Анализ ассортимента средств для лечения кислотозависимых заболеваний на локальном рынке Москвы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Фармация и фармакология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 15.07.2022

Статья просмотрена: 844 раза

Библиографическое описание:

Картавцова, Н. В. Анализ ассортимента средств для лечения кислотозависимых заболеваний на локальном рынке Москвы / Н. В. Картавцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 34-40. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94005/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается отразить изменения ассортиментного состава препаратов, применяемых при лечении кислотозависимых заболеваний ЖКТ за несколько лет.

Ключевые слова: препарат, протонная помпа, заболевание, средство, локальный рынок, сравнительный анализ продаж, ценовая сегментация рынка препаратов, анализ ассортимента.

В терапии кислотозависимых заболеваний широко используют две основные группы лекарственных средств (ЛС) — ингибиторы протонной помпы (ИИП) и антациды, которые обеспечивают эффективный контроль над кислотообразованием.

Широкий выбор лекарственных препаратов (ЛП) на фармацевтическом рынке позволяет осуществлять индивидуальный подход при осуществлении фармацевтического консультирования средств для лечения кислотозависимых заболеваний (КЗЗ) применяемых как в качестве лечения, так и в качестве симптоматической терапии. От грамотного фармацевтического консультирования может зависеть приверженность к терапии [3].

Основными препаратами, применяемыми при лечении кислотозависимых заболеваний являются препараты, которые наиболее эффективным образом тормозят кислотопродукцию желудка являются ингибиторы протонной помпы. Антациды, уступив первенство по подавлению желудочной кислотности ингибиторам протонной помпы и другим антисекреторным препаратам, занимают значительную нишу в терапии кислотозависимых состояний в качестве симптоматической терапии.

Антациды не устраняют причину изжоги, но на время убирают неприятные ощущения. Это важно доносить до покупателей, ведь только комплексный подход к лечению основного заболевания может помочь надолго избавиться от неприятных симптомов [3].

Были изучены препараты трех групп — антациды, ИПП, пробиотики, представленные в аптеке. Пробиотики были взяты как дополнительная группа для анализа ассортимента с целью определения тенденции продаж в аптеке в целом. Проанализирован удельный вес в общем объеме продаж изучаемых ЛС за период с 2019 по 2021 г. в аптеке, что отражено в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес продаж ЛС за 2019–2021 гг.

Год

Антациды

Ингибиторы протонной помпы

Пробиотики

Кол-во, шт

Доля, %

Кол-во, шт

Доля, %

Кол-во, шт

Доля, %

2019

2126

5

1411

3,3

579

1,3

2020

2187

5,4

1425

3,5

623

1,5

2021

2242

6,3

1446

4,06

588

1,6

Анализ таблицы 1 показал, что количество продаж изучаемых групп препаратов с каждым последующим годом имеет тенденцию к увеличению. Также увеличивается доля продаж данных средств. Наибольшую долю в ассортименте реализованных товаров имеют антациды. Это может быть связано с многочисленностью группы товаров, представленных в аптеке, а также с тем, что они отпускаются без рецепта, по сравнению с ИПП и могут быть рекомендованы в качестве симптоматической терапии фармацевтическим работником.

Далее были проанализированы продажи изучаемых средств по месяцам за три года, что отражено на рисунках 1–3.

Сравнительный анализ продаж антацидных средств

Рис. 1. Сравнительный анализ продаж антацидных средств

Сравнительный анализ продаж ингибиторов протонной помпы

Рис. 2. Сравнительный анализ продаж ингибиторов протонной помпы

Сравнительный анализ продаж пробиотиков

Рис. 3. Сравнительный анализ продаж пробиотиков

Анализ представленных данных показал, что антацидные средства и ингибиторы протонной помпы увеличивают объемы продаж в весенний-осенний период. Это может быть связано с обострениями кислотозависимых заболеваний в указанный период. Потребление пробиотиков не имеет закономерностей спроса, так как возможно это связано с большим количеством БАДов — источников бифидо- и лактобактерий, представленных в аптечной организации.

Препараты для лечения кислотозависимых заболеваний ЖКТ представлены на локальном рынке г. Москва представлены 26 торговыми наименованиями, а с учетом лекарственных форм и дозировок — 33 ЛС.

Соотношение антацидных средств и ингибиторов протонной помпы представлено на рис. 4.

Соотношение антацидных средств и ИПП

Рис. 4. Соотношение антацидных средств и ИПП

Рис. 4 показал, что в ассортименте преобладают ингибиторы протонной помпы. Их доля составляет 56 %. 46 % — это антацидные препараты.

Проведена сегментация товаров по производителям, что отражено на рис. 5.

Соотношение импортных и отечественных препаратов

Рис. 5.Соотношение импортных и отечественных препаратов

Среди изучаемых препаратов 23 % составляют отечественные ЛП и 77 % — импортные.

Рассмотрены производители ЛС в зависимости от страны. Результаты представлены на рис. 6.

Соотношение ЛС в зависимости от производителей

Рис. 6. Соотношение ЛС в зависимости от производителей

Основной сегмент препаратов, применяемых при кислотозависимых заболеваниях ЖКТ занимают российские и индийские производители. На них приходится по 25 % и 28 % ассортиментных позиций соответственно. По 13 % товарных позиций принадлежит Франции, Болгарии и Словении. По 4 % Хорватии, Израиля, Японии.

Таким образом, в настоящее время основной ассортимент формируется за счет препаратов иностранного производства.

Ассортимент антацидных ЛС и ИПП состоит из нескольких видов ЛФ (рис. 7).

Лекарственные формы антацидных средств и ИПП

Рис. 7. Лекарственные формы антацидных средств и ИПП

Лекарственные формы в большей степени представлены таблетками жевательными — 31 %, 18 % — суспензии. Данные ЛФ относятся к антацидным препаратам. Таблеткам покрытым оболочкой принадлежит 24 % ассортиментных позиций, капсулам — 21 %. Они все относятся к ИПП. По 3 % приходится на гель для приема внутрь и лиофилизат для приготовления инъекций.

Лекарственные формы по агрегатному состоянию представлены двумя видами, что отражено на рис. 8.

Соотношение видов лекарственных форм по агрегатному состоянию

Рис. 8. Соотношение видов лекарственных форм по агрегатному состоянию

Анализ данных показал, что в структуре ассортимента преобладают твердые ЛФ. На них приходится 76 % ЛФ, а на жидкие — 24 %.

Также ЛФ подразделяются на препараты для энтерального и парентерального применения (рис. 9).

Соотношение видов ЛФ по способу применения

Рис. 9. Соотношение видов ЛФ по способу применения

Доля препаратов для энтерального применения выше и составляет 89 %, 11 % относятся к препаратам для парентерального применения.

Были распределены лекарственные препараты в зависимости от возможности отпуска из аптек, что отражено на рис. 10.

Соотношение ЛС в зависимости от возможности отпуска из аптек

Рис. 10. Соотношение ЛС в зависимости от возможности отпуска из аптек

Рис. 10 показал, что в ассортименте аптеки преобладают препараты безрецептурного отпуска — 52 %. Они представлены антацидными препаратами. 48 % приходится на рецептурные средства — это ИПП.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р (ред. от 23.12.2021) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» к жизненно важным препаратам относятся 7 торговых наименований. Это препараты омепразола (гастрозол, омез, омепразол-акрихин, омепаразол-тева, ультоп) и эзомепразола (эманера, нексиум).

По результатам этого анализа был составлен ассортиментный контур целевого сегмента (макроконтур) антацидных средств и ИПП, что представлено на рис.11.

Микроконтур ассортимента антацидов и ИПП

Рис. 11. Микроконтур ассортимента антацидов и ИПП

Данный микроконтур локального фармацевтического рынка может быть использован для сравнения с региональным фармацевтическим рынком препаратов, применяемых при кислотозависимых заболеваниях ЖКТ.

Установили ассортиментные позиции самых дорогих и дешевых ЛП. Самым дорогостоящим среди антацидов оказался препарат маалокс в суспензии по 30 пакетов за 879 рублей, дешевым — маалокс без сахара в таблетках по 162 рубля за 10 штук. Самым дорогостоящим среди ИПП стал париет 20 мг № 28 в таблетках, покрытых оболочками по 4215 рублей, дешевым — отечественный препарат омепразол-акрихин 20 мг № 30 по 75 мг.

Наиболее дешевым препаратом за 1 дозу из группы ИПП явился омепразол-акрихин по 2,5 руля за дозу, из группы антацидов — аджифлюкс 4,3 рубля за дозу.

Была произведена ценовая сегментация рынка препаратов, что позволило выделить пять групп лекарственных препаратов по их стоимости за 1 дозу (рис.12).

Ценовая сегментация рынка препаратов для лечения кислотозависимых заболеваний ЖКТ

Рис. 12. Ценовая сегментация рынка препаратов для лечения кислотозависимых заболеваний ЖКТ

Из рис.12 следует, что из имеющихся в наличии препаратов большая часть относится к низкой и средней ценовой категории (от 10 до 30 рублей) — это в сумме 87 %, 13 % — высокой стоимости.

Выводы: Общее количество спроса на рынке антацидных препаратов и ИПП постоянно увеличивалось с 2019 г. по 2021 г. Такая тенденция может свидетельствовать о том, что ЛС этой группы пользуются высоким спросом у населения России, широко назначаются практическими врачами, активно закупаются аптечной сетью. Антацидные препараты и ИПП пользуются сезонным спросом: самый большой спрос приходится на весенний и осенний период.

Анализ ассортимента антацидных препаратов и ИПП на локальном рынке позволил провести сегментирование и определить рыночную нишу, заполненную в большей степени импортными препаратами. Таким образом, имеет смысл увеличить глубину ассортимента за счет продукции отечественных производителей.

При анализе ценовых категорий установлено, что наиболее многочисленной в аптеке является группа лекарственных препаратов с ценами от 10 до 30 рублей за дозу — это низкий и средний ценовой сегмент. Это связано с тем, что, ассортимент препаратов рассчитан на обслуживание покупателей из спального района, поэтому в ассортиментной и ценовой политике необходимо ориентироваться на обслуживание покупателей с низкой и средней платежеспособностью, так как они являются постоянными посетителями.

Литература:

  1. Буторова Л. И. Современные аспекты применения антацидов при кислотозависимых заболеваниях / Л. И. Буторова, М. А. Осадчук, Г. М. Токмулина. — Текст непосредственный // Consilium Medicum. — 2017. — № 8. — С. 19–26.
  2. Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/
  3. Захарочкина Е. Р. Противоязвенные лекарственные препараты / Е. Р. Захарочкина — Текст непосредственный// Ремедиум. — 2013. — № 4. — С. 32–37.
Основные термины (генерируются автоматически): препарат, протонная помпа, анализ ассортимента, заболевание, локальный рынок, симптоматическая терапия, сравнительный анализ продаж, средство, ценовая сегментация рынка препаратов, агрегатное состояние.


Ключевые слова

средство, препарат, локальный рынок, заболевание, анализ ассортимента, протонная помпа, сравнительный анализ продаж, ценовая сегментация рынка препаратов

Похожие статьи

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного...

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармация, ассортимент аптечной организации

14. Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Цель исследования заключалась в проведение анализа ассортимента ПП растительного и синтетического происхождения.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Анализ российского фармацевтического рынка лекарственных... Рис.1. Анализ лекарственных препаратов по лекарственным формам.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС), применяемых для терапии табакозависимости.

На следующем этапе исследования проведен АВС — анализ ассортимента лекарственных средств.

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

При исследовании локального аптечного рынка установлено, что в ассортименте аптечной сети присутствуют такие группы как: группа D «Дерматологические препараты» составляет 53 % ассортимента, группа J «Противомикробные препараты системного действия» содержит 23...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство...

1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок — используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии. 2. Анализ структуры чеков — для оценки эффективности...

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ отечественных препаратов показал, что на фармацевтическом рынке России, больший удельный вес занимают мочегонные синтетические

Для проведения анализа ЛП по ценовым показателям, все препараты, представленные на Самарском фармацевтическом рынке, были...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство...

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств... препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент, лечение грибковых заболеваний, противогрибковое действие, лекарственная форма, анализ ассортимента, организм человека.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок представляет собой совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении лекарственных

Поэтому анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации является необходимым в процессе изучения его основных...

Похожие статьи

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных...

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных организациях. Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного...

Ключевые слова: фармацевтический рынок, фармация, ассортимент аптечной организации

14. Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Рябова Г. А

Анализ ассортимента противопаразитарных лекарственных препаратов в аптечных...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке.

Цель исследования заключалась в проведение анализа ассортимента ПП растительного и синтетического происхождения.

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств...

Маркетинговый анализ ассортимента противовирусных препаратов растительного и синтетического происхождения на региональном рынке. Анализ российского фармацевтического рынка лекарственных... Рис.1. Анализ лекарственных препаратов по лекарственным формам.

Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента...

Цель исследования: фармакоэкономический анализ ассортимента лекарственных средств (ЛС), применяемых для терапии табакозависимости.

На следующем этапе исследования проведен АВС — анализ ассортимента лекарственных средств.

Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных...

При исследовании локального аптечного рынка установлено, что в ассортименте аптечной сети присутствуют такие группы как: группа D «Дерматологические препараты» составляет 53 % ассортимента, группа J «Противомикробные препараты системного действия» содержит 23...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство...

1. Анализ динамики объема продаж по каждой категории препаратов, маржинального дохода, средней суммы покупки и количества покупок — используется для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии. 2. Анализ структуры чеков — для оценки эффективности...

Анализ группы лекарственных препаратов, обладающих...

Анализ отечественных препаратов показал, что на фармацевтическом рынке России, больший удельный вес занимают мочегонные синтетические

Для проведения анализа ЛП по ценовым показателям, все препараты, представленные на Самарском фармацевтическом рынке, были...

препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство...

Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных средств... препарат, аптечная сеть, локальный аптечный рынок, средство, ассортимент, лечение грибковых заболеваний, противогрибковое действие, лекарственная форма, анализ ассортимента, организм человека.

Формирование структуры фармацевтического рынка Российской...

Фармацевтический рынок представляет собой совокупность заинтересованных в производстве, продаже и потреблении лекарственных

Поэтому анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации является необходимым в процессе изучения его основных...

Задать вопрос