Вступление
В 2012 году Россия присоединилась к WSI. В 2013 году Россия впервые приняла участие в международном чемпионате WorldSkills (Лейпциг, Германия).
Первый межвузовский чемпионат WorldSkills был проведен в 2017 году.
Российский государственный социальный университет инициировал включение в список компетенций национального чемпионата Worldskills новой компетенции — «социальная работа» в целях повышения качества подготовки квалифицированных специалистов в области социальной работы, формирования у студентов интереса к образовательной деятельности, развития творческого потенциала молодежи, создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, мотивации студентов к профильной профессиональной деятельности.
Компетенция «социальная работа» предполагает предоставление социальных услуг и государственной социальной помощи гражданам с целью улучшения их жилищных условий и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основными партнерами чемпионата Worldskills по компетенции «Социальная работа» являются Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы и подведомственные ему организации, Союз социальных педагогов и социальных работников России, Ассоциация работников социального обслуживания, Федеральное учебно-методическое объединение по специальности «Социология и социальная работа», Институт дополнительного профессионального образования социальных работников Департамента социальной защиты населения города Москвы.
1. Профессиональная компетенция WorldSkills Russia «Социальная работа». Ускорение темпов глобального социального развития, кардинальное усложнение всей системы человеческих отношений, текущие изменения в социальной, политической и экономической жизни страны привели к возникновению новых социальных проблем на основе традиционных, которые вызывают увеличение нервно-психических перегрузок у граждан, нарушение их социальных отношений [1].
Оказание профессиональной социальной помощи и защиты населению, обеспечение социального благополучия и гармонизация социальной среды возможны при условии повышения качества профессиональной подготовки специалистов, реализующих эти функции.
Деятельность специалистов по социальной работе соответствует высокому уровню квалификации (квалификационный уровень 6) и реализуется, прежде всего, в системе социальной защиты населения [2].
Компетенция «Социальная работа» предполагает предоставление социальных услуг и государственной социальной помощи гражданам с целью улучшения их жилищных условий и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Должность и общепромышленные квалификационные характеристики специалиста по социальной работе были утверждены Постановлением Государственного комитета труда СССР от 23 апреля 1991 года № 92.
Но трансформация современного российского государства по-новому ставит вопрос о сущности, задачах и направленности, ценностях социальной работы и требует новых подходов к ее пониманию [3].
Существует большое количество определений понятия «социальная работа», которые характеризуют социальную работу в узком и широком смысле. В широком смысле она представляет собой «социальную активность общества по обеспечению социализации человека». Его главная цель — достижение благополучия личности и общества, гуманизация отношений между личностью и обществом, объединение их интересов, создание условий для их всестороннего развития. Исходя из узкого подхода к социальной работе, это особый вид деятельности, связанный с оказанием помощи и поддержки уязвимым категориям населения, оказанием помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Компетенция «Социальная работа» реализуется, прежде всего, в системе социальной защиты населения, но она востребована в органах государственного управления на различных уровнях власти, в государственных и негосударственных организациях, учреждениях здравоохранения и образования, юстиции и внутренних дел, обороны и Министерства чрезвычайных ситуаций, в специализированных подразделениях промышленных организаций, в социально ориентированных бизнес-структурах и т. д. общественные организации.
2. Трансформация рынка труда и изменение спроса на профессиональные навыки. Изменения в структуре и динамике глобальной занятости определяются двумя разнонаправленными тенденциями. С одной стороны, под влиянием автоматизации и роботизации занятость быстро сокращается в традиционных отраслях и видах занятости. В 2018 году 71 % всех рабочих задач в 12 отраслях выполнялись людьми и только 29 % машинами, к 2022 году ожидается, что это соотношение изменится до 58 % против 42 % [4].
С другой стороны, в результате изменения технологий формируются новые отрасли, профессии и рабочие места. Все это происходит на фоне стремительных социально-экономических преобразований — глобализации производственных цепочек, урбанизации, роста среднего класса в развивающихся странах, старения населения, развития «зеленой экономики».
Совокупный спрос на работников в результате технологических сдвигов не падает, а растет, при этом он требует новых навыков и распространяется на дополнительные профессиональные области. Современные технологии, устраняющие необходимость в обычных работниках, обеспечили создание более 23 миллионов рабочих мест в Европейском союзе в 1999–2016 годах, что составляет почти половину от общего роста занятости за этот период [5].
По данным Всемирного экономического форума, на 75 миллионов рабочих мест, полностью вытесненных автоматизацией, приходится 133 миллиона новых рабочих мест, включая те, которые сочетают человеческий и машинный труд. Среди растущих профессий, пользующихся наибольшим спросом, — массовые профессии «цифровой экономики» (аналитики данных, исследователи и ученые, разработчики программного обеспечения и приложений, специалисты по электронной коммерции и социальным сетям, операторы информационной инфраструктуры). В то же время формируются новые профессии за счет внедрения принципиально новых технологий (специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению, специалисты по большим данным, аналитики информационной безопасности, инженеры и робототехника).
Происходящие технологические изменения меняют содержание работы. Спрос на рабочую силу, требующую нестандартных операций (их также можно назвать творческими), неуклонно растет. Бенефициарами этого сдвига в спросе на навыки являются не только представители высококвалифицированного умственного труда, для которых открываются рабочие места с новой функциональностью и высокой заработной платой, но и представители профессий, сочетающих ручные и умственные операции. С другой стороны, работники, занятые квалифицированной работой, подвергаются наибольшему риску сокращения и перемещения из-за углубления процесса автоматизации. Что касается низкоквалифицированных работников, выполняющих нестандартную физическую работу, которую невозможно автоматизировать (уход за детьми и т. д.), то они не ощущают эффекта от сокращения рабочих мест, но страдают от снижения уровня оплаты труда — часть работников средней квалификации устремляются в этот сектор занятости. Итак, за 1995–2015 гг. Занятость в профессиях средней квалификации сократилась в среднем на 10 % во всех странах ОЭСР (за исключением Венгрии и Чешской Республики), в то время как в профессиях с высокой и низкой квалификацией она значительно увеличилась.
Поляризация занятости наиболее заметна в тех секторах экономики, где автоматизация производственных процессов осуществляется более успешно (производство, финансовые услуги и страхование).
Растущий спрос на универсальные навыки, трансформация спроса на высокопрофессиональные навыки В ситуации быстрых изменений характера и условий труда, роль универсальных навыков возрастает, повышая способность граждан адаптироваться к повторяющимся сменам работы и растущей социальной динамике [4].
Универсальные компетенции включают в себя три блока навыков:
— решение проблем с помощью когнитивных инструментов (решение проблем),
— эффективное взаимодействие с другими,
— самоуправление.
Наличие у человека этих универсальных компетенций обеспечивает его способность к обучению (переобучению). Изменение квалификационного профиля рабочих мест значительно обесценивает профессиональные знания сотрудников и их предыдущий опыт. Неизменное квалификационное ядро навыков составит не более 58 %, остальные 42 % будут подвержены изменениям [5].
Универсальные компетенции, включая навыки мышления высокого порядка и способность к адаптации, в равной степени применимы в различных профессиях, включая «профессии будущего». Критическое мышление и творческое мышление имеют особое значение среди когнитивных навыков, а среди социально-поведенческих навыков — наличие лидерских качеств, включая инициативу и независимость, навыки успешного общения и командной работы с использованием эмоционального интеллекта, способность учиться и узнавать новое [6]. По данным Всемирного банка, с 2001 года доля людей, занятых в профессиях, в которых когнитивные и социально-поведенческие навыки играют важную роль и не связаны с рутинной работой, увеличилась в развивающихся странах с 19 до 23 %, а в развитых странах с 33 до 41 %.
Что касается спроса на высокопрофессиональные навыки, то в этой области наблюдаются разнонаправленные тенденции: с одной стороны, навыки, связанные с выполнением рутинных операций, пользуются все меньшим спросом. С другой стороны, навык, который проявляется в традиционных профессиональных задачах при решении нестандартных ситуаций (изготовление отдельного изделия, диагностика и устранение неполадок), становится все более востребованным.
Деятельность в традиционных профессиональных областях становится интеллектуально насыщенной — компетенции STEM (наука, технология, инженерия, математика) и связанные с ключевыми инновациями становятся все более важными, в то время как особый спрос предъявляется к сочетанию профессиональных навыков и навыков в этих прорывных областях [6].
Заключение. Требования работодателей к навыкам соискателей и сотрудников становятся все более сложными.
Работодатели рассматривают дефицит квалификации как серьезное препятствие для развития предприятий. Наибольшие проблемы с поиском сотрудников с требуемыми навыками возникают при найме высококвалифицированного персонала, для которого сочетание профессиональных навыков и универсальных навыков имеет первостепенное значение. При отборе работников средней и низкой квалификации, для которых на первом плане стоят рутинные технические операции, нехватка персонала стоит не так остро [4].
Опросы работодателей в развитых странах подтверждают повышенное внимание к универсальным навыкам работников.
В список приоритетных навыков при приеме на работу входят: умение решать сложные проблемы (этот навык 83 % работодателей США считают наиболее важным) [6], навыки работы в команде (83 %), коммуникативные навыки (80,3 %), технические (профессиональные) навыки — 60 %.
Работодатели менее удовлетворены универсальными навыками выпускников колледжей и университетов (особенно когнитивными навыками высокого уровня и социальными навыками) по сравнению с техническими, профессиональными навыками. Согласно опросу ведущих работодателей Канады (2017), абсолютное большинство (95,7 %) считают, что недавние выпускники обладают необходимыми профессиональными навыками, но значительно меньшая часть из них (73 %) удовлетворены социальными и поведенческими навыками.
Опросы работодателей в развивающихся странах, проведенные Всемирным банком в рамках проекта STEP, также подтвердили проблему отсутствия необходимых навыков у соискателей и сотрудников, при этом наиболее критичными являются представители инновационных компаний.
Литература:
- Отчет о будущем рабочих мест за 2018 год. Центр новой экономики и общества, Всемирный экономический форум.
- Даунинг Дж., Осборн М., Шнайдер П. (2017) Будущее навыков: занятость в 2030 году. Лондон: Пирсон и Неста.
- Всемирный банк (2019) Доклад о мировом развитии за 2019 год: Меняющийся характер работы. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк.
- Отчет о будущем рабочих мест за 2018 год. Центр новой экономики и общества, Всемирный экономический форум.
- Отчет ВТО о мировой торговле за 2017 год. Торговля, Технологии и Рабочие места. Женева: Всемирная торговая организация.
- Хорошие рабочие места для всех в меняющемся мире Работа: Стратегия занятости ОЭСР, Издательство ОЭСР, Париж.