Как правило, уровень огневой подготовки девушек ниже мужского, что говорит о различиях в особенностях организма и психологии женского пола. В связи с этим возрастает актуальность темы научной статьи. Необходимо рассмотреть подходы к огневой подготовке в зависимости от половой принадлежности, выявить факторы, влияющие на неправильное выполнение девушками упражнений и предложить возможности усовершенствования их подготовки.
Обращаясь к истокам, необходимо сказать, что женщины и мужчины со стороны психологии и физиологии абсолютно разные, что, в свою очередь, оказывает влияние на многие сферы жизни и, касаемо нашей темы, отражаются в уровне обучаемости боевым приемам и упражнениям с огнестрельным оружием.
Для полноценного раскрытия темы необходимо дать понятие огневой подготовки, а именно, под ним понимается обучение сотрудников применению штатного оружия для поражения различных целей в бою [1]. Соответственно, для сотрудников огневая подготовка является мерой безопасности в случае чрезвычайных обстоятельств. Это означает, что каждый сотрудник должен владеть навыками огневой подготовки с целью продолжения качественной службы и обеспечение безопасности.
Что касается обучения сотрудников, то стоит разделять теоретическую форму проведения занятий и практическую, необходимо знать строение огнестрельного оружия, принцип действия и основания применения, но многие учёные выделяют важность практических занятий с целью развития у сотрудников привыкания к выстрелу и наработку прицельных выстрелов. Тут же следует отметить, что теоретическую часть девушки лучше воспринимают, чем мужчины, что в свою очередь, к сожалению, не отражается на практике. На наш взгляд, плохие показатели в практических упражнениях у девушек непосредственно связаны с особенностями психологии и мягкости характера. Это говорит о дифференциальном подходе к обучению сотрудников, когда они приходят на службу. Необходимо организовать занятия по всем дисциплинам и сделать уклон на огневую подготовку, так как она развивает физические и психологически навыки сотрудников, это непосредственно оказывает влияние на результаты дальнейшей службы.
Рассматривая причины разных показателей в уровне подготовки исходя из половой принадлежности, следует отметить следующие [2]:
1) Разный уровень физической подготовки — у огнестрельного оружия существует отдача, которую можно глушить за счёт физической силы, и устойчивость хвата оружия в руке;
2) Различный адаптационный уровень сознания — это говорит о том, что женщина и мужчина по-разному относятся к совершению выстрела; и психологические препятствия: мужчины имеют более простое отношение к данным мероприятиям, от чего и быстрее могут адаптироваться;
3) Страх применения огнестрельного оружия — страх присущ любому живому организму, девушки психологически боятся повышенной звуковой активности, как мы знаем, при выстреле создаётся громкий звук, который способен человека, не имеющего должной подготовки, шокировать при осуществлении первого выстрела;
4) Повышенная эмоциональная активность у девушек не позволяет спокойно воспринимать выстрел, а также неудачи, которые возникают на учебных местах, из-за данного фактора девушки подвержены больше постепенному обучению, а мужчины, наоборот, быстрому обучению.
Итак, проанализировав причины, влияющие на разные показатели обучения женщин и мужчин, можно сказать, что в огневой подготовке и в системе обучения в целом необходимо дифференцировать сотрудников по половой принадлежности, с целью повышения эффективности обучения сотрудников-девушек, которые впервые приходят на службу.
В то же время, готовность личного состава к несению службы с оружием и его правильному применению в современных условиях должна быть обеспечена системой, предусматривающей высокую профессиональную подготовку и воспитание необходимых морально-волевых качеств сотрудников [3]. То есть непосредственная работа с составом психологов будет благополучно сказываться на сознании девушек, которые имеют блокаторы в плане стрельбы из огнестрельного оружия, а также улучшат технику выполнения упражнений из-за проработки моментов страха и боязни выстрела.
В большинстве случаев занятия по огневой подготовке в подразделениях УИС проводятся без должного контроля со стороны руководства, осуществляются путем выполнения одного из стрелковых упражнений по огневой подготовке. Однако, проводимые упражнения не всегда отражают специфику выполнения реальных оперативно-служебных задач сотрудниками, что может являться одной из причин слабой огневой подготовленности сотрудников.
Значит, эффективными будут занятия по огневой подготовке в экстремальных условиях после 2–3 подготовительных занятий. Такие занятия будут способствовать подготовке сотрудников к реальным действиям, которые могут возникнуть в ходе несения службы.
Мы предлагаем формировать отдельные группы девушек и мужчин для обучения их навыкам, которые необходимы для прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, а также разработать специальную программу обучения с учётом особенностей личности, которая должна включать в себя дифференциальную физическую подготовку, огневую подготовку, работу с психологами. Такой подход поможет адаптироваться сотруднику в уголовно-исполнительной системе. Также данный подход при дифференциации по половому признаку будет положительно влиять на освоение программы и улучшение показателей у девушек.
Литература:
1. Давиденко А. И. Ключевые проблемы огневой подготовки // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 257–259.
2. Емельянов О. А., Жемчужников А. В. Огневая подготовка — системообразующая дисциплина в системе подготовке сотрудников // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2018. — № 9(163). — С. 97–99.
3. Мудрик И. А., Гвоздев А. К., Прозоров А. А. Основные направления совершенствования огневой подготовки // Эпоха науки. — 2020. — № 23. — С. 69–71.