Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 18.07.2022

Статья просмотрена: 942 раза

Библиографическое описание:

Соргина, Ж. С. Практические рекомендации по применению метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями в развитии / Ж. С. Соргина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94041/ (дата обращения: 19.11.2024).



Концепция базальной стимуляции была создана в 70-е годы 20 в. немецким специальным педагогом Андреасом Фрёлихом. Благодаря этой концепции дети, которые ранее считались необучаемыми, смогли пойти в школу. Педагоги поняли, что обучение может происходить на самом простом, базовом уровне. Что когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, лучше чувствует свое тело, замечает другого человека, начинает интересоваться предметами окружающего мира — это тоже может быть содержанием обучения. Слово «базальный» означает базовый, простой, не требующий никаких предпосылок, слово «стимуляция» означает, что мы даем ребенку те простые стимулы, которые он не может получить сам, в силу своих ограничений. Несмотря на то, что слово «стимуляция» означает в русском языке «одностороннее воздействие», базовая стимуляция — это всегда взаимодействие, всегда диалог с ребенком. В основе этого метода лежит идея элементарной (базовой) коммуникации. Существует алгоритм «базальной коммуникации» — алгоритм пяти шагов: 1 — ребенок что то делает (раскачивается, или просто дышит, произносит какие-то звуки); 2 — я воспринимаю любое поведение ребенка, как сообщение мне; 3 — я подбираю подходящий ответ и отвечаю ребенку на том коммуникативном канале, который использует ребенок (могу раскачиваться с ним, произносить звуки, или просто подышать с ним в одном ритме); 4 — ребенок воспринимает мое поведение, как сообщение;5 — поведение ребенка немного меняется (может поменяться ритм его раскачиваний, произносит больше звуков, или меняется ритм его дыхания). Таким образом, замыкается цикл коммуникации, и получается разговор на одном языке.

В методе базальной стимуляции мы опираемся на базовые ощущения. Существуют три группы базовых ощущений, то есть тех ощущений, которые человек получает еще до рождения: — соматические ощущения (ощущения прикосновений); — вестибулярные (ощущения от изменения положения тела); — вибрация.

Соматические ощущения.

Прикосновения очень важны. Кожа — самый большой орган восприятия. И наша кожа — это граница между человеком и окружающим миром. Через прикосновения, мы всегда передаем свое отношение к человеку. Качество прикосновений может быть очень разным, например: прикосновения могут быть поверхностными, скользящими. Такие прикосновения плохо воспринимаются детьми. Они непонятные, они раздражают. Создается впечатление, что мы уделяем ребенку мало внимания. Поэтому, рекомендовано использовать более глубокое прикосновение, то есть мы воздействуем не только на кожу, но и глубже — на мышцы и суставы. С помощью прикосновений, мы можем здороваться. Выбираем ту часть тела, до которой ребенок разрешает дотрагиваться (например: это могут быт плечи, а если ребенок с тяжелыми двигательными нарушениями — это могут быть центр груди, и другие варианты). Всегда начинаем общение с ребенком с прикосновения к этой части тела. Таким образом, помогаем ребенку сориентироваться, что сейчас что то начинается. Когда прощаемся с ребенком, возвращаемся к этой части тела, и снова прикасаемся. Тогда ребенок понимает — что то заканчивается. Важно, чтоб наши прикосновения были симметричными (например: если мы дотрагиваемся до правой руки, затем дотрагиваемся и до левой; до правого бока — затем, до левого бока). Это очень важно для правильного формирования схемы тела. Прикосновения должны быть ритмичными, мы ориентируемся на ритм дыхания ребенка. Важно понимать, что если мы хотим активизировать ребенка, то используем прикосновения от периферии к центру, и если хотим успокоить, расслабить — от центра к периферии. Во время прикосновений важно наблюдать за состоянием ребенка, важно не перестимулировать его. И такие диалоги через прикосновение, мы можем использовать в повседневной жизни (например: при купании, переодевании, телесной игре). При встрече, здороваемся с ребенком, при этом обращаемся к ребенку издалека, называя его по имени. Затем дотрагиваемся до той части тела, до которой ребенок разрешает дотронуться (плечо). Постепенно приближаем руку к плечу, накладываем руку и постепенно увеличиваем давление. Прикосновение глубокое, всей поверхностью ладони. Наши прикосновения должны быть симметричными. Это важно для формирования схемы тела. В конце прикосновения делаем паузу. Такие прикосновения дают информацию ребенку о границах его тела.

Вестибулярные ощущения.

Они связаны с положением тела в пространстве, с изменением положения частей тела в пространстве. Это базовые ощущения. Человек их получает до рождения. Дети с двигательными нарушениями, которые вынуждены долго находится в одном положении, часто испытывают нехватку в вестибулярных ощущениях, и мы можем помочь им их получить. Например: в качестве подготовки к вестибулярному диалогу, мы можем помочь им совершат пассивные движения руками и ногами. Для этого, мы осуществляем поддержку в тех суставах, которые участвуют в движении. Движения должны совершаться медленно и в темпе ребенка. Также мы можем использовать покачивания. Здесь важно понимать, что покачивания в горизонтальной плоскости — успокаивают, расслабляют ребенка. Если мы хотим активизировать его, то используем движения в вертикальной плоскости. Важно наблюдать за сигналами ребенка и не перестимулировать его. Для детей, которые долгое время находятся в одном положении, даже слабая стимуляция, может быт сильной. Начинаем покачивания со стабильной опоры, то есть ребенок сидит на руках (если маленький), либо — сидит в коляске (если ребенок побольше). И когда ребенок уже готов, мы можем предложит покачивание на менее стабильной опоре (гимнастический мяч, гамак, качели). Менять положение важно для ребенка, чтоб он почувствовал свое тело целым, для работы жизненно важных центров (дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистая система, работы костей, суставов и мышц).

Ощущения вибрации.

Это еще одно базовое ощущение — ощущение вибрации. Это базовое ощущение потому, что человек получает его еще до рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, слышит звуки внутренних органов матери, чувствует, как мать ходит по различным поверхностям и таким образом, уже получает вибрационные ощущения. Вибрационное восприятие-это ступень перед слуховым восприятием. Мы получаем много вибрационных ощущений в течение дня: когда идем, принимаем душ, едем в транспорте. Ребенок с ТМНР часто испытывает нехватку вибрационных ощущений, а они очень важны, так как позволяют почувствовать тело целым. Мы можем помочь ребенку получить вибрационные ощущения (например: можем использовать внешнюю вибрацию — коляску (везем по камушкам), музыкальные инструменты, прикосновения, мяч, музыкальные игрушки, вибрационные игрушки). Если используем виброигрушку, необходимо ее прикладывать не к мышцам, а к костям или сочленениям костей, причем от периферии к центру (фаланги, локоть, плечо). Вибрационное воздействие должно быть кратковременным, ритмичным, и этот ритм основывается на дыхание ребенка.

Мы говорили об основных положениях концепции базальной стимуляции. Это: — элементарная коммуникация; — диалог через прикосновения; — диалог через изменение положения тела; — диалог через вибрационные ощущения. Таким образом, мы даем ребенку необходимые базовые стимулы и закладываем основу для дальнейшего развития и обучения.

Литература:

  1. Фишер, Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии Э. Фишер. — Мн.: Белорусский Экзархат — Белорусской православной церкви, 1999. — 256 с.
  2. Эльнебю, И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей И. Эльнебю. — Мн.: Белорусский Экзархат — белорусской православной церкви, 1999. — 108 с.
  3. Эллнеби, И. Право детей на развитие И. Эллнеби. — Мн.: БелАПДИ — Открытые двери, 1997. — 131 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ощущение, прикосновение, часть тела, базальная стимуляция, окружающий мир, базовое ощущение, изменение положения тела, ощущение вибрации, стабильная опора.


Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Похожие статьи

Песочная игротерапия как эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Методика использования пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми интеллектуальными недостатками

Применение развивающих пособий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре содействия семейному воспитанию при работе с детьми с множественными нарушениями интеллекта

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Задать вопрос