Правовые основы функционирования средств массовой информации Германии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Регионоведение

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 12.07.2022

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, А. А. Правовые основы функционирования средств массовой информации Германии / А. А. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 244-248. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93917/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье анализируются правовые аспекты работы медиа в современной Германии.

Ключевые слова: СМИ, право, Германия.

Германия входит в десятку стран с наиболее развитой системой средств массовой информации. Телевидение по-прежнему является формирующим сегментом: в среднем в день ему уделяют более 3,5 часов, при том, что интерес к телевизору у молодых людей значительно ниже, чем у старшего поколения. С другой стороны, быстро развивается Интернет, среднесуточное потребление которого уже сегодня превышает 3 часа в день. Печатные СМИ, такие как газеты, журналы и книги, играют меньшую роль в медиапотреблении. Однако в целом немцы уделяют все больше времени СМИ, бюджет которых за последние 60 лет вырос примерно в три раза [1].

Очевидно, для такого масштабного института медиа необходимы инструменты регулирования. В Германии на работу СМИ влияют документы различных уровней: конституционного, уголовного, административного, гражданского, картельного, трудового, налогового, ювенального законодательства, а также регламенты Европейского союза. Кроме того, значительную роль играют и постановления высших судебных инстанций, и судебные решения [2, c. 160].

Регулирование СМИ на федеральном уровне

В Германии не существует закона о средствах массовой информации. Фундаментальным документом для массмедиа является Основной закон страны, в частности — § 1 и 2 Статьи 5. Из § 1 Конституции следует, что СМИ могут самостоятельно решать, какую информацию транслировать. Граждане, в свою очередь, имеют право беспрепятственно получать любые сведения и делиться собственным мнением. Однако следует отметить, что ограничения все-таки есть. Согласно § 2, свобода печати и информации определяется законодательством. Статья 18 Основного закона гласит, что использование основных свобод в целях противодействия демократии, включая свободу печати, влечет за собой утрату данных прав. Решение о том, выходят СМИ за рамки закона или нет, принимает независимый Конституционный суд. Злоупотреблениями считаются разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, побуждение к насильственному захвату власти, свержению государственного строя, разжигание нетерпимости и национальной розни, пропаганда войны [4, c. 562]. Если суд признает журналистов виновными, им грозит наказание вплоть до уголовной ответственности.

Важно заострить внимание на том, что в законодательстве ФРГ понятия «СМИ» не существует. Вся медиасистема делится на три составляющих: прессу, радио и телемедиа. К тому же пресса определяется не совсем привычно для российской практики как «публичное распространение мнений в виде печатных или электронных публикаций»; а так называемое «радио» в действительности включает в себя и телевидение. В правовой системе не существует и термина для профессии. Цитируя определение Германского союза журналистов, журналистом считается «физическое лицо, участвующее в распространении и публикации СМИ информации, мнений и развлечений в качестве основной деятельности» [2, c. 161]. Таким образом, журналистом называют каждого, кто имеет отношение к сфере массовых коммуникаций.

Кроме Конституции, существуют и другие правовые акты, напрямую влияющие на работу массмедиа. К примеру, закон «О защите молодежи и ограничении насилия», который регулирует возрастные ограничения фильмов и видеоигр, а также запрещает рекламу в СМИ, способную оказать негативное влияние на подростков. Также сюда относятся и закон «Об ограничении рекламы и защите целостности произведений искусства», «Закон о картелях».

Регулирование СМИ на земельном и международном уровнях

Вопросы функционирования СМИ в Германии решаются не только на государственном уровне. К компетенциям федерации относится регулирование телевизионных коммуникаций, издательской деятельности, авторских и предпринимательских прав. При этом печатные издания, радио и телевидение находятся под контролем 16 федеральных земель. У каждого региона есть собственная конституция, а также законы о прессе и радиовещании. В большинстве своем так называемые земельные законы похожи между собой, и основные положения в них совпадают. Однако в отдельных случаях встречаются и различия. Г. Ф. Вороненкова отмечает один из таких примеров. В Гамбургском законе о прессе устанавливается, что каждое СМИ может претендовать на получение информации. В Берлинском же законе о печати оговариваются ситуации, когда властям разрешено не предоставлять какие-либо данные. Среди них: несущая вред обществу или личности информация, государственная тайна [5, c. 72].

Германское право основывается на международных документах и соглашениях. Государство приняло многие документы, затрагивающие вопросы независимости СМИ и прав журналистов, таких организаций как ООН, ОБСЕ, СПЧ, Совет Европы, ЕС. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах, заключительные акты Хельсинки, Договор о трансграничном телевидении — все это лишь часть значимых правовых актов, подписанных Федеративной Республикой.

Общественно-правовые организации в деятельности СМИ Германии

В стране нет государственных органов, которые регулировали бы работу средств массовой информации. Власти намеренно отстраняются практически от любых экономических и правовых взаимоотношений с медиа, которые могут быть трактованы как посягательство на независимую журналистику. Прессе обеспечивается «самостоятельность как института <…> от получения информации до распространения новостей и мнений» [6]. При этом в Германии есть организации, связанные непосредственно с массовыми коммуникациями, к примеру, ведомство печати и информации федерального правительства. Оно обязано рассказывать гражданам о событиях в стране и мире, работе институтов власти, общественном мнении по различным вопросам. Таким образом, данный госорган является посредником между правительством и населением. При этом ведомство не может вмешиваться в дела массмедиа и навязывать им свою позицию.

Деятельность СМИ координирует специальное общественное учреждение — Германский совет прессы, основанный журналистами, издателями, рекламодателями и читателями [4, c. 566]. Он призван охранять независимость медиа, представлять властям их интересы, помогать журналистам качественно выполнять работу, развивать международные отношения. Еще два объединения занимаются защитой прав работников медиаиндустрии: Германский союз журналистов и отраслевой профсоюз СМИ. Первая инстанция состоит из 16 организаций федеральных земель и насчитывает около 38 тысяч участников. Союз журналистов защищает свободу информации и выражения мнений для всех граждан, борясь за независимость журналистов [7]. Им также создан Кодекс прессы, раскрывающий основные положения журналистской этики. Комиссия совета рассматривает различные жалобы на редакции и спорные ситуации. Стоит отметить, что все решения рекомендательны и не имеют юридической силы.

Говоря о правах журналистов, следует также упомянуть о законодательно предусмотренных для них льготах и других специальных условиях. Работники СМИ имеют преимущественное право запрашивать информацию у институтов власти. В некоторых случаях журналистам разрешено не давать показания в процессе расследования или в суде. У них нельзя конфисковывать авторские материалы: тексты, аудио-, фото- и видеозаписи. Журналисты получают доступ на общественные мероприятия, к местам происшествий, в публичные пространства.

Правовые основы функционирования прессы и аудиовизуальных медиа

Печать в Германии постепенно сдает позиции и теряет популярность. Для того, чтобы газета или журнал приносили прибыль, их тиражи должны быть высокими. Государство оказывает поддержку прессе в сфере налогообложения. Согласно «Закону о налоге с оборота», для печатной периодики данный сбор снижен и составляет 7 % вместо 19 %. Льготы действуют для прессы, книг, музыкальных нот, почтовых марок, каталогов и др. Однако на рекламные и попадающие под ограничения закона о молодежи издания данная скидка не распространяется [2, c. 162].

Главным документом для общественно-правового телевидения и радио считается «Государственный Договор о радио и телемедиа». Документ формулирует основы функционирования аудиовизуальных СМИ, их модели и организацию. Согласно документу, массмедиа должны обеспечивать плюрализм мнений и их свободу. Также он исключает любую монополию в медиасистеме.

Общественно-правовое теле- и радиовещание независимо от государства и экономики. Его главным органом является телерадиосовет, который заботится о том, чтобы все граждане имели одинаковый доступ к информации. При этом учреждение не имеет права вмешиваться в программную политику телеканалов и радиостанций.

Мерой государственной поддержки медиа можно считать систему финансирования общественно-правовых телеканалов и радиостанций: АРД и ЦДФ, «Дойчландфунк». Они существуют за счет абонентской платы, которая является неформальным налогом и обязательна для всех юридических лиц, публичных институтов, некоммерческих организаций и частных домохозяйств. [8] Еще один способ монетизации — реклама, позволяющая СМИ не зависеть от налоговых доходов и, следовательно, политических сил.

Частные ТРК обычно являются обществами с ограниченной ответственностью. Это означает, что пайщики определяют структурную систему каналов. Финансируются данные компании за счет рекламных доходов и абонентской платы за подписку на Pay-TV.

Вопросы, касающиеся технических аспектов функционирования электронных СМИ, оговариваются в федеральном законе о телекоммуникациях, который действует в последней редакции от 1 декабря 2021 года. Документ регулирует доступа в эфир, распределение частот, кабельные и сетевые подключения, создание и содержание оптоволоконных линий, трансляцию и ретрансляцию [2, c. 161]. Закон борется с монополией на рынке телекоммуникаций, требует обязательной регистрации, защищает права потребителей.

Правовые основы функционирования Интернета

Проблемы правового регулирования Интернета, социальных сетей и электронных ресурсов в Германии последних лет находятся в центре внимания. Информационное право все еще четко не закреплено в законодательстве. На данный момент оно состоит и из довольно старых, и из новых, специально разработанных документов, касающихся активности в сети. Важнейшим в данной системе является Закон о телемедиа, затрагивающий правовое информирование СМИ, борьбу со спамом, защиту пользовательских данных, административной и уголовной ответственности за незаконное содержание сообщения в медиа, привилегии провайдеров. Действие данного правового акта распространяется на онлайн-магазины и аукционы, поисковые системы, почтовые сервисы, информационные порталы, форумы и сетевые чаты. В 2017 году в Федеративной Республике начал действовать закон о регулировании социальных сетей [9]. Правовой акт призван бороться с разжиганием межнациональной розни и фейк-ньюс в социальных сетях. Он также расширил полномочия германских органов власти, касающиеся цензуры в Интернете. Стоит отметить, что определение социальных сетей в законе размыто, из-за чего под его воздействие попадают и мессенджеры, и облачные хранилища данных. Роль в функционировании Интернет-ресурсов играют и другие правовые акты: Германское гражданское уложение — Гражданский кодекс ФРГ (в рамках общегражданских вопросов и права на имя в случае с доменными именами), законы об авторских правах, об авторских правах на работы в области изобразительного искусства и фотографии, о недобросовестной конкуренции, о защите торговых марок и других обозначений, о защите персональных данных, Уголовный кодекс ФРГ (в части, касающейся компьютерного мошенничества, разжигания межнациональной ненависти, изменения и кражи данных) [2, c. 163].

Правовые основы рекламы в германских СМИ

По закону главной функцией СМИ является полное информирование населения. Во избежание экономического давления со стороны рекламодателей государство регламентирует длительность, частоту и содержание коммерческих объявлений. Конституция страны обеспечивает свободу телерадиовещания, защищая рекламу как его часть. Среди прочих на данный источник дохода медиа влияют законы о конкуренции, о рекламе медицинских средств, о продуктах питания и предметах потребления.

Государственным законом определяются объемы рекламных сообщений в общественно-правовом вещании. АРД и ЦДФ разрешено размещать не более 20 минут рекламы в будние дни. Разрешено прерывать передачи длительностью более 45 минут, кроме детских и богослужений. Кроме того, рекламные паузы запрещено делать в праздники, по воскресеньям и после основного блока новостей в 20:00 часов. Строгий запрет действует на продвижение алкогольной и табачной продукции, а также на скрытую рекламу и телешопинг [4, c. 579]. На радио рекламу обязательно должны выделять звуковыми сигналами или устными объявлениями. Ее хронометраж может достигать 90 минут в сутки.

Способом финансирования аудиовизуальных медиа является и спонсорство — особая форма продвижения фирмы. Обычно о спонсоре упоминается в начале или конце программы, а тарифы на размещение на порядок выше, чем рекламные. При этом нельзя рассказывать о товарах, предлагаемых компанией-спонсором: это расценивается как скрытая реклама.

Для частного вещания действуют свои правила. Реклама не может занимать более 20 % эфирного времени, должна формироваться блоками, а промежутки между вставками составляют минимум 20 минут.

Существующие сегодня правовые основы функционирования германских СМИ являются, прежде всего, результатом истории страны. Всего за несколько десятилетий Германия стала правовым государством с экономикой рыночного типа. Медиасистема выстроилась заново на основе западных стандартов и бизнес-моделей, а также их общественно-правового устройства. Свобода слова и мнений закреплена в Основном законе страны и лежит в основе массовых коммуникаций. Журналисты могут рассчитывать не только на государственную, но и общественную поддержку.

Литература:

  1. Statista — das Statistik Portal. URL: https://de.statista.com/ (дата обращения: 10.04.22).
  2. Ерофеев И. М. Правовое регулирование деятельности средств массовой информации на территории Германии // Общество и право. — 2018. — № 3 (65). — С. 160–164.
  3. Маклаков В. В. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1999.
  4. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. — М.: Языки русской культуры, 1999.
  5. Вороненкова Г. Ф. О взаимоотношениях государственных органов и средств массовой информации в ФРГ // Вестн. Моск. ун-та., Сер. Журн. 1992. № 6. С. 70–78.
  6. Решение Конституционного суда Германии от 14 июля 2006 г. № 1058/05. URL:https://www.bundesverfassungsgericht.de/DE/Homepage/homepage_node.html (дата обращения: 12.04.22).
  7. DJV.DE: Deutscher Journalisten-Verband. URL: https://www.djv.de/startseite (дата обращения: 12.04.22).
  8. Rundfunkfinanzierungsstaatsvertrag (RFinStV). URL: https://www.rundfunkbeitrag.de/e175/e4794/Rundfunkbeitragsstaatsvertrag.pdf (дата обращения: 13.12.21).
  9. Netzwerkdurchsetzungsgesetz. URL: https://www.buzer.de/s1.htm?g=Netzwerkdurchsetzungsgesetz+ %E2 %80 %93+NetzDG&f=1 (дата обращения: 14.04.22).
Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, Германий, журналист, массовая информация, абонентская плата, Германский союз журналистов, Основной закон страны, получение информации, правовой акт, уголовная ответственность.


Ключевые слова

Германия, право, СМИ

Похожие статьи

Международно-правовое регулирование деятельности СМИ...

В статье рассмотрена проблема международно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в условиях ведения «информационных войн» начала XXI века. Приведены научно обоснованные методы повышения юридической ответственности СМИ в...

Международно-правовое положение журналистов...

В статье анализируется содержание международно-правового положения журналистов в период вооруженных конфликтов. Автор пришел к выводу, что с точки зрения международного гуманитарного права все сотрудники средств массовой информации подразделяются на...

Административно-правовой статус средств массовой...

Поэтому административно-правовой статус средств массовой информации находит свое развитие и конкретизацию в правовом статусе журналиста. Права и обязанности журналиста определенны законом о СМИ в главе V «Права и обязанности журналиста». К ним относятся

Система защиты прав человека и юридическая ответственность...

Уголовно-правовые средства защиты прав человека в России и Германии.

В 2001 году в Германии был основан Германский институт прав человека.

В то же время Германия находится в числе стран, занимающих последнее место в статистике по обращению в...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан...

Средства массовой информации напрямую включаются в процесс политической коммуникации, предоставляют актуальную

Этот процесс состоит в том, что любой политик, стремящийся занять важную позицию в общественной и политической жизни страны, должен...

Средства массовой информации являются одними из...

В соответствие с Законом РФ «О средствах массовой информации», журналист обязан проверять достоверность информации [8]. На нем лежит большая ответственность — перед читателями, перед людьми, о которых идет речь в публикации, перед редакцией.

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Статья 58-ая Федерального закона «О СМИ»: «Ответственность за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой-то бы то, ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объединений законной деятельности...

Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия...

Сложившиеся между средствами массовой информации (СМИ) и пресс-службами правоохранительных органов характерные отношения в области информационного обеспечения политики борьбы с преступностью и охраны общественного порядка имеют свои особенности...

Административная ответственность за нарушение...

Главу 7 Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации», условно можно разделить на три аспекта: ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею...

Похожие статьи

Международно-правовое регулирование деятельности СМИ...

В статье рассмотрена проблема международно-правового регулирования деятельности средств массовой информации в условиях ведения «информационных войн» начала XXI века. Приведены научно обоснованные методы повышения юридической ответственности СМИ в...

Международно-правовое положение журналистов...

В статье анализируется содержание международно-правового положения журналистов в период вооруженных конфликтов. Автор пришел к выводу, что с точки зрения международного гуманитарного права все сотрудники средств массовой информации подразделяются на...

Административно-правовой статус средств массовой...

Поэтому административно-правовой статус средств массовой информации находит свое развитие и конкретизацию в правовом статусе журналиста. Права и обязанности журналиста определенны законом о СМИ в главе V «Права и обязанности журналиста». К ним относятся

Система защиты прав человека и юридическая ответственность...

Уголовно-правовые средства защиты прав человека в России и Германии.

В 2001 году в Германии был основан Германский институт прав человека.

В то же время Германия находится в числе стран, занимающих последнее место в статистике по обращению в...

массовая информация, СМИ, политическое сознание граждан...

Средства массовой информации напрямую включаются в процесс политической коммуникации, предоставляют актуальную

Этот процесс состоит в том, что любой политик, стремящийся занять важную позицию в общественной и политической жизни страны, должен...

Средства массовой информации являются одними из...

В соответствие с Законом РФ «О средствах массовой информации», журналист обязан проверять достоверность информации [8]. На нем лежит большая ответственность — перед читателями, перед людьми, о которых идет речь в публикации, перед редакцией.

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Статья 58-ая Федерального закона «О СМИ»: «Ответственность за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой-то бы то, ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объединений законной деятельности...

Основные принципы и актуальные проблемы взаимодействия...

Сложившиеся между средствами массовой информации (СМИ) и пресс-службами правоохранительных органов характерные отношения в области информационного обеспечения политики борьбы с преступностью и охраны общественного порядка имеют свои особенности...

Административная ответственность за нарушение...

Главу 7 Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации», условно можно разделить на три аспекта: ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею...

Задать вопрос