38 тысяч респондентов являлись именно педагогами. По итогам опроса были получены результаты, свидетельствующие о том, что симптомы выгорания в это время проявлялись у 75 % учителей, при этом у 38 % они были особенно ярко выражены. Следует отметить, что на профессиональное выгорание жаловались как молодые, как и опытные специалисты [12].

Карантинные ограничения, повлёкшие за собой стрессовое состояние родителей и учителей, отражались также на эмоциональном состоянии детей.

Так, опрос исследовательской компании Online Market Intelligence, проведенный по заказу разработчика антивирусного ПО «Лаборатория Касперского», показал, что 62 % школьников сталкивались во время пандемии с трудностями при освоении учебной программы. 42 % учащихся указали, что вынуждены проводить слишком много времени перед экраном. 73 % опрошенных родителей отметили, что переход на дистанционный режим привел к снижению качества обучения и здоровья детей в целом. Свидетельством тому является проведенный в Китае опрос — более тысячи помещенных на карантин детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, в результате которого выяснилось, что 112 из 196 учеников имели симптомы депрессии и тревоги, а 68 из 112 симптомы обоих расстройств.

В опросе, проведенном нами в течении этого учебного года, участвовало 107 молодых учителей Санкт-Петербурга в возрасте от 22 до 24 лет, трудоустроенных сразу после получения документа о высшем педагогическом образовании и проходивших адаптацию на первом рабочем месте во времена пандемии и объявленного «локдауна».

На вопрос как проходила профессиональная адаптация в период пандемии 29 процентов респондентов ответили, что адаптация проходила трудно и долго, 45 % процентов ответили, что прошли этот период довольно легко, а 25,4 опрошенных не заметили особых сложностей в работе в школе во время пандемии.

При этом молодые учителя отметили, что в период адаптации в роли учителя им особо помогли коллеги (79,4 %), наставники (33,6 %), друзья и знакомые (46,7 %)

Длительность адаптации и чувство привыкания к условиям труда и коллективу респонденты определили совершенно по-разному. 45,8 % молодых учителей ответили, что особо сложными для них были первых два месяца работы. До шести месяцев к роли учителя адаптировались 34,6 % процентов опрошенных, а почти 20 % молодых педагогов и к концу учебного года чувствовали дискомфорт на работе и в коллективе.

Среди трудностей, которые встретились молодым учителям на начальном этапе профессиональной адаптации, были особо отмечены взаимодействие и взаимопонимание с родителями. 52 % опрошенных молодых специалистов указали, что, к сожалению, родители создавали больше проблем в работе, чем их дети. 42,7 процента респондентов указали на сложности их вхождения в педагогические коллективы. А 42 % молодых специалистов отметили как одну из важных проблем, препятствующих успешной адаптации в условиях пандемии недостаточную техническую оснащенность образовательных учреждений.

Вместе с тем, из ответов молодых педагогов можно сделать вывод, что они довольно уверенно использовали технологии дистанционного обучения во время пандемии и не испытывали особого труда в освоении новых обучающих сервисов. Так почти половина респондентов (46,7 %) указала, что овладение технологии дистанционного обучения не вызвало больших затруднений. Важно также отметить, что участники опроса смогли освоить данные технологии самостоятельно. Лишь 10 процентов пожаловались, что с трудом справлялись с этой задачей.

Среди обучающих сервисов по итогам анализа ответов респондентов на первом месте оказалась платформа ZOOM. 71 % молодых учителей пользовались ею во время пандемии. Не менее используемыми среди педагогов стали сервисы Google, Learning Apps и другие. Вообще не смогли проводить занятия в онлайн-режиме около 20 % молодых специалистов по различным причинам.

Чаще всего молодые педагоги во время дистанционного обучения вели занятия в форме видеоконференции (68,2 %), видеоуроков (23,3 %), выкладывали материалы в чатах 8,5 %.

На вопрос «В чем Вы испытывали особую сложность в период адаптации в роли учителя?» большинство молодых специалистов ответили:

— «В умении работать с родителями» — 53,3 %

— «В умении применять педагогические приемы на практике — 44,9 %

— «В недостаточности знаний возрастной психологии» — 26,2 %

Не хватает, по словам молодых педагогов, умений мотивировать деятельность учащихся (50,5 %), создавать проблемно-поисковые ситуации на уроках (27,3 %).

Из возможных форм повышения квалификации молодые учителя выбрали мастер-классы (58,9 %), практико-ориентированные семинары (42,1 %). На самообразование полагаются не менее половины опрошенных (50,5 %).

На вопрос «Хотели бы Вы после года работы сменить род своей деятельности?» 80,4 процентов молодых педагогов ответили, что они, не смотря на трудные времена, выпавшие на начало их профессиональной деятельности, хотят продолжать работу в школе. Вместе с тем 19,6 процентов из 107 участвовавших в опросе разочаровались в работе учителя и хотели бы сменить работу. Основными причинами они назвали наглость со стороны детей и отсутствие должного уважения и поддержки со стороны родителей в тяжелое время карантинных ограничений. При этом учителя считают, что эти две причины взаимосвязаны и негатив в поведении детей отображает отношение их родителей к школе и к учителям в целом.

Подводя итоги по данному исследованию можно сделать вывод, что большинство молодых учителей Санкт-Петербурга достойно прошли период профессиональной адаптации в сложных и непредсказуемых условиях пандемии. Однако, на наш взгляд, данное исследование вскрыло и ряд проблем, которые нужно срочно решать на всех уровнях.

Судя по всему, мир сегодня меняется и, к сожалению, не в лучшую сторону. Даже тот же ковид не перестает постоянно угрожать нашему обществу. И какими качествами должен обладать учитель завтра, предстоит решать как ученым, так и практикам. Безусловно, те же самые проблемы и задачи (если не большие) будут решать уже будущие молодые педагоги. И помочь им в этом — наша общая задача.

Уместно в данном случае, на наш взгляд, высказывание известного философа Елены Брызгалиной, которая так охарактеризовала влияние пандемии на образование: «Человек и человечество не в футурологических прогнозах, а на практике столкнулись с миром высокой неопределенности, нестабильности и неоднозначности. Из этого мира нам не вырваться. Соответственно, появился явственный запрос к образованию: подготовить человека к личностному определению целей и осознанной приверженности определенным ценностям в условиях усложнения и медикализации всех сфер жизни, стремительного нарастания цифрового контроля и потоков постправды, кибергизации и развития ИИ. Образование не может ориентироваться на желаемый социальный образец, потому что в обществе не существует конвенции по поводу будущего. Образованию придется выработать новый идеал образованности внутри себя. Сможет ли? Вопрос открытый…» [8].

Литература:

  1. Большаков А. С. Организация процесса профессиональной адаптации молодого специалиста в системе образования [Текст] / А. С. Большаков// Упр. образованием. — 2010. — № 1. — С. 58–60.
  2. Дроздова Н. А. Школа молодого учителя [Текст]/ Н. А. Дроздова // — 2012. — № 6. — С. 55–57.
  3. Зарина Г. Д. Адаптация молодого специалиста [Текст] / Г. Д. Зарина / — 2009. — № 2. — С. 45–46.
  4. Петренко Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении // [Текст] / Молодой ученый. — 2017. — № 50. — С. 256–260.
  5. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев., А.А Баранов — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — С. 479.
  6. https://infourok.ru/ustojchivost-vysshego-obrazovaniya-kompleksnyj-vzglyad-na-adaptacionnye-processy-prepodavatelej-v-otvet-na-pandemiyu-covid-19–5434369.html
  7. https://postnauka.ru/point-of-view/156306
  8. https://research-journal.org/psycology/nekotorye-aspekty-vliyaniya-pandemii-na-professionalnoe-vygoranie-pedagogov-vysshej-shkoly/
  9. https://plus-one.rbc.ru/society/ot-pandemii-bolshe-vsego-postradali-uchitelya-i-deti
  10. https://activityedu.ru/News/yandeks-obnaruzhil-priznaki-professionalnogo-vygoraniya-u-75-pedagogov/
  11. https://hgmk.ru/upload/medialibrary/
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная адаптация, время пандемии, дистанционное обучение, молодой специалист, учитель, RAND, молодая, работа, роль учителя, высшее педагогическое образование.


Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

В этих процессах ведущая роль принадлежит молодым специалистам.

Профессиональная деятельность учителя представлена фундаментальными работами

Профессиональная адаптация — это сложный процесс, имеющий свои трудности и противоречия [22].

Профессиональная адаптация молодых специалистов...

В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации.

Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной.

Профессиональная адаптация молодого учителя... молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога

1 этап — время обучения студентов на старших курсах педагогических учебных заведений.

Профессиональная адаптация молодого учителя... Данная статья посвящена вопросам...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Тарве В. Анализ работы молодых учителей в период их профессиональной адаптации: Ученые записки Вып.510.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении

Профессиональная адаптация — это единый реальный процесс социального

Для успешной профессиональной адаптации любой преподаватель высшей школы должен...

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их

Несмотря на то, что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем...

Управление процессом профессионального становления...

Поташкин, М. М. Управление профессиональным ростом учителей в современной школе

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность

Фролов А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей...

Особенности подготовки педагогических работников для...

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование

Это закономерный этап развития и адаптации образования к современным условиям.

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного...

Похожие статьи

Профессиональная адаптация молодого учителя...

В этих процессах ведущая роль принадлежит молодым специалистам.

Профессиональная деятельность учителя представлена фундаментальными работами

Профессиональная адаптация — это сложный процесс, имеющий свои трудности и противоречия [22].

Профессиональная адаптация молодых специалистов...

В данной статье рассматриваются проблема адаптации молодых педагогов к работе в образовательной организации.

Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной.

Профессиональная адаптация молодого учителя... молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная...

Виды и этапы адаптации педагогических работников...

Адаптация молодых педагогов к работе представляет собой процесс знакомства педагога

1 этап — время обучения студентов на старших курсах педагогических учебных заведений.

Профессиональная адаптация молодого учителя... Данная статья посвящена вопросам...

Деятельность руководства школы по адаптации молодых...

Тарве В. Анализ работы молодых учителей в период их профессиональной адаптации: Ученые записки Вып.510.

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Профессиональная адаптация молодых педагогов...

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении

Профессиональная адаптация — это единый реальный процесс социального

Для успешной профессиональной адаптации любой преподаватель высшей школы должен...

Проблема адаптации молодых педагогов | Статья в журнале...

Проблема адаптации молодых педагогов. Автор: Козлова Мария Анатольевна.

Одним из основных страхов является негативное восприятие молодых учителей детьми и их

Несмотря на то, что молодые учителя являются выпускниками вуза, имеют диплом о высшем...

Управление процессом профессионального становления...

Поташкин, М. М. Управление профессиональным ростом учителей в современной школе

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность

Фролов А. Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей...

Особенности подготовки педагогических работников для...

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование

Это закономерный этап развития и адаптации образования к современным условиям.

Дистанционное образование — особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного...

Задать вопрос