Социально-психологические барьеры при проведении учебных стрельб | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (423) июль 2022 г.

Дата публикации: 12.07.2022

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Чувашева, А. А. Социально-психологические барьеры при проведении учебных стрельб / А. А. Чувашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 28 (423). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/423/93939/ (дата обращения: 20.04.2024).



В настоящее время во многих образовательных организациях, например, таких как МВД России, Министерства обороны, ФСИН России обязательной дисциплиной является «Огневая подготовка». Стрельба в настоящее время также востребована не только, как учебная дисциплина, но и как вид спорта.

Сотрудники правоохранительных органов, в силу выполняемых обязанностей по охране общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан, а также пресечению преступлений и правонарушителей, довольно часто сталкиваются с экстремальными ситуациями, требующими немедленного принятия решений, от правильности которых зависит жизнь и здоровье как граждан, так и самих полицейских [1]. Навыки обращения с оружием у сотрудников должны быть четко отработаны, так как в случае необходимости его применения на принятие решения есть доли секунды.

Несмотря на качественную теоретическую и практическую подготовку сотрудника, в практической деятельности, в процессе обучения и при наличии оснований для применения оружия, сотрудник правоохранительных органов не может преодолеть внутренней психологический барьер. Социально-психологический барьер — это социально-психологическое явление, выраженное в форме различного рода переживаний, возникающее под влиянием различных как внешних, так и внутренних факторов, следствием которого является отказ от желаемых или запланированных целей, идей, желаний и которое мешает осуществлению привычной жизнедеятельности человека [2]. Принято внутри широкого понятия социально-психологического барьера выделять внутренний и внешний. К внешним барьерам относят влияние СМИ, страх не справедливого уголовного наказания, общественное мнение, традиции, сложившиеся внутри служебного коллектива. К внутренним же относят идеалы, личностные установки, национальные и культурные особенности, особенности темперамента личности, гендерные отличия.

Если рассматривать образовательные учреждения, то там часть курсантов при обучении не могут начать стрельбу из-за боязни выстрела. Эта распространенная проблема, которую следует также относить к психологическим барьерам. Еще одним внутренним психологическим барьером может стать уровень человеческой агрессии, как в целом, так и в момент применения оружия. Данный фактор тесно связан с темпераментом личности, однако зависит не только от него. Для определения уровня агрессии существуют различные психологические тесты, которые проходят лица при поступлении на службу в и по возможности в течении служебной деятельности [3].

В образовательных организациях за психологическим состоянием обучающегося ведется постоянный контроль. Однако, учитывать этот фактор необходимо и у обучающихся, так как наличие высокого уровня агрессии может стать угрозой для других обучающихся. Следовательно, не только отдел психологической работы образовательной организации, но и преподаватели огневой подготовки следят за нормальным психологическим состоянием обучающегося перед выходом его на огневой рубеж [4]. Существуют различные методики, которые направленны на преодоление психологических барьеров. Одним из таких методов является использование при выполнении практических стрельб объёмных фигур, для имитирования стрельбы в себе подобного. В районе головы такой мишени прикреплено фото самого стреляющего [5].

Внутреннее психологическое состояние сотрудника может повлиять на принятие решения о применении огнестрельного оружия даже в большей степени, чем какие-либо внешние факторы. Прежде всего, само осознание необходимости стрелять в себе подобного является очень сложным для человека. Тем более, если сотрудник понимает вероятность наступления летального исхода, даже если это преступник, действия которого угрожают жизни и здоровью полицейского или третьих лиц.

Для решения проблемы такой, как боязнь выстрела, по мнению многих, следует как можно чаще практиковаться, для устранения страха, что и в целом влияет на результат стрельбы. Весь «страх» находится в голове, даже если сотрудник отрицает, что ему страшно. Данное явление влияет, как показывает практика, при нажатии спускового крючка, а именно — это резкий спуск. Необходимо готовить обучающихся к барьерам, с которыми они могут столкнуться в ходе своей профессиональной деятельности. Также, желательно периодически проводить тестирование на определение уровня агрессии у действующих сотрудников и учитывать его при отборе для участия в специальных операциях и задержаниях. Важно учитывать не только физическую подготовку, навыки стрельбы и осведомленность в правовых аспектах, но и психологическое состояние.

В заключение следует сделать вывод о том, что социально-психологические барьеры являются главной причиной нестабильности при стрельбе, боязни выстрела. Для решения данной проблемы следует практиковаться на постоянной основе, также проходить разные психологические тренинги. Для эффективного прогнозирования поведения личности в экстремальных условиях, необходимо также учитывать и гендерные особенности. Для минимизации ущерба в случае применения оружия, а также для точного попадания в заданную зону поражения, будущих сотрудников необходимо обучать правильной тактике применения огнестрельного оружия. Однако, для того чтобы сотрудник применил огнестрельное оружие на поражение и преодолел некоторые психологические барьеры, необходимо учитывать и психологические аспекты такой подготовки.

Литература:

  1. Светличный Е. Г. Формирование готовности к действиям в экстремальных ситуациях у курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений МВД России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20–21 апреля 2020 года. –-Москва. — 2020. — С. 453–457
  2. Мыслицкий В. В. Социально-психологические барьеры личности в процессе реорганизации российских компаний: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05 / Мыслицкий Владимир Вячеславович. — Москва, 2004. — 144 с
  3. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Методики диагностики агрессии // Психологическая диагностика. — 2007. — № 3. — С. 41–72.
  4. Кузнецова С. О., Абрамова А. А. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. –2014. — Т. 6, № 1. — С. 100–107.
  5. Ветрова Ю. В., Радоуцкий В. Ю., Шаптала В. Г. Экологический риск в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова. — Белгород: изд-во «БГТУ им. В. Г. Шухова». — 2010. — № 4. — С. 152–154.
Основные термины (генерируются автоматически): боязнь выстрела, огнестрельное оружие, сотрудник, барьер, принятие решения, социально-психологический барьер, уровень агрессии.


Похожие статьи

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Психологическая подготовка стрелка | Статья в журнале...

 В статье рассматриваются способы и средства формирования психологической устойчивости к применению боевого оружия у курсантов и сотрудников силовых структур Российской Федерации. Ключевые слова: стрелок, обучение стрельбе, психологическая подготовка стрелка.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

 В статье рассмотрена методикаобучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

Ситуалогическая экспертиза по делам, связанным с применением...

1) возможности выстрела из огнестрельного оружия без нажатия на спусковой крючок при определенных условиях

В связи с возможностью решения задач, связанных с возможностью подтверждения или исключения причинения вреда здоровью при определенных условиях...

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы...

Ключевые слова: обучение, психологические барьеры, первая помощь, преодоление

Принципиальное решение правовой проблемы оказания первой помощи прописано в УК РФ в

Для повышения уровня подготовки обучаемых необходимо уйти от формального подхода в...

Похожие статьи

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Психологическая подготовка стрелка | Статья в журнале...

 В статье рассматриваются способы и средства формирования психологической устойчивости к применению боевого оружия у курсантов и сотрудников силовых структур Российской Федерации. Ключевые слова: стрелок, обучение стрельбе, психологическая подготовка стрелка.

Развитие психологической устойчивости курсантов за счёт...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Теоретический анализ структурных компонентов психологической...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

 В статье рассмотрена методикаобучения огневой подготовки сотрудников правоохранительных органов на современном этапе. В своей работе сотрудникам полиции постоянно приходится применять специальные средства и огнестрельное оружие.

Ситуалогическая экспертиза по делам, связанным с применением...

1) возможности выстрела из огнестрельного оружия без нажатия на спусковой крючок при определенных условиях

В связи с возможностью решения задач, связанных с возможностью подтверждения или исключения причинения вреда здоровью при определенных условиях...

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы...

Ключевые слова: обучение, психологические барьеры, первая помощь, преодоление

Принципиальное решение правовой проблемы оказания первой помощи прописано в УК РФ в

Для повышения уровня подготовки обучаемых необходимо уйти от формального подхода в...

Задать вопрос