Восприятие детьми воздушно-абразивного способа препарирования кариозных полостей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 16.07.2022

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Бурак, Ж. М. Восприятие детьми воздушно-абразивного способа препарирования кариозных полостей / Ж. М. Бурак, Газал Махмуд Джавидджахроми. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/archive/423/94001/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье изложены результаты анализа ощущений 32 детей в возрасте от 6 до 12 лет при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования. Большинство опрошенных — 78,1 % описали свои ощущения как «нормальные» или «терпимые/приемлемые». Средний балл при использовании шкалы боли Faces Вонга-Бейкера составил 2,3.

Ключевые слова: дети, воздушно-абразивное препарирование, восприятие.

The article analyzes reaction of 32 children aged 6 to 12 years during kinetic preparation. The majority of respondents — 78.1 % — described their sensation as «normal» or «acceptable». The mean score using the Wong-Baker Faces Pain Scale was 2.3.

Keywords: children, air-abrasive preparation, sensation.

При лечении кариозных поражений с образованием полости у детей принципиально важным является выбор способа препарирования и соблюдение правил его проведения. Являющееся классическим препарирование при помощи ротационных инструментов имеет ряд недостатков (звук работающих наконечников, невозможность мгновенно остановить работу турбинного наконечника, неприятные ощущения в процессе препарирования, инфекционные риски из-за контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью, негативное психологическое восприятие значительной частью детей), что привело к появлению альтернативных способов некрэктомии эмали и дентина.

Одним из таких методов является кинетическое воздушно-абразивное препарирование. Данный метод был предложен в 1940 году R. Black, однако не был востребован стоматологами в то время из-за дороговизны и ряда технических ограничений, и пережил второе рождение после 1985 года, когда T. Rainey переосмыслил его концепцию [5]. В современном виде кинетическое воздушно-абразивное препарирование представляет собой процесс иссечения пораженных твердых тканей зуба при помощи направленного высокоскоростного потока мелкодисперсного (чаще всего применяются размеры частиц 27 или 50 мкм) порошка биоинертного альфа-оксида алюминия [1, 2, 3].

В детской стоматологии данная методика применяется для раскрытия фиссур, препарирования неглубоких полостей при условии прямого к ним доступа, обработки поверхности зуба при переломе коронки перед реставрацией или фиксацией отломка и т. д. [1].

Использование кинетического воздушно-абразивного препарирования требует применения защитных очков, раббердама и пылесоса, что несколько ограничивает применение данной методики у маленьких детей. Вместе с тем, кинетическое воздушно-абразивное препарирование бесконтактно, снижает риск образования трещин и ожогов твердых тканей зуба в процессе некрэктомии, непохоже внешне на препарирование ротационными инструментами, и, по данным ряда литературных источников, отличается низкой болезненностью, что очень важно при работе с маленькими пациентами [3].

Целью данной работы явилась оценка восприятия детьми воздушно-абразивного способа препарирования кариозных полостей.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели нами был проведен опрос 32 детей в возрасте от 6 до 12 лет, получавших лечение в одной из частных клиник г.Минска. Поведение всех детей по шкале Франкла (Frank Behavioral Rating Scale) соответствовало Рейтингу 4 [4]. В каждом случае лечение проводилось по поводу кариеса дентина при локализации поражений в наружной и средней третях дентина (средний кариес). Препарирование кариозных полостей проводилось с применением кинетического воздушно-абразивного препарирования (аппарат RONDOflex, KaVo Dental, порошок диаметром 27 мкм) с использованием раббердама, слюно- и пылесоса и средств индивидуальной защиты. Для помощи выражения детьми своих ощущений во время препарирования использовалась шкала оценки боли Faces Вонга–Бейкера / Face Pain Scale (Wong and Baker, 1988) [6] (рис.1).

Шкала оценки боли FACES Faces Вонга–Бейкера

Рис. 1. Шкала оценки боли FACES Faces Вонга–Бейкера

Также мы использовали вербальную оценку ощущений, предлагая детям, принявшим участие в исследовании выбрать одно из следующих слов: «нормально», «терпимо/приемлемо», «неприятно».

Результаты и их обсуждение

Анализ рисунков, выбранных детьми, принявшими участие в исследовании, а также соответствующих этим рисункам баллов, выявил, что чаще других выбиралось изображение, соответствующее баллу 3–25,0 % (8 человек), реже всего — соответствующее баллу 5–6,3 % (2 ребенка), χ2=4,3; р<0,05. Изображение, соответствующее баллу 0, выбрали 9,4 % (3 ребенка) опрошенных, изображения, соответствующие баллам 1 и 2, выбрали по 21,9 % (7 детей) опрошенных, и изображение, соответствующее баллу 4, выбрали 15,6 % (5 детей) опрошенных (рис. 2).

Распределение детей по оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования при помощи шкалы лиц

Рис. 2. Распределение детей по оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования при помощи шкалы лиц

Средний балл, выбранный детьми при оценке при помощи шкалы лиц своих ощущений при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования, составил 2,3±0,25.

Анализ слов, выбранных детьми, принявшими участие в исследовании, для описания их ощущений при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования, показал, что чаще всего встречался ответ «терпимо/приемлемо» — его дали 46,9 % опрошенных (15 человек). Словом «нормально» выразили свои ощущения 31,3 % детей (10 человек), χ2=4,8; р>0,05, тогда как ответ «неприятно» был получен в 21,9 % случаев — 7 опрошенных (χ2=4,4; р<0,05). В целом свои ощущения как «нормальные» или «терпимые/приемлемые» описало большинство опрошенных — 25 человек (78,1 %), что достоверно больше (χ2=20,3; р<0,001), чем доля детей, описавших свои ощущения как «неприятные» — 7 человек (21,9 %) (рис. 3).

Распределение детей по вербальной оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования

Рис. 3. Распределение детей по вербальной оценке кинетического воздушно-абразивного препарирования

Стоит отметить, что из 7 детей (21,9 %), принявших участие в исследовании, и выбравших термин «неприятные», только 2 (6,3 %) сказали, что их ощущения при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования были настолько неприятными, что потребовалась местная анестезия.

Выводы:

  1. При использовании детьми визуальной шкалы лиц (баллы от 0 до 5) в момент процедуры кинетического воздушно-абразивного препарирования самым частым выбором было изображение, соответствующее баллу 3 — его выбрали 25,0 % опрошенных, а средний балл по данной шкале составил 2,34±0,25.
  2. Большинство детей, принявших участие в исследовании — 78,1 % расценивают свои ощущения при проведении кинетического воздушно-абразивного препарирования как «нормальные» или «приемлемые/терпимые».

Исходя из вышеизложенного, кинетическое воздушно-абразивное препарирование позитивно воспринимается большей частью детей и может рассматриваться как метод выбора при проведении некрэктомии при лечении полостных кариозных поражений.

Литература:

  1. Козловская Л. В., Маринчик Т. А., Шнип Е. В. Применение в стоматологии детского возраста альтернативных способов одонтопрепарирования // Стоматологический журнал. — 2011. — № 1. — С. 10–17.
  2. Луцкая И. К., Лопатин О. А. Альтернативные методы препарирования постоянных зубов на примере кариозной полости I класса по Блэку / Современная стоматология. — 2018. — № 1. — С. 15–20.
  3. Методы препарирования твердых тканей зубов: учеб.-метод. пособие / Полонейчик Н. М. [и др.] — Минск: БГМУ, 2010. — 43с.
  4. Frankl, S. N. Should the parent remain with the child in the dental operatory? / J. Dent. Child. — 1962. — V.29. — P.150–163.
  5. Rainey J. T. Air abrasion: an emerging standard of care in conservative operative dentistry // Dental Clinics — 2002. — V. 46, I. 2. — P.185–209. — DOI:https://doi.org/10.1016/S0011–8532(01)00011–8
  6. Wong D. L., Baker C. M. Pain in children: comparison of assessment scales // Pediatric Nursing — 1988. — V.14, No.1. — P.9–17.
Основные термины (генерируются автоматически): кинетическое воздушно-абразивное препарирование, ребенок, балл, ощущение, FACES, изображение, помощь шкалы лиц, проведение, распределение детей, шкала оценки боли.


Ключевые слова

дети, восприятие, воздушно-абразивное препарирование

Похожие статьи

Оценка боли у новорожденных, рожденных в асфиксии по...

При оценке боли по шкале NIPS выявлены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Кинезиотейпирование в лечении болевого синдрома при грыжах. Оценка боли у новорожденных, рожденных в асфиксии по результатам опроса медицинского персонала и...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

Шкалы ECERS-R могут быть использованы на разных уровнях: – Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки

В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования, это Республика Саха (Якутия) и Москва.

Оценка абдоминального болевого синдрома у детей...

Жалобы на боль в животе являются распространенной проблемой у детей школьного возраста и

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным

Оценка по шкале боли FPS-R составила 4,5±1,43 баллов.

Оценка эффективности лечения Диспортом спастических...

Всем детям проведена оценка данных анамнеза, неврологического, ортопедического и соматического статусов. Эффективность лечения определялась по результатам клинико-неврологического осмотра и специализированным шкалам: спастичности (шкала Ашворта)...

Токсокароз у младенцев. (Клинико-лабораторное и серологическое...

лиц.

Подобные результаты получены при оценке клинико -лабораторных показателей в баллах. У всех детей с токсокарозом и с пищевой аллергией сумма клинико-лабораторных показателей превышала 12 баллов и достоверно отличалась от результатов 2 группы.

Пространственный праксис у детей младшего школьного возраста...

Статья посвящена изучению пространственного праксиса у детей младшего школьного возраста с ТНР.

Приводится анализ результатов обследования пространственного праксиса у детей школьного возраста по предложенной схеме.

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

Шкала результативности. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах

− 30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации

Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей. Литература

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей.

Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной...

Варфоломеева Л. Г. Организация специализированной помощи детям с врожденной челюстно-лицевой патологией в Тульском регионе с

Рубцова Н. В. Сравнительная оценка результатов хирургического лечения детей с врожденными односторонними сквозными расщелинами неба.

Похожие статьи

Оценка боли у новорожденных, рожденных в асфиксии по...

При оценке боли по шкале NIPS выявлены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Кинезиотейпирование в лечении болевого синдрома при грыжах. Оценка боли у новорожденных, рожденных в асфиксии по результатам опроса медицинского персонала и...

Использование шкал ECERS-R при оценке качества...

Шкалы ECERS-R могут быть использованы на разных уровнях: – Дошкольным образовательным учреждением для рефлексии и постановки

В России уже два региона используют шкалы ECERS-R, как инструмент оценки качества образования, это Республика Саха (Якутия) и Москва.

Оценка абдоминального болевого синдрома у детей...

Жалобы на боль в животе являются распространенной проблемой у детей школьного возраста и

Боль — неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным

Оценка по шкале боли FPS-R составила 4,5±1,43 баллов.

Оценка эффективности лечения Диспортом спастических...

Всем детям проведена оценка данных анамнеза, неврологического, ортопедического и соматического статусов. Эффективность лечения определялась по результатам клинико-неврологического осмотра и специализированным шкалам: спастичности (шкала Ашворта)...

Токсокароз у младенцев. (Клинико-лабораторное и серологическое...

лиц.

Подобные результаты получены при оценке клинико -лабораторных показателей в баллах. У всех детей с токсокарозом и с пищевой аллергией сумма клинико-лабораторных показателей превышала 12 баллов и достоверно отличалась от результатов 2 группы.

Пространственный праксис у детей младшего школьного возраста...

Статья посвящена изучению пространственного праксиса у детей младшего школьного возраста с ТНР.

Приводится анализ результатов обследования пространственного праксиса у детей школьного возраста по предложенной схеме.

Программа «Наблюдение за социальной адаптацией детей...»

Шкала результативности. Сохраняет ли ребёнок бодрость, уверенность в любых ответственных обстоятельствах

− 30–40 баллов: Ребёнок испытывает значительные трудности в социальной адаптации

Учет возможных ошибок: Субъективизм в оценке поведения детей. Литература

Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Второе отличие по шкале общительность обычные дети набрали 8 баллов, а дети с ОВЗ 7 баллов и то, и другое относится к высокому уровню. Что же характерно для этого уровня? Высокие оценки позволяют говорить, что такие лица общительны, имеют много близких друзей.

Особенности послеоперационного ухода за детьми с врожденной...

Варфоломеева Л. Г. Организация специализированной помощи детям с врожденной челюстно-лицевой патологией в Тульском регионе с

Рубцова Н. В. Сравнительная оценка результатов хирургического лечения детей с врожденными односторонними сквозными расщелинами неба.

Задать вопрос