Ресурсы образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 07.07.2022

Статья просмотрена: 2955 раз

Библиографическое описание:

Осадчий, Э. А. Ресурсы образовательной организации / Э. А. Осадчий, Т. Е. Габдурахманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93803/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются ресурсы образовательной организации. Дается их общая характеристика: понятие, сущность и виды.

Ключевые слова : ресурсы, образовательная организация.

Под образовательными ресурсами понимается вся человеческая, материальная, нематериальная аудиовизуальная среда организации, которые облегчают управление образовательной организацией (ОО) и упрощают процесс обучения [2]. Они также включают в себя другие основные материалы, используемые ОО, чтобы сделать преподавание очень простым, а обучение более осмысленным и понятным для обучающихся. Образовательные ресурсы охватывают все те материалы, созданные людьми и не людьми, нарисованные или сфотографированные, созданные вручную или с помощью электроники, книги и все формы сопутствующего материала, используемые в процессе преподавания или обучения.

Образовательные ресурсы включают в себя учителей в ОО, реальные объекты, образцы или модели, мел и доски для демонстрации, здания образовательной организации и планировка, и другие основные материалы, такие как карандаши, ручки и тетради, которые обучающиеся должны иметь при себе в любой момент времени для облегчения их обучения. Образовательные ресурсы несомненно играют важную роль в развитии благоприятной среды для преподавания и обучения. Использование этих ресурсов может дать более ценное и мощное направление для учителя, чем любые личные усилия без применения этих материалов.

В образовательной организации ресурсы не только ограничены, но и могут быть эффективно и рационально использованы, когда управленческая деятельность должным образом согласована, организована, скоординирована и контролируется командой ОО. Это согласуется с мнением Бланта о том, что «не только наличие этих ресурсов гарантирует эффективную работу образовательной организации, но их адекватность и эффективное использование» [1]. Однако независимо от того насколько хорошо организована администрация образовательного учреждения или система любого уровня образования, без адекватного и эффективного использования имеющихся ресурсов ОО может не достичь желаемых результатов.

Адекватные и соответствующие ресурсы имеют жизненно важное значение в управлении образовательной организации. Надлежащее управление и использование этих ресурсов не только повысит моральный дух сотрудников, которые координируют другие виды деятельности в ОО, но и обеспечит достижение цели. Между тем нехватка или недостаточность этих ресурсов препятствует достижению целей администрации образовательной организации. Доступность образовательных ресурсов делает управление ОО эффективным и действенным, тем самым повышая результативность системы образования. Эффективное управление образовательной организацией ведет к эффективному учебному процессу, который дает качественный результат.

По мнению Пернай Николая Васильевича, заслуженного учителя России и кандидата педагогических наук, базовые ресурсы ОО в зависимости от их характера подразделяются на следующие категории [3]:

— Человеческие ресурсы. Они составляют жизненно важную составляющую любой образовательной организации. Человеческий ресурс в системе ОО включает преподавателей, администрацию и вспомогательный персонал. Человеческие ресурсы отвечают за планирование, организацию, координацию, контроль, управление и поддержание других видов ресурсов, административные и прогнозирующие способности ставят их выше других форм ресурсов. Вся деятельность любой ОО инициируется людьми, входящими в ее состав.

— Материальные ресурсы. Это ресурсы, которые можно легко увидеть и наблюдать в любой ОО. Материальные ресурсы включают в себя землю, здания, помещения, оборудования, транспорт, учебные и наглядные пособия. Они могут облегчить деятельность и процессы организации. Данные ресурсы не могут быть одинаковыми во всех образовательных организациях.

— Финансовые ресурсы. Они представляют собой средства, необходимые для бесперебойной работы ОО. Это действительно важный аспект, с помощью которого создаются, поддерживаются и функционируют другие факторы управления. Данные средства необходимы для приобретения помещений, оборудования и электроники, которые нужны для эффективной работы. Без надлежащего управления финансовыми ресурсами образовательным учреждениям трудно достичь своих целей.

— Информационные и коммуникационные ресурсы. Это разнообразная совокупность технологических средств, используемых для сбора, распространения, хранения, накопления и передачи информации в образовательном процессе. Эти ресурсы включают в себя компьютеры, иное ИКТ — оборудование, Интернет и педагогические технологии, которые обеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде.

— Ресурсы времени. Время является уникальным ресурсом и считается одним из самых ограниченных ресурсов, известных человеку. Время является самым дорогим из всех ресурсов из-за его невозвратной природы. В ОО управление временем осуществляется с помощью расписания. Правильное управление временем на рабочем месте имеет ряд положительных моментов, начиная от того, что сотрудники становятся более сфокусированными, и заканчивая снижением стресса.

— Правовое обеспечение. Образовательный процесс зависит прежде всего от качества нормативно-правового обеспечения ОО. Оно включает внешнее (международные, федеральные и региональные нормативно — правовые документы) и внутреннее (локальные акты ОО) обеспечения, которые регулируют отношения в образовательной организации и регламентируют ее деятельность.

Доступность образовательных ресурсов всегда рассматривалась как важная и неотъемлемая часть управления образовательной организацией и в основном направлена на улучшение всех других факторов в процессе преподавания и обучения. Таким образом, ОО обеспечивает тем самым качественное предоставление образовательных услуг обществу.

Литература:

  1. Blunt, P. Strategies for Enhancing Organizational Effectiveness in Third World. — Public Administration and Development: London, 1990.
  2. Борисов Е. Ф. Основы экономики. — М.: Юристъ, 2011.
  3. Пернай Н. В. Проблемы образовательного менеджмента. Три трактата. — М.: Интеллект-Центр, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, ресурс, надлежащее управление, образовательный процесс, обучение, процесс преподавания, управление, эффективная работа, эффективное использование.


Похожие статьи

Педагогические условия управления качеством процесса...

Выделены этапы развития системы управления процессом обучения на основе теоретических и методических носителей информации. Ключевые слова: педагогические условия, качество образования, процесс обучения, образовательная организация, управление.

Условия повышения эффективности управления...

Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией».

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является...

Эффективное управление образовательной организацией.

Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией / Н. В

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень...

Управление качеством образовательного процесса...

[2]. Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его конкурентоспособности.

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование...

Совершенствование системы управления образовательным...

Аксенов, А. Н. Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе

Использование идей и методов менеджмента качества в вузе должно происходить на всех

Процесс представляет собой способ деятельности, с помощью которого ресурсы...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Управление и организация учебным процессом считается наиболее сложной областью и отличается несколькими признаками, а именно наличием человека как субъекта и объекта управления, применением сознательных воздействий на различные общности или группы...

Эффективность педагогической системы управления качеством...

Эффективность процесса обучения на каждом занятии рассматривается с точки зрения организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Результат обучения рассматривается как состояние обученности и развития способностей к...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с

Системная сложность и хаотический характер образовательных процессов существенно усложняет управление системой.

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС

В этой связи управление составляет основание деятельности современной образовательной организации, осуществляющей процесс...

Модернизации системы управления образовательным...

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и

Важнейшей потребностью является потребность в эффективном управлении ресурсами в рамках

- 1С: Электронное обучение. Образовательная организация («1С: ОО»...

Похожие статьи

Педагогические условия управления качеством процесса...

Выделены этапы развития системы управления процессом обучения на основе теоретических и методических носителей информации. Ключевые слова: педагогические условия, качество образования, процесс обучения, образовательная организация, управление.

Условия повышения эффективности управления...

Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией».

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является...

Эффективное управление образовательной организацией.

Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией / Н. В

Эффективность — это характеристика процессов и воздействий управленческого характера, показывающая, прежде всего, степень...

Управление качеством образовательного процесса...

[2]. Управление качеством образовательного процесса в школе рассматривается как главное условие его конкурентоспособности.

Управление школой — это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование...

Совершенствование системы управления образовательным...

Аксенов, А. Н. Совершенствование системы управления образовательным процессом вуза на основе

Использование идей и методов менеджмента качества в вузе должно происходить на всех

Процесс представляет собой способ деятельности, с помощью которого ресурсы...

Организация и управление учебным процессом в условиях...

Управление и организация учебным процессом считается наиболее сложной областью и отличается несколькими признаками, а именно наличием человека как субъекта и объекта управления, применением сознательных воздействий на различные общности или группы...

Эффективность педагогической системы управления качеством...

Эффективность процесса обучения на каждом занятии рассматривается с точки зрения организации познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Результат обучения рассматривается как состояние обученности и развития способностей к...

Образовательный менеджмент: от теории к практике

Таким образом, образовательный менеджмент — управление, в основе которого лежат субъект-субъектные отношения, направленные с

Системная сложность и хаотический характер образовательных процессов существенно усложняет управление системой.

Сущностные особенности управления современной...

Инновационное обновление деятельности современной образовательной организации, обусловленное введением ФГОС

В этой связи управление составляет основание деятельности современной образовательной организации, осуществляющей процесс...

Модернизации системы управления образовательным...

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и

Важнейшей потребностью является потребность в эффективном управлении ресурсами в рамках

- 1С: Электронное обучение. Образовательная организация («1С: ОО»...

Задать вопрос