Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 09.07.2022

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Петрова, В. В. Инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей» / В. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 174-178. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93896/ (дата обращения: 24.04.2024).



Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Информационная карта проекта

Тип проекта:

— По доминирующей в проекте деятельности: информационно-исследовательский.

— По числу участников проекта: коллективный (старшие и подготовительные к школе группы).

— По времени проведения: среднесрочный: (май- июнь).

— По характеру контактов: в рамках ДОУ, семья.

— По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Актуальность

Экологические проблемы оказывают сильное влияние на жизнь каждого отдельного человека и общества в целом. Они носят глобальный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей. Первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольное экологическое воспитание. Оно начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день и от отношения нас, взрослых к этому окружению.

Проблема:

— недостаточность знаний детей о явлениях природы, о современных способах определения погоды и приборах, диагностирующих погоду;

— несформированность экологических представлений детей о растительном и животном мире родного края и их связи с природой.

Описание содержания проекта

Согласно ФГОС, целью экологического воспитания является «непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры». Педагогами нашего ДОУ проводится работа по формированию экологических представлений дошкольников, согласно годовому плану, но чтобы эта работа была более интересной и плодотворной, необходимы новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и воспитанию любви и бережного отношения к природе. Огромную роль здесь играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Именно такой новой формой работы явился инфраструктурный проект «Метеостанция ДОУ — территория юных исследователей». Проект предполагает систему мероприятий по ознакомлению с неживой природой и ее влиянием на жизнь живых организмов, и наблюдений на метеостанции с выносными приборами, позволяющими измерять силу и направление ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, ориентирование по частям света и определение количества осадков. Для формирования познавательного интереса, мы использовали различные опыты. Каждый опыт раскрывает причину наблюдаемого явления (опыт с испарением и конденсатом воды помогает понять появление «росы» на траве), это приводит к взаимообмену мнениями, что позволяет детям делать самостоятельные выводы и приобщиться к работе исследователя. Представляем Вам паутинку проекта, которая разработана по всем образовательным областям в непосредственно-образовательной деятельности и режимных моментах.

Новизна проекта

Экологическая культура поведения базируется на основе приобретенных знаний , практических навыков, эстетических переживаний. ФГОС определяет, что процессы воспитания и обучения не сами по себе развивают ребенка, а лишь тогда, когда они обладают соответствующим содержанием и имеют деятельностные формы. Именно поэтому возникла необходимость в улучшении инфраструктуры ДОУ — приобретении метеоплощадки с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, гигрометр, термометр, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков) для дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах регистрации.

Цель проекта : Формирование представлений об элементарном прогнозировании состояния погоды посредством организации интерактивного пространства ДОУ и систематизация данных в календаре природы.

Задачи:

— Учить определять состояние погоды с помощью приборов — помощников: компаса, термометра, барометра, дождемера, снегомера, солнечных часов, флюгера.

— Формировать представление о значении погоды в жизни человека.

— Определять взаимосвязь живой и неживой природа.

— Прививать трудовые навыки.

— Развивать познавательные интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Этапы реализации проекта

l . Организационный

1. Деятельность педагогов:

— анкетирование педагогов и родителей и детей по проблеме;

— формулирование темы проекта, его целей, задач.

— информационный мониторинг (изучение педагогического опыта по данной проблеме, поиск эффективных технологий и методик в области обучения детей по экологическому воспитанию);

— разработка перспективного плана для участников проекта;

— совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (оборудование уголков природы и календаря погоды, создание информационного стенда для родителей);

2. Дети — вхождение в проект:

— Проявление интереса к осознанию проблемы.

— Беседы с детьми «Явления природы», «Приборы погоды — помощники мои» (ознакомительно)

— Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года». «Детская полька. Голоса природы». М. Глинка.

— Физкультурный досуг «Сильные, смелые»

— Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Солнцеворот», «Грачи прилетели», «От зари до зорьки», Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Г. Скребицкий, «Четыре художника»;

3. С семьями воспитанников:

— Анкета для родителей

— Оказание помощи в подборе видеоматериалов, информации и иллюстративного материала, постройка стола для проведения опытов на метеоплощадке.

— Консультации для родителей: «Как воспитать маленького исследователя»; «Как сделать с ребенком воздушный барометр»;

ll . Планирование деятельности

1. Педагог

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.

— Чтение художественной литературы и заучивание стихов.

— Индивидуальные и коллективные беседы о явлениях природы и их значении для окружающего мира растений и животных.

— Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Неживая природа», «Виды облаков», «Растения-часики», «Приборы-помощники».

— Экскурсия в разные экологические зоны (лес, парк, луг) с родителями.

— Слушание песен. Прослушивание музыкальных произведений.

2.Дети разучивание игр, стихов, участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

— участие в конкурсах, беседах;

— художественная деятельность: изготовление поделок, выставка рисунков детей, рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;

— заучивание пословиц и поговорок, предложенных педагогами;

3.С семьями воспитанников:

— Оказание помощи в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

— Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

— Экскурсия в различные экологические зоны.

— Подборка вместе с родителями материалов для оформления альбомов.

lll . Заключительный

Ожидаемый результат (на основе экспресс-опроса детей): имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога: приобрели навыки использования приборов для наблюдения за погодой; имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра; знают приметы, пословицы, поговорки о погоде; развита способность воспринимать и анализировать литературные произведения, живопись, родителями осознана важность экологического воспитания дошкольников

lV . Паутинка проекта

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность

Непосредственно-образовательная деятельность. Интегрированное занятие «Лето — веселая пора»

  1. Развлечение «Наши лучшие друзья — солнце, воздух и вода»
  2. Праздник «День Земли»

( для прослушивания и сопровождения)

  1. Песенка о лете (Вот оно какое, наше лето) — муз. Е. Крылатого, сл. Ю. Энтина, м/ф «Дед Мороз и лето»
  2. Песенка про кузнечика (В траве сидел кузнечик) — сл. Н. Носова, муз. В. Шаинского — м/ф «Приключения Незнайки»
  3. Там, за облаками — сл. Р. Рождественского, муз. М. Фрадкина — к/ф «За облаками — небо»
  4. Дождь пойдет по улице (В небе туча хмурится, хмурится, хмурится) — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинский. — м/ф «Речка, которая течет на юг»
  5. Самая счастливая (Выглянуло солнышко, блещет на лугу) — муз. Ю. М. Чичков, сл. К. Ибряева.
  6. Не дразните собак — сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
  7. Радуга — сл.Т. Штерн, муз. А. Овсейчик.
  8. Дождик, ночью приходи. сл. и муз. Я. Жабко
  9. Детская полька. Голоса природы. М. Глинка
  10. Какого цвета лето — сл. А. Ануфриев, муз. А. Бауэр
  11. Облака — сл. С. Козлова, муз. В. Шаинского — м/ф «Трям! Здравствуйте!
  12. Колыбельная И. Брамс
  13. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».
  14. М. Красев «Птичка»

Художественно-эстетическое развитие. Изобразительное творчество. Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Рисование — «Чайка прилетела — лед идет».
  2. Рисование — «Наше лето зеленого цвета».
  3. Рисование «Цветы — часики»
  4. Лепка — пластилинография «Облака — белогривые лошадки».
  5. Лепка с элементами аппликации «Над землею коромысло разноцветное повисло».
  6. Лепка — пластилинография «Подсолнух, одуванчик — цветы-часики»»
  7. Аппликация — «Муравей — живой барометр».
  8. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Флюгер».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Рассматривание репродукций в альбомах: «Виды термометров»; «Растения, предсказывающие погоду» (презентация), «Живые барометры — насекомые Владимирской области» (презентация)
  2. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги: «Султанчики».
  3. Рисование по замыслу
  4. Аппликация из полосок по замыслу

Социально-коммуникативное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

Беседы: «Природа Владимирского края (растения-барометры)», «Откуда дует ветер», «Как рождается дождь».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Просмотр мультфильмов данной тематики:

Мультфильмы, рекомендованные к просмотру в ДОУ:

— Тетушка Сова. Времена года. (https://youtu.be/nuQMG7TUAAg)

— Капелька чудесная (https://youtu.be/QAYJJkJFAlY)

— Человек и природа (https://youtu.be/FDJ-wvPf5Wg)

— Сказка старого дуба (https://yandex.ru/video/preview/4355435525814359043)

— Паровозик из Ромашково (https://yandex.ru/video/preview/3066649810453101847)

Мультфильмы, рекомендованные к просмотру дома:

— Фитиль. На природе. (https://youtu.be/qeEZ-Z9U52E

— Мальчик и Земля (https://youtu.be/49x9qCDcF_s)

— Берегите природу (https://youtu.be/qahTLIn-pOo)

— Сказка о белой льдинке (https://yandex.ru/video/preview/9449670519274713381)

— На лесной тропе (https://yandex.ru/video/preview/3688853416025346258)

— Клад (https://yandex.ru/video/preview/3890351117976931104)

— Про всех на свете (https://yandex.ru/video/preview/14477757676615330971)

— Зачем нужно беречь воду (https://youtu.be/FvXrVy3TFU4)

— Как козлик землю держал (https://yandex.ru/video/preview/9088631926486673517)

— Бабочка (https://yandex.ru/video/preview/16306930173013037194)

  1. Сюжетно ролевая игра : «Юный метеоролог».
  2. Ситуативные разговоры с детьми о неживой природе.

Речевое развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Пересказ рассказа К. Ушинский «Четыре желания»; В. Бианки «Синичкин календарь».
  2. Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки.
  3. Заучивание стихотворений: Е. Серова «Гвоздика»; Е. Благинина «Одуванчик», А. Майков «Ласточка».

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Чтение произведений: Е. Благинина «Черемуха», В. Бианки «Наши птицы», К. Ушинский «Четыре желания», Г. Скребицкий «На лесной полянке», И. Соколов-Микитов «Год в лесу», Е. Серова «Ландыш», «Незабудки»,
  2. Рассказы еседы: «Народные приметы в определении погоды»; Беседа «Насекомые — предсказатели погоды».

Физическое развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

Эстафета «Сильные, смелые»

Познавательное развитие

Непосредственно-образовательная деятельность

  1. Вода — источник жизни на земле (знакомство с работой осадкомера). Опыт — испарение воды
  2. Зеленые — ладошки (назначение приборов, определяющих ветер) Опыт с разными приборами, определяющими силу и направление ветра.
  3. Какие бывают термометры? (беседа)
  4. Я у солнышка спрошу: «Сколько времени сейчас» (Знакомство с песочными часами).

Образовательная деятельность в режимных моментах

  1. Инсценировка отрывка по русской народной сказке «Как Коза избушку построила».
  2. Чтение: М. Пришвин «Золотой луг», Г. Ганейзер «На лугу», Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки», Г. Снегирев «Кто сажает лес», Н. Осипов «В воде и у воды», Е. Серова «Наши цветы»;
  3. Беседа: «Знакомство с барометром»

Рефлексия

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты. Ребята имеют элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, имеют простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра. Сформированы навыки использования приборов для наблюдения за погодой.

Совместно с родителями созданы альбомы: «Неживая природа», «Растения-часики». С большим интересом дети готовили рисунки и поделки к выставке. В ходе проекта ребята познакомились с произведениями детских писателей о природе родного края, климате земли и живых предсказателях погоды. Трудности возникли на первом этапе проекта при вовлечении детей в ежедневное наблюдение за приборами метеостанции. Для развития устойчивого интереса к прогнозированию погоды, считаем необходимым ввести еженедельную методику наблюдений ежемесячно, с привлечением детей старшего дошкольного возраста всех групп ДОУ, с фиксацией результатов наблюдений в календаре природы. Все это позволит более ярко увидеть смену времен года, взаимосвязь живой и неживой природы, привить трудовые навыки. Необходимо разработать перспективное планирование по работе с детьми, семьями воспитанников и педагогами ДОУ и включить его в годовое планирование.

Итог: Данный проект способствовал поиску новых форм взаимодействия с детьми, семьями воспитанников, педагогами в экологическом воспитании детей.

Литература:

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. Под ред. О. В. Дыбиной. — 2 — е. изд., испр, М.; ТЦ Сфера, 2014. — 192 с.
  3. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006. — № 3.- С. 23–27.
  4. Николаева, С. Н. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 6. — С. 17–21.
Основные термины (генерируются автоматически): непосредственно-образовательная деятельность, направление ветра, образовательная деятельность, ребенок, семья воспитанников, жизнь человека, муза, неживая природа, температура воздуха, экологическое воспитание.


Похожие статьи

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственнообразовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования.

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в

Мы с воспитанниками оформили сказку «Колобок», используя игрушки, природный материал.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни

Экологическое воспитание детей с ОВЗ | Статья в журнале... природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются

Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, заботясь о природе — мы заботимся о

Природа — могучий источник познания, из которого ребёнок черпает свои первые знания и

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности...

Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя)

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в

Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД и в режимные...

Современный подход к вопросу о формирование...

С явлениями окружающего мира, в частности с неживой природой ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста...

Образовательная деятельность для детей старшего...

Библиографическое описание: Люлина, Ю. Ф. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы) / Ю

 Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через...

Для экологического воспитания детей широко использую прогулки. Знакомлю детей с сезонными изменениями природы, продолжительностью дня, погодными явлениями, изменениями в жизни растений и животных, труде людей в природе.

Похожие статьи

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Свободная деятельность детей во время непосредственнообразовательной деятельности не означает бесполезное хождение по группе, дисциплина означает не мешать другим заниматься и быть самому вовлеченным в процесс образования.

Организация разных видов деятельности детей в процессе...

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в

Мы с воспитанниками оформили сказку «Колобок», используя игрушки, природный материал.

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогике, которое...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Осуществляют ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД, в играх, в процессе наблюдений, развлечений, повседневной жизни

Экологическое воспитание детей с ОВЗ | Статья в журнале... природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности

Влияние природы на ребёнка огромно. Дети каждый день в той или иной форме соприкасаются

Метод с точки зрения экологического образования — способ совместной деятельности воспитателя...

Педагогический проект «Стань природе другом» | Молодой ученый

Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, заботясь о природе — мы заботимся о

Природа — могучий источник познания, из которого ребёнок черпает свои первые знания и

Во время проведения непосредственно образовательной деятельности...

Природа и ребенок (из опыта работы воспитателя)

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в

Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: в НОД и в режимные...

Современный подход к вопросу о формирование...

С явлениями окружающего мира, в частности с неживой природой ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их.

Подготовка подрастающего поколения к жизни не может осуществляться без реального экологического воспитания человека с раннего возраста...

Образовательная деятельность для детей старшего...

Библиографическое описание: Люлина, Ю. Ф. Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух» (из опыта работы) / Ю

 Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Развитие экологических представлений у детей 3–4 лет через...

Для экологического воспитания детей широко использую прогулки. Знакомлю детей с сезонными изменениями природы, продолжительностью дня, погодными явлениями, изменениями в жизни растений и животных, труде людей в природе.

Задать вопрос