Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 09.07.2022

Статья просмотрена: 528 раз

Библиографическое описание:

Чекунова, А. А. Особенности мышления дошкольников с общим недоразвитием речи / А. А. Чекунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93901/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлена проблема изучения нарушений формирования мышления у детей дошкольного возраста, имеющих аномалию речевого развития — общее недоразвитие речи.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дошкольники, мышление.

Как правило, нормотипичные дошкольники легко и свободно владеют речью в целом. Им не стоит никакого труда общаться со взрослыми и сверстниками. Их фонетические возможности вплотную приближаются к речи взрослого человека. С каждым днем увеличивается количество понимаемых и употребляемых в речи слов. Фонематические процессы приобретают все большие возможности. Коммуникативные функции речи не препятствуют взаимодействию с окружающими.

Но есть дети, не обладающие всеми этими характеристиками речи в той или иной степени. И эта достаточно большая и разнообразная категория детей, от полностью молчащих, до имеющих малозаметные ошибки и неточности речи, определена специалистами как общее недоразвитие речи (ОНР).

Этот термин принадлежит Р. Е. Левиной. Она в середине прошлого века, совместно с рядом ведущих специалистов в области детской дефектологии и логопедии, смогла объединить детей со схожими речевыми проявлениями, но разными медицинскими диагнозами, в группы. Эти группы — уровни, от 1 (самого тяжелого) до 3 (самого легкого), предполагали объединение детей по психолого-педагогическим симптомам проявления нарушений речи для оказания им полноценной логопедической помощи в рамках коррекционных учреждений или групп детских садов [1].

Значительно позже, заметив трудности разграничения детей с ОНР (III уровень), у которых на первый взгляд, речь пришла в норму, но присутствуют незначительные проблемы в лексико-грамматическом оформлении своих высказываний, и детей с нормой речевого развития 6–7 лет, Т. Б. Филичева предложила выделить еще один уровень — четвертый (ОНР IV уровень). Особую значимость выделение этого уровня получило в обучении детей младшего школьного возраста, ведь чаще всего такие дети сталкиваются с возникающими проблемами овладения первоначальными навыками чтения и письма.

Итак, под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевого отклонения, при которой нарушена сформированность всех речевых составляющих, относящихся как к фонетико-фонематическим, так и к лексико-грамматическим компонентам. Важно отметить, что дети с ОНР изначально не имеют нарушения слуха и интеллекта.

Несмотря на то, что общее недоразвитие речи объединяет довольно обширную группу детей, особые закономерности развития речи прослеживаются. Дети, как правило, поздно начинают говорить, закономерно у них нарушено произношение групп звуков, часто даже раннего онтогенеза, понимание речи снижено, активный словарный запас беднее пассивного, имеются различного рода нарушения словоизменения и словообразования, употребления предлогов, страдает возможность строить распространенные предложения, и как следствие, нарушается основная функция речи — коммуникативная [2].

Нарушения речи первичные ведут за собой сбои в формировании психических процессов, как вторичных проявлений.

Т. Б. Филичева, описывая особенности интеллекта детей с ОНР, отмечает, что изначально эти дети имеют все возможности для планомерного овладения мыслительными операциями. Наглядно-действенное мышление этих детей зачастую не отстает от мышления сверстников с нормальным речевым развитием. Но возможности пользоваться наглядно-образным, и далее словесно-логическим мышлением замедляются и требуют целенаправленного коррекционно-развивающего воздействия [3].

Изучая психическое развитие детей с ОНР, Е. М. Мастюкова считает, что отличительными особенностями мышления детей с речевым недоразвитием, является недостаточность внутренней речи. Показатели вербального интеллекта у этих детей значительно хуже, чем невербального [4].

Т. А. Фотекова, обратила внимание на особенности мыслительной деятельности детей с ОНР, она доказала, что эти дети отстают в темпе принятия стратегии решения проблемной ситуации, имеют сниженный уровень продуктивной организации мыслительной деятельности, неустойчивость внимания, трудности удержания инструкций [5].

В настоящее время проблеме умственного развития дошкольников с ОНР уделяется большое внимание. Это подтверждается статьями в сборниках научно-практических конференциях. Так, Т. В. Нестерова, по результатам своего исследования утверждает, что старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи (III уровень) свойственна недостаточная завершенность развития наглядно-образного мышления. Это проявляется в несформированности словесных обобщений, мыслительных операций, приемлемых способов решения наглядно-образных задач, включения в разрешение проблемных ситуаций вербализации [6].

Рассмотрев теоретические аспекты мышления дошкольников с ОНР, мы поставили перед собой задачу: изучить сформированность различных мыслительных операций у данной категории детей, используя методику «Овладение детьми общей структурой мыслительной деятельности, разработанную У. В. Ульенковой [7].

В нашем исследовании приняли участие 10 старших дошкольников, с ОНР (III уровень), посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР Детский сад № 7 «Улыбка» г. Бирска, РБ.

При выполнении пяти заданий данной методики, направленных на выявления сформированности операций обобщения, конкретизации, классификации, сравнения мы фиксировали особенности поведения дошкольников, отношение к заданиям и процессу их выполнения. Отмечали уровень запаса знаний и представлений об окружающем мире, владение иерархией обобщений, а также абстрактных родовых понятий. Особое внимание уделяли уровню понимания и принятия задания, качеству самоконтроля в процессе выполнения задания и при оценке результатов деятельности.

В соответствии с этими оценочными критериями и с правильностью выполненных детьми заданий мы определили, что высоким уровнем овладения детьми общей структурой мыслительной деятельности не обладает ни один ребенок из данной выборки. Средний уровень продемонстрировали 6 испытуемых. Низкий уровень — 4 ребенка.

Наше исследование показало, что большее количество старших дошкольников с ОНР имеют средний уровень владения общей структурой мыслительной деятельности. Фонд действенных знаний для решения задач этих детей достаточен, мыслительные операции совершаются чаще правильно, но только с помощью взрослого. Они нуждаются в наводящих вопросах. Ошибки исправляются с помощью взрослого.

Меньше половины детей имеет низкий уровень владения общей структурой мыслительной деятельности. Эти дети понимают только легкие задачи, нуждается в дублировании инструкции, разъяснении задания, в помощи и показе наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Необходимыми операциями в умственном плане оперирует недостаточно. Ответы часто ситуативны.

Высокий уровень владения общей структурой мыслительной деятельности не продемонстрировал ни один ребенок в нашем исследовании. Одно из объяснений этому, на наш взгляд, является неумение обосновать решение вербально, что вытекает из трудностей формирования всех компонентов речи, что и характерно для детей с ОНР.

Литература:

  1. Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р. Е. Левина. // ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин. — М.: АРКТИ. — 2005. — 221с.
  2. Волковская, Т.Н., Юсупова, Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М.: Книголюб. -2004. — 104 с. (Специальная психология)
  3. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева — М.: Просвещение. — 1990. — 238 с.
  4. Мастюкова, Е. М. О состоянии интеллекта у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Е. М. Мастюкова, Л. А. Белогруд, В. С. Бурова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 41–47.
  5. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1994. — № 2.
  6. Нестерова, Т. В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Нестерова Татьяна Викторовна; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. Образования. — М.: [б. и.] — 2005. — 22 с. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15832745 (дата обращения 29.01.2021).
  7. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — 2-е изд. — СПб.: Речь, 2006. — 688с.
Основные термины (генерируются автоматически): III, мыслительная деятельность, общее недоразвитие речи, ребенок, общая структура, уровень, высокий уровень, помощь взрослого, речевое развитие, уровень владения.


Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Высокий уровень: ребёнок сразу принимал и понимал условия задание, самостоятельно

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте...

Описаны особенности развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи, оказывающие

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи...

Использование современных педагогических технологий как...

Организация обучения детей с ОНР (III уровня) по развитию связной повествовательной речи

В основе речевой патологии, у детей с ОНР (III уровня), затрагивающей все стороны речи

Мыслительная работа всегда опережает речевую, поэтому до формирования навыка...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи, обобщенные с помощью интегрального показателя

85 % детей с ОНР имеют низкий уровень развития речевой активности. Эти дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с...

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех

В то время как школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия, в частности, умения адекватно словесно...

Особенности познавательных процессов у детей старшего...

Исследовав у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня такие психические процессы как внимание, восприятие, память и мышление, мы выявили следующие особенности познавательных процессов у детей данной категории: – 35 % детей старшего дошкольного...

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 40 % среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР, постоянно растет.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, общее недоразвитие речи, речевое развитие, III, дошкольный возраст

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале... связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие речи III уровня, инновация

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Похожие статьи

Исследование мыслительной деятельности детей...

Исследования мыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, проводимые с различных

Высокий уровень: ребёнок сразу принимал и понимал условия задание, самостоятельно

Общее недоразвитие речи — это сложные речевые нарушения, при...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте...

Описаны особенности развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи, оказывающие

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи...

Использование современных педагогических технологий как...

Организация обучения детей с ОНР (III уровня) по развитию связной повествовательной речи

В основе речевой патологии, у детей с ОНР (III уровня), затрагивающей все стороны речи

Мыслительная работа всегда опережает речевую, поэтому до формирования навыка...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Результаты уровня развития речевой активности детей с общим недоразвитием речи, обобщенные с помощью интегрального показателя

85 % детей с ОНР имеют низкий уровень развития речевой активности. Эти дети малоактивны и малоразговорчивы в общении с...

Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех

В то время как школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия, в частности, умения адекватно словесно...

Особенности познавательных процессов у детей старшего...

Исследовав у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня такие психические процессы как внимание, восприятие, память и мышление, мы выявили следующие особенности познавательных процессов у детей данной категории: – 35 % детей старшего дошкольного...

Особенности мышления у старших дошкольников с общим...

Согласно статистике, дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют около 40 % среди детей с речевыми нарушениями, это самая многочисленная группа. С каждым годом количество детей с нарушениями речи, в том числе с ОНР, постоянно растет.

Исследование динамики формирования речи у детей с общим...

Основные термины (генерируются автоматически): уровень развития, ребенок, процесс, общее недоразвитие речи, речевое развитие, III, дошкольный возраст

Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.

Формирование связной монологической речи у детей дошкольного...

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале... связная речь, III, ребенок, развитие, общее недоразвитие речи, уровень, речевое недоразвитие, формирование, связная монологическая речь, занятие. Коррекционная работа воспитателя в группе для детей...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего...

дети с речевыми нарушениями, инновация, литотерапия, музыкотерапия, хромотерапия, общее недоразвитие речи III уровня, инновация

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Задать вопрос