В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены закономерности, лежащие в основе влияния особенностей интероцепции на аффективную сферу и поведение. Анализируются потенциальные причины искаженного восприятия интероцептивных сигналов и влияние пищевого поведения на специфику восприятия этих сигналов. Автор пытается объяснить механизмы влияния процессов интероцепции на различные особенности пищевого поведения. Сделаны выводы о необходимости формирования навыков интероцептивной осознанности у лиц, имеющих повышенную вероятность возникновения различных нарушений пищевого поведения, что позволит предотвратить развитие нарушений и расстройств пищевого поведения, а также ожирения.
Ключевые слова: интероцепция, пищевое поведение, ожирение, расстройства пищевого поведения.
Ощущение — это психический процесс непосредственного отражения отдельных характеристик и качеств предметов или явлений внешней и внутренней реальности, возникающий в результате воздействия тех или иных стимулов на соответствующие рецепторы.
Существует множество различных классификаций ощущений. Так, например, Ч. Шеррингтон разделил ощущения на три основные группы:
— Экстероцептивные — ощущения, которые обусловлены действием стимулов на рецепторы, располагающиеся на поверхности тела (выделяют дистантные и контактные).
— Проприоцептивные (кинестетические) — ощущения, обусловленные воздействием на рецепторы, находящиеся в мышцах, сухожилиях или суставах. Проприоцептивные ощущения дают информацию о движении и положении частей тела в пространстве и относительно друг друга.
— Интероцептивные (органические) — ощущения, обусловленные протеканием различных физиологических процессов во внутренней среде организма. Рецепторы интероцептивных ощущений расположены во внутренних органах, сосудах и т. д.
Ощущения интероцептивной модальности играют важную роль в жизнедеятельности каждого человека, так, например, существует ряд данных, подтверждающих связь между интероцептивной чувствительностью и способностью к осознанию и регуляции своих эмоций, также, считается, что интероцептивные процессы влияют на особенности пищевого поведения и могут играть определенную роль в развитии ожирения и расстройств пищевого поведения [1, с. 106].
При анализе модальных компонентов интероцептивных ощущений и их роли в общей организации эмоциональных процессов В. Вундт обращает внимание на то, что в рецепторных аппаратах ощущений интероцептивной модальности нет приспособлений для точного восприятия градаций возникающих сенсорно-эмоциональных ощущений, однако такие приспособления есть в рецепторных аппаратах всех высших экстероцептивных модальностей. Это обстоятельство примечательно потому, что указывает на бедность средств языка интероцептивных модальных компонентов в противоположность модальностям экстероцептивным [2, с. 214–215].
Проявления эмоций у человека включают в себя не только чувственные переживания, но и определенные физиологические состояния, в основе формирования которых, как предполагается, лежит интероцепция, обеспечивающая обработку и репрезентацию в ЦНС афферентных внутренних телесных сигналов. Физиологический компонент выражения эмоций включает в себя изменения в системах внутренних органов, обусловленные вегетативными нервными реакциями [3, с. 8].
Одним из механизмов, лежащих в основе регуляции эмоций, таким образом, является способность к адекватному восприятию интероцептивных сигналов. Интероцептивное осознание соответствующих стимулов занимает одно из важнейших мест в системе, обеспечивающей выявление внутренних физиологических процессов, связанных с аффективными ощущениями, и, как следствие, является средством интеграции телесных ощущений, когнитивных процессов и эмоциональных переживаний.
Эмоциональная сфера, в свою очередь, оказывает значительное влияние на пищевое поведение, между эмоциями и пищевым поведением существует сложная система взаимосвязей. У людей с расстройствами пищевого поведения и ожирением чаще наблюдается низкий эмоциональный интеллект, алекситимия, низкая способность к регулированию своих эмоций. Так, например, алекситимия, характеризующаяся трудностями в определении и описании своих эмоций, может быть фактором риска нерегулируемого питания и избыточного веса, так как она связана с повышенной вероятностью приступообразного переедания, “заедания” эмоций и приемов пищи в отсутствие чувства голода, также алекситимия часто связана с потреблением большего количества углеводов и меньшего количества жиров, чем люди потребляют в норме [4, c. 1].
Несмотря на то, что существует множество факторов, которые предрасполагают людей к набору веса и ожирению, существует два основных способа, которыми на пищевое поведение может влиять чувствительность к интероцептивным сигналам голода, сытости и запасам метаболической энергии [1, с. 13]. Во-первых, ожирение может быть связано с гиперчувствительностью к интероцептивным сигналам голода, что приводит к искаженному восприятию силы пищевых сигналов и препятствует попыткам изменить нарушенное пищевое поведение. Во-вторых, переедание и ожирение могут возникать из-за неспособности точно обнаруживать интероцептивные сигналы сытости и положительного энергетического баланса.
На способность каждого отдельного человека идентифицировать, систематизировать и адекватно интерпретировать интероцептивные сигналы могут оказывать влияние множество факторов, в частности, например, хронический стресс, а также отдельные неблагоприятные жизненные события, которые отрицательно влияют на способность к проявлению интереса и внимания к сигналам своего тела. Люди, пережившие острый стресс, сильную физическую боль или какую-либо травму, вероятно, более склонны к недоверию своим телесным сигналам, вследствие чего меньше прислушиваются к ним, что негативно сказывается на возможности эффективного прогнозирования собственных эмоциональных реакций, а также их регулирования. Вместе с тем, предполагается, что такие стрессовые события могут воздействовать на восприятие величины интероцептивных реакций, затрудняя идентификацию, систематизирование и интерпретацию данных, поступающих из внутренней среды организма [5, с. 2].
Из всего вышеописанного следует, что формирование навыков интероцептивного осознания является важным инструментом, обеспечивающим эффективное эмоциональное реагирование и возможность человека обрабатывать и интерпретировать свои чувства и эмоции, а также заранее планировать и определять стратегию реагирования на определенные стимулы. Данные навыки могут помочь людям, имеющим факторы риска возникновения нарушений пищевого поведения, снизить вероятность возникновения у них нарушений и расстройств приема пищи и ожирения.
Оптимальная интероцепция обеспечивает возможность строить свое поведение в соответствии с информацией о внутренних процессах организма [5, с. 10], что, как следствие, способствует поддержанию гомеостаза и, таким образом, может препятствовать возникновению различных как соматических, так и психиатрических заболеваний. Так, можно сделать вывод о необходимости проведения исследований, которые будут направлены на рассмотрение и оценку эффективности различных программ, улучшающих интероцептивную осознанность, для помощи в лечении и профилактике ожирения и всевозможных расстройств пищевого поведения.
Все вышесказанное дает нам возможность сделать выводы о том, что различные особенности интероцептивной чувствительности могут оказывать значительное влияние на пищевое поведение человека, как непосредственно, влияя на восприятие сытости и голода, так и опосредованно, оказывая влияние на восприятие эмоций и способность к эффективной эмоциональной регуляции, которая играет важную роль в процессах формирования пищевого поведения.
Литература:
- Simmons W. K., DeVille D. C. Interoceptive contributions to healthy eating and obesity //Current opinion in psychology. — 2017. — Т. 17. — С. 106–112.
- Л. М. Веккер. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. — М.: Издательство «Смысл», 1998. — 685 с.
- Critchley H. D., Garfinkel S. N. Interoception and emotion //Current opinion in psychology. — 2017. — Т. 17. — С. 7–14.
- Shank L. M. et al. The association between alexithymia and eating behavior in children and adolescents //Appetite. — 2019. — Т. 142.104381. — С. 1–10.
- Price C. J., Hooven C. Interoceptive awareness skills for emotion regulation: Theory and approach of mindful awareness in body-oriented therapy (MABT) //Frontiers in psychology. — 2018. — Т. 9.798. — С. 1–12.