Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 13.07.2022

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Киризлиева, А. Д. Невоенные аспекты участия Японии в многосторонней стратегии сдерживания Китая / А. Д. Киризлиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 194-196. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93959/ (дата обращения: 24.04.2024).



Автор анализирует результаты прошедшего в 2021 году саммита QUAD. Особое внимание уделяется причинам преимущественно невоенной направленности заявлений, выпущенных по результатам работы саммита. Кроме того, даётся оценка слабым местам проектов четырёхсторонней организации.

Ключевые слова: Азиатско-тихоокеанский регион, четырёхстороннее сотрудничество, КВАД, индо-тихоокеанская стратегия, Китай.

The author analyzes the results of the QUAD summit held in 2021. Particular attention is paid to the reasons for the predominantly non-military orientation of the statements issued on the results of the summit. In addition, an assessment is made of the weaknesses of the projects of the quadripartite organization.

Keywords: the word, key phrase.

В сентябре 2021 года состоялся второй за 2021 год саммит QUAD, на котором Япония была представлена премьер-министром Ёсихидэ Суга, что было примечательно, потому что в те дни уже было объявлено о том, что его сменит Фумио Кисида [1].

Решения саммита на удивление касались исключительно невоенных вопросов, и Китай в заявлении не упоминался ни разу. В совместном заявлении по итогам саммита страны обязались:

  1. увеличить выпуск вакцин от коронавируса, поставив более 1,2 миллиарда доз вакцин по всему миру;
  2. реализовывать проекты по борьбе с изменением климата, включая проекты по зелёной энергетике (включая декарбонизацию логистической сферы и внедрение зелёных водородных технологий), адаптации к изменению климата;
  3. сотрудничать в развитии критических и новейших технологий (в первую очередь 5G), сближать национальное регулирование в сфере высоких технологий;
  4. реализовывать проекты в сфере инфраструктурного строительства, вместе прогнозировать потребности в инфраструктурном строительстве и создавать высококачественную инфраструктуру в Индо-Тихоокеанском регионе;
  5. учредить грантовую программу QUAD для научных исследований;
  6. поддерживать открытые, справедливые и прозрачные практики предоставления международных ссуд, продвигать международные стандарты политик по займам (особенно в части устойчивости кредитов и открытости информации) и призвать всех кредиторов придерживаться данных стандартов;
  7. развивать сотрудничество в использовании космоса, обмениваться спутниковыми данными для мирного использования;
  8. совместно укреплять кибербезопасность;
  9. развивать сотрудничество по борьбе с терроризмом;
  10. поддерживать соблюдение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года всеми заинтересованными сторонами;
  11. вместе вести жёсткий диалог с антидемократическими режимами в Северной Корее и Мьянме по вопросам соблюдения прав человека, в том числе продвигать необходимость решения проблемы похищенных северокорейскими спецслужбами японских граждан [2].

Как можно видеть, некоторые из заявленных проблем и направлений деятельности действительно имеют отношение к Китаю и его союзникам, но полный отказ от прямого упоминания Китая говорит о том, что участники стремятся позиционировать своё объединение как не против кого не направленное. Отказ от упоминания совместных мероприятий в оборонной сфере — это следствие стремления сторон представить своё партнёрство как исключительно мирное. Связано это и с тем, что основной потенциальный противник четырёх стран в настоящее время не находится в юридическом состоянии войны ни с кем из них.

Осторожный характер заявлений, как считают некоторые исследователи, связан с осторожной позицией Индии, которая заинтересована в деэскалации (или хотя бы не-эскалации) всех существующих конфликтов и пытается решить свои геополитические цели, особенно в регионах за пределами региона Южной Азии, экономическими средствами, не прибегая к угрозе силой или вступлению в союзы с блоковой дисциплиной. Именно такому подходу многие десятилетия сначала соответствовала стратегия «неприсоединения», которой придерживалась Индия в годы «холодной войны», а затем и стратегия «присоединения ко всем возможным форматам ( “multi-alignment” ), пришедшая на смену во внешней политике Индии в 1990-е годы [3].

Вместе с тем другие исследователи отмечают, что само возрождение четырёхстороннего формата тало возможно благодаря готовности Индии участвовать в Индо-Тихоокеанском сотрудничестве с целью снизить опасность, исходящую от амбициозного соседа.

По мнению О. Г. Парамонова, мягкий характер заявлений также может быть связан с тем, что в противостоянии с Китаем страны четвёрки ставят в приоритет не военные, а экономические методы. Добавлю, что, по моей оценке ( А.К. ), слабым местом проекта может стать также анализ финансовой устойчивости проектов, которые затем получат финансирование и курс на привлечение частных инвестиций в такие проекты. Сила «Пояса и Пути» заключается в малом внимании к финансовой устойчивости проекта и государственном характере финансирования. Если проект окупается, то Китай получает возврат ссуды и реализованный инфраструктурный проект, выгоду от которого будет получать в том числе он сам, а если проект не окупится, то долг заёмщика можно будет использовать как инструмент геополитического влияния. Инициатива «Голубых точек», будучи проектом, завязанным на «финансовой устойчивости» (самый значимый компонент устойчивости — рентабельность), существует исключительно как коммерческое мероприятие и оставляет мало пространства для геополитических целей. Да и как коммерческое мероприятие проект может не оправдаться: за финансово устойчивых заёмщиков конкурировать придётся с тем же самым Китаем в лице «Пояса и Пути» как идеологии и АБИИ как финансового института [4].

Литература:

  1. Добринская, О. А. Японская дипломатия: год без Абэ / О. А. Добринская. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/yaponskaya-diplomatiya-god-bez-abe/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
  2. Joint Statement from Quad Leaders. September 24, 2021. — Текст: электронный // The White House: [сайт]. — URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/09/24/joint-statement-from-quad-leaders (дата обращения: 11.07.2022).
  3. Макаревич, Г. Г. Индия в Quad: прагматичная игра на завышенных ожиданиях / Г. Г. Макаревич. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indiya-v-quad-pragmatichnaya-igra-na-zavyshennykh-ozhidaniyakh/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
  4. Парамонов, О. Г. Индо-Тихоокеанская доктрина Синдзо Абэ — основа будущей внешней политики Японии. / О. Г. Парамонов. — Текст: электронный // РСМД: [сайт]. — URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/indo-tikhookeanskaya-doktrina-sindzo-abe-osnova-budushchey-vneshney-politiki-yaponii/?sphrase_id=88259075 (дата обращения: 11.07.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): QUAD, Китай, проект, изменение климата, инфраструктурное строительство, коммерческое мероприятие.


Ключевые слова

Китай, Азиатско-Тихоокеанский регион, четырёхстороннее сотрудничество, КВАД, индо-тихоокеанская стратегия

Похожие статьи

Китайский опыт в сфере городской модернизации и создание...

Изучить китайские проекты развития городской инфраструктуры и оценить результаты

Проанализировать возможности развития и усовершенствования системы «умных городов».

Цифровой экономике, IT-технологиям, развитию городской инфраструктуры и...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

О создании проекта «Один пояс и один путь» председатель Китайской Народной Республики — Си Цзиньпин впервые заявил в сентябре 2013 года.

Стоит сказать, что внешнеэкономические связи между Китаем и Россией вышли сегодня на уникальный в их истории уровень.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Используя этот термин, китайское правительство подчеркивает коммерческий и открытый

Китайский морской шелковый путь направлен прежде всего не на изменение роли Китая в

Объединённые проекты «один пояс, один путь» могут увеличить международное влияние...

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное

Библиографическое описание: Ватаман, И. В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития / И. В. Ватаман.

О крупнейших проектах российско-китайского... | Молодой ученый

Крапчина, Л. Н. О крупнейших проектах российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества / Л. Н. Крапчина, Д. В. Фролов.

 Основным внешнеэкономическим партнером России выступает Китай, при этом за последние годы более активно стали развиваться...

Развитие климатической политики городов | Статья в журнале...

Ключевые слова: климатическая политика, изменение климата, парниковые газы, энергоэффективность. Климатическая политика городов развивается в рамках общемировой политики. Крупнейшие города Европы и мира в целом обеспокоены проблемами изменения...

Реализация концепции "зеленый офис" на территории Республики...

Также в работе приводятся данные о реализации концепции зеленый офис на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Концепция зеленого офиса получила широкое распространение в последние 10 лет.

Похожие статьи

Китайский опыт в сфере городской модернизации и создание...

Изучить китайские проекты развития городской инфраструктуры и оценить результаты

Проанализировать возможности развития и усовершенствования системы «умных городов».

Цифровой экономике, IT-технологиям, развитию городской инфраструктуры и...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

О создании проекта «Один пояс и один путь» председатель Китайской Народной Республики — Си Цзиньпин впервые заявил в сентябре 2013 года.

Стоит сказать, что внешнеэкономические связи между Китаем и Россией вышли сегодня на уникальный в их истории уровень.

Новый Шелковый путь как стратегически важный проект для...

Используя этот термин, китайское правительство подчеркивает коммерческий и открытый

Китайский морской шелковый путь направлен прежде всего не на изменение роли Китая в

Объединённые проекты «один пояс, один путь» могут увеличить международное влияние...

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное

Библиографическое описание: Ватаман, И. В. Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития / И. В. Ватаман.

О крупнейших проектах российско-китайского... | Молодой ученый

Крапчина, Л. Н. О крупнейших проектах российско-китайского внешнеэкономического сотрудничества / Л. Н. Крапчина, Д. В. Фролов.

 Основным внешнеэкономическим партнером России выступает Китай, при этом за последние годы более активно стали развиваться...

Развитие климатической политики городов | Статья в журнале...

Ключевые слова: климатическая политика, изменение климата, парниковые газы, энергоэффективность. Климатическая политика городов развивается в рамках общемировой политики. Крупнейшие города Европы и мира в целом обеспокоены проблемами изменения...

Реализация концепции "зеленый офис" на территории Республики...

Также в работе приводятся данные о реализации концепции зеленый офис на территории Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Концепция зеленого офиса получила широкое распространение в последние 10 лет.

Задать вопрос