Инновационные изменения в подходах к дистанционному образованию в Республике Беларусь | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (424) июль 2022 г.

Дата публикации: 20.07.2022

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Радевич, Н. К. Инновационные изменения в подходах к дистанционному образованию в Республике Беларусь / Н. К. Радевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 29 (424). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/424/93866/ (дата обращения: 22.12.2024).



Дистанционное образование рассматривается как инновация образовательной среды в контексте нормативных правовых изменений в Республике Беларусь. Обоснование актуальности проблемы организации дистанционного образования. Раскрываются подходы к пониманию дистанционной и заочной форм получения образования. Предлагается краткий ретроспективный взгляд на изменения в формах организации дистанционного образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционная форма получения образования, заочная форма получения образования, инновация.

Дистанционное образование в мировой практике предлагает все новые и новые возможности для развития и совершенствования процессов самостоятельного освоения образовательных программ и способов управления таким видом образовательной деятельности как дистанционное образование. Система дистанционного образования в XXI веке претерпевает глубокие и стремительные изменения под влиянием интенсивно развивающихся информационных и коммуникационных технологий и способов дистанционной рефлексии полученных знаний.

Ученые указывают на необходимость постоянного обновления и введения нового в цели и содержание такой формы получения образования, в организацию совместной деятельности педагогических работников и обучающихся, и даже «изменения в стиле мышления» [8].

Андреев А. А. к наиболее важным направлениям инновационной деятельности в системе образования первой половины XXI века относит следующее: фундаментализация подходов к применению новых информационных технологий как условие повышения качества образовательного процесса; ориентированность на опережающий характер всей системы образования и проблемы постиндустриальной цивилизации; использование возможностей дистанционных форм обучения и самообразования с применением информационных телекоммуникационных технологий как условие расширенной доступности образования; повышение технологичности и креативности в процессе конструирования системы повышения квалификации педагогических работников, как условие интенсификации внедрения новейших достижений науки и технического прогресса в образовательную практику [2].

Актуальность изучения проблемы дистанционного образования в современном мире, Республике Беларусь, в частности, была продиктована событиями 2020 года — эпидемией коронавируса, что повлияло на организационную структуру образовательной среды. Учреждения образования по причине профилактических ограничений, предотвращающих распространение вируса, переходили в новую плоскость организации образовательной среды — плоскость интернет-пространства. В связи с этими изменениями было очевидно, что новое условие образовательной среды без очного формата взаимодействия вносит существенные коррективы в образовательные системы государств мира, которые экстренно осуществляли переход на дистанционное образование. Такое экстренное дистанционное обучение осуществлялось в особых условиях срочного ранжирования материала, ориентируясь на то, что важно артикулировать, и то, что можно изменить или исключить [10]. Такой стихийный процесс исключает из образовательной практики фундаментализацию подходов, и, как следствие, научный принцип и принцип систематичности и последовательности. Таким образом, дистанционное образование является инновацией образовательной среды, предполагающей прогрессивные изменения на основе научных знаний, обеспечивающих повышение его эффективности.

Для широкого распространения дистанционного образования необходимо решение целого комплекса проблем, затрагивающих все аспекты этой формы получения образования. К наиболее важным проблемам по вопросам дистанционного образования в Республике Беларусь А. И. Жук относил неразработанность нормативно-правовой базы, неподготовленность преподавателей к использованию технологий дистанционного обучения в образовательном процессе и др. [3].

Вопросами терминологии и сущности понятийного аппарата дистанционных форм образования занимался И. А. Тавгень. В своих научных трудах он описывает три подхода понимания заочного и дистанционного образования. Представители первого подхода разводят понятия «заочное» и «дистанционное» образование. Заочная форма получения образования для них — это поточный образовательный процесс с общим учебным планом, сроками сдачи контрольных и курсовых работ, сессиями в установленные сроки, в то время как дистанционная форма — это процесс получения образования по индивидуальному плану. Если при заочной форме получения образования существуют четкие сроки окончания обучающего курса, последовательность изучения предметов и темп работы, то при дистанционной форме получения образования они устанавливаются самим обучающимся. При внешнем сходстве между вышеназванными формами получения образования нельзя поставить знак равенства. Дистанционная форма предполагает постоянный контакт между участниками образовательного процесса [7]. Представители второго и третьего подходов соответственно считают, что дистанционная и заочная формы получения образования — это явления одного порядка или не согласны противопоставлять заочную и дистанционную формы; постановка вопроса в таком виде для них неправомерна. Таким образом, можно отметить, что в нормативных правовых документах в Республике Беларусь до 2022 года был отражен второй подход, при котором полагается, что дистанционное и заочное обучение — это тождественные понятия.

Трактование сущности заочного и дистанционного образования в современной ситуации в Республике Беларусь привело к необходимости обратиться к первому подходу, где понятия разводятся. Результаты научной работы были отражены в новой редакции Кодекса об образовании Республики Беларусь от 14.01.2022 № 154-З (далее Кодекс). В статье 16 «Формы получения образования, применение дистанционных образовательных технологий» [4] дистанционная форма выделена в отдельную категорию и не относится к заочной форме, как было ранее [5]. Следует отметить, что это существенные изменения в нормативной базе дистанционного образования в Республики Беларусь. Здесь же видим необходимость представить понятийный аппарат, выдвигаемый Кодексом: заочная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся, участвующим лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей образовательные программы научно-ориентированного образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими образовательную деятельность [4]. Дистанционная форма получения образования — обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и взаимодействие обучающегося и педагогических работников на основе использования дистанционных образовательных технологий; под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно коммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].

Таким образом, считаем необходимым обозначить, что новые нормативные правовые изменения определяют работу по данной проблеме как инновацию образовательной среды. Следовательно, инновация в данной статье рассматривается как процесс управляемых прогрессивных изменений в системе образования на основе научных знаний и технологических открытий, которые обеспечивают повышение эффективности этой системы, вместе с тем мы соглашаемся, что «образование» является сложной социотехнической, конструируемой системой и инновационные процессы в образовательном пространстве имеют ряд специфических особенностей: допарадигмальность, расплывчатость, конвенциальность, множественность научных описаний и обоснований, альтернативность [9]. И. И. Цыркун считает, что «инновация в образовании — это целостный проблемно-ориентированный процесс прогрессивных сопряженных изменений нормативов педагогической деятельности и образовательной среды, приводящий к повышению эффективности педагогической деятельности, оптимизации и интенсификации педагогического процесса [9].

Далее, учитывая такие особенности инновационных процессов в образовании, как допарадигмальность и альтернативность, видим целесообразным представить краткий ретроспективный взгляд на развитие дистанционного образования.

Началом дистанционного образования полагают является корреспондентское обучение «correspondence training (англ.)», которое появилось в контексте развития регулярной и доступной почтовой связи в Европе в конце XVIII века: в 1840 г. в Великобритании для обучения стенографии и в 1856 г. в Германии для изучения иностранных языков [2]. В процессе такой формы получения образования обучающиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы, позднее корреспондентская форма трансформировалось в позицию дистанционного образования. В США первые дистанционные образовательные курсы были организованы в 1881 г. создателем Чикагского университета В. Р. Харпером в его бытность ректором Теологической семинарии в Чикаго. В Канаде пионером дистанционного образования стал Королевский университет в Кингстоне, предложивший в 1889 г. своим слушателям возможность получать образование по переписке. В последующие годы эта форма обучения получила широкое распространение во многих странах мира. Например, в Китае заочные курсы появились в начале 1900-х годов. В Австралии, Канаде и Новой Зеландии в 20-е годы ХХ в. заочные школы, использующие в качестве канала связи почтовые отправления, были взяты на вооружение государственными органами образования для обучения детей, проживающих в отдаленных районах этих стран [2]. В России данный вид инновации в образовании появился в конце XIX века. Развитие в начале XX века телеграфа, телефона, а затем радио и телевидения внесло изменения в дистанционное образование, аудитория, получающая знания таким методом, возросла в сотни раз. Начиная с 50-х годов были разработаны обучающие телепередачи на советском телевидении. Однако существенный недостаток дистанционного образования с помощью телевидения и радио — это отсутствие обратной связи с обучающимися [6].

В XXI веке наличие персональных компьютеров и других электронных гаджетов с доступом к интернет-ресурсам открыли новые перспективы в дистанционном образовании. Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) создают площадку для возможности общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он ни находился. Термин унифицированные коммуникации призван отразить появление голоса, видео и Web-приложений в сети передачи данных. Унифицированные коммуникации — логическое развитие IP-телефонии. IP телефония — телефонная связь, функцией которой является обеспечение голосовой связи поверх сетей, путем использования интернет-протокола. Такие функции, как контроль присутствия и возможности совместной работы, в сочетании с IP-телефонией позволяют педагогам, находящимся в территориально удаленных учреждениях образования, работать так, как если бы они находились в одной аудитории [6].

Такие технические возможности в области информационно коммуникационных технологий и нормативное правовое обеспечение, определенное Кодексом, позволили дистанционному образованию в Республике Беларусь стать одним из ведущих трендов развития национальной системы образования в 2022 году.

Литература:

  1. Андреев, А. А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — М.: МЭСИ, 1999. — 196 с.
  2. Животовская, И. Г. Дистанционное обучение в мире: история, теория и практика [Электронный ресурс] / И. Г. Животовская // КиберЛенинка. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-praktika-distantsionnogo-obucheniya-1/viewer — Дата доступа: 04.07.2022.
  3. Жук, А. И. Об основных проблемах дистанционного образования [Электронный ресурс] / А. И. Жук // Репозиторий БГПУ. — Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/2463/1/ %d0 %be %d0 %b1 %20 %d0 %be %d1 %81 %d0 %bd %2c %d1 %81.312–313.pdf. — Дата доступа: 04.07.2022.
  4. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 14 января 2022 г., № 154–З: принят Палатой представителей, 21 декабря 2021 г.: одобрен Советом Республики 22 дек. 2021 г. [Электронный ресурс] // Pravo.by: Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. — Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk1100243. — Дата доступа: 04.07.2022.
  5. Кодекс Республики Беларусь об образовании: по состоянию на 29 января 2020 года: принят Палатой представителей 2 декабря 2010 года: одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 г. — Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2020. — 398 с.
  6. Радевич, Н. К. Развитие дистанционного образования в системе повышения квалификации как инновации образовательной среды / Н. К. Радевич // Педагогическое мастерство: материалы XХI Mеждунар. науч. конф., г. Казань, январь 2022 г.) / под ред. И. Г. Ахметова [и др.]. — Казань: Молодой ученый, 2022. — C. 1–5.
  7. Тавгень, И. А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. — 2-е изд., исправл. и доп. / И. А. Тавгень. — Минск: БГУ, 2003. — 227 с.
  8. Цыркун, И. И. Инновация / И. И. Цыркун // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1: А–М. — С. 469.
  9. Цыркун, И. И. Инновация педагогическая / И. И. Цыркун // Белорусская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / редколлегия: Н. П. Баранова [и др.]. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2015. — Т. 1: А–М. — С.470.
  10. Brooks, S. K. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence [Электронный ресурс] / S. K. Brooks // The Lancet. — 2020. — Режим доступа: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140–6736(20)30460–8/fulltext# %20. — Дата доступа: 04.07.2022.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное образование, Беларусь, образовательная среда, дистанционная форма, заочная форма получения образования, форма получения образования, дистанционная форма получения образования, заочная форма, образовательный процесс, система образования.


Ключевые слова

инновация, дистанционное образование, дистанционная форма получения образования, заочная форма получения образования

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Особенности дистанционного обучения

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...

Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации

Статья рассматривает сущность, принципы и современное состояние дистанционного электронного голосования в России. Проанализировано нормативно-правовое регулирование дистанционного электронного голосования. В рамках статьи изучен порядок дистанционног...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Похожие статьи

Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сф...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...

Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения

В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обуч...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Особенности дистанционного обучения

В статье приведены основные направления развития системы образования в контексте ее дальнейшей информатизации. Рассмотрены задачи системы открытого образования и современные технологии дистанционного обучения. Перечислены свойства учебных материалов,...

Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации

Статья рассматривает сущность, принципы и современное состояние дистанционного электронного голосования в России. Проанализировано нормативно-правовое регулирование дистанционного электронного голосования. В рамках статьи изучен порядок дистанционног...

О проблеме совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования

Рассматривается проблема совершенствования организационной структуры современной образовательной организации среднего общего образования. Анализируется соотношение между понятия организация, организационная структура и структура управления. Обращено ...

Проблемы развития детского самоуправления в России: анализ практик работы с детским самоуправлением

В статье рассматриваются проблемы ученического самоуправления. Представлен опыт внедрения и развития данной технологии в МКОУ ГО Заречный «СОШ № 7 с углубленным изучением отдельных предметов». Предлагается использование ученического самоуправления ка...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Задать вопрос