Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (422) июль 2022 г.

Дата публикации: 07.07.2022

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Шестакевич, С. Р. Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия / С. Р. Шестакевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 27 (422). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/422/93775/ (дата обращения: 23.04.2024).



Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) сопровождается высоким уровнем эмоциональных и психических нагрузок при выполнении ими поставленных служебных задач, связанных с применением оружия в условиях риска для жизни и здоровья. Для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым условиями службы, и выполнять поставленные служебные обязанности, сотрудникам УИС необходимо обладать определёнными качествами, такими как: уравновешенность, бдительность, способность переносить стрессовые ситуации без значительного ущерба. В связи с этим существенно возрастает роль психологического сопровождения их служебной деятельности. В настоящее время единого подхода к понятию психологическое сопровождение в научной литературе пока не разработано. Она рассматривается как определённая форма, метод, технология, вид профессиональной деятельности сотрудников УИС. Именно поэтому необходимо выделить основные направления и особенности психологического сопровождения в уголовно-исполнительной системе.

Психологическое сопровождение в уголовно-исполнительной системе представляет собой целенаправленный процесс движения, направленный на создание условий для организации взаимодействия, сотрудничества сотрудников, путем самопознания, самоуправления их внутренним миром и системой отношений. Ввиду этого ничто не может быть изменено во внутреннем мире сотрудника, нежели только помимо его воли и желания. Сопровождение сотрудников позволяет сфокусировать внимание на главном — на личности каждого сотрудника [1].

Под психологическим сопровождением развития сотрудников выступает единство деятельности всех участников процесса по развитию и оказанию помощи, направленной на активизацию собственных ресурсов развития, запуску механизмов саморазвития личности сотрудников при решении различных жизненных ситуаций в предпрофессиональном становлении личности, на систему отношений, на усиление субъектности персонала по общению в ситуациях коллективного взаимодействия.

Немаловажным фактором, влияющим на результаты служебной деятельности сотрудников, являются взаимоотношения в коллективе по средствам прямой связи между сотрудниками, которая выражается в работе и взаимовыручке друг с другом. Критериями высокой продуктивности в профессиональной деятельности сотрудников УИС выступает здоровый социально психологический настрой при применении ими огнестрельного оружия. Сотрудники на месте несения службы должны уметь оценить психологическую атмосферу в коллективе, а также определять механизмы взаимодействия, степень совместимости, реакции на отданные приказы и распоряжения. Психологический микроклимат в подразделениях формируют сплоченность и дружелюбие, групповое мнение, создание общей установки на успешное выполнение поставленных задач.

Психологическое сопровождение сотрудников должно осуществляется в форме лекций, информирования и иметь своей целью совершенствование предупреждения в стрессовых ситуациях по применению ими огнестрельного оружия, а также и выхода из нее, по повышению мотивации к успешному выполнению упражнений по огневой подготовке. Зачастую психологические противопоказания к службе в уголовно исполнительной системе очень влияют на деятельность выполняемых поставленных задач при применении ими огнестрельного оружия, к таким факторам относят склонность к нарушению установленных норм поведения, немотивированную смену работы, искаженную мотивацию к службе, когда материальные блага ставятся выше, чем качество и результат труда, низкий уровень интеллекта, низкая стрессоустойчивость. Именно поэтому в процессе постоянного психологического сопровождения сотрудников важно определить те поведенческие и личностные качества, которые обеспечивают наибольшую эффективность в профессиональной деятельности.

Особое внимание уделяется исследованию познавательных и психологических способностей, так как они являются неотъемлемыми и профессионально важными качествами личности сотрудников, и от них в большей степени зависит успешность выполняемых ими задач при применении огнестрельного оружия. Кроме того, тесты на исследование познавательных и психологических способностей как нужно себя вести в непредвиденных условиях по примирению ими огнестрельного оружия, способствуют эффективному настраиванию на службу.

Перед проведением специальных мероприятий и выполнением сложных служебно-боевых задач для сотрудников УИС проводится экспресс-диагностика. Это связано с необходимостью проведения экспресс-анализа психоэмоционального состояния сотрудников за короткий отрезок времени, чтобы принять своевременные меры по его стабилизации. В работе используются методики, не требующие больших временных затрат как на диагностику, так и на обработку полученных результатов.

Результаты диагностического обследования представляют начальнику отдела. При выявлении тех или иных негативных признаков с учетом степени их проявления принимается решение о дальнейшем несении службы данным сотрудником. В повседневной деятельности сотрудниками практикуется также систематическое визуальное наблюдение, краткий опрос перед началом несения службы, мини-лекции, практические вводные упражнения, что позволяет подкрепить данные экспресс-диагностики, уточнить психоэмоциональное состояние сотрудника, выявить симптомы нервно-психического переутомления, признаки дезадаптации и т. д. С целью определения готовности к несению службы с огнестрельным оружием, а также по заявке руководства проводится углубленное психодиагностическое обследование сотрудников. Выявленные по результатам обследования у сотрудников психологических проблем являются основанием для недопущения его к учебным стрельбам и оказанием необходимой медицинской помощи. Такая категория личного состава является приоритетной в психологическом сопровождении.

Для формирования мотивации к службе, повышения самооценки, снятия усталости, снижения агрессивности, эмоционального напряжения по запросу сотрудников проводятся индивидуальные психокоррекционные мероприятия. В их проведении используются метод убеждения, ведется проработка дыхательных упражнений, работа по изменению поведенческих установок. В виду большой загруженности сотрудников на службе индивидуальная форма работы является более доступной для проведения [3].

После основных понятий психологического сопровождения можно выделить несколько этапов, которые проводятся при деятельности сотрудников УИС:

1) Подготовительный этап — развитие у сотрудника уголовно — исполнительной системы готовности к действиям в непредвиденных условиях. Готовность к обычной форме реагирования на специфичную ситуацию является установка. Она отражает устойчивость и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут поменяться в любой момент.

2) Непосредственный этап— психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в непредвиденных обстоятельствах, то есть сочетание теоретической базы и практики условий максимально приближенных к реальным.

3) Заключительный этап — на основе сложившихся обстоятельств, добиться от сотрудников возможности хорошо управлять своими действиями, и научиться держать под контролем определённую ситуацию является основополагающим мотивом [2].

В заключение хочется отметить, что психологическое сопровождение в профессиональной деятельности сотрудников УИС является одним из важнейших направлений, именно от психологического и морального благополучия каждого сотрудника напрямую зависит уверенное владение оружием и выполнением поставленных служебных задач посредствам взаимодействия, сотрудничества, созданием определённых условий и оказанием помощи в условиях высокой стрессогенностью. Психологическое сопровождение не должно проходить формально, а только на высоком уровне, поскольку это важно не только для поддержания работоспособности самого сотрудника, но также окружающих его сотрудников.

Литература:

  1. Викторова Т. В. К вопросу о применении оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы и требования к их профессиональным качествам / Т. В. Викторова // Пенитенциарная наука. — 2014. — №. 2 (26). — С. 63–65.
  2. Зауторова Э. В. Особенности личности сотрудника охраны уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / Э. В. Зауторова // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2019. — №. 2 (6). — С. 99–105.
  3. Пронченко Д. А. Психологическое сопровождение сотрудников отдела охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием // Человек: преступление и наказание. — 2020. — С. 218–224.
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое сопровождение, огнестрельное оружие, профессиональная деятельность сотрудников, сотрудник, уголовно-исполнительная система, высокий уровень, задача, оказание помощи, психологическое сопровождение сотрудников, система отношений.


Похожие статьи

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

Служба сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, часто

Не все сотрудники уголовно-исполнительной системы готовы к действиям в экстренных

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы...

Психологическое сопровождение профессиональной...

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая служба

Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории работников спецслужб, что

Специфика деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы...

Особенности профессионального развития личности...

Сотрудники уголовно-исправительной системы имеют все необходимые возможности для профессионального роста и развития личности, такие как: бесплатное обучение в ведомственных высших учебных заведениях...

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников...

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах как условие формирования

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание...

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников...

Уголовно-исполнительная система является одним из подразделений исполнительной власти Российской Федерации. Подобно любой структуре, уголовно-исполнительная система, имеет ряд специфических особенностей, а именно требования, предъявляемые к сотрудникам.

Анализ специфики изучения психологической готовности...

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, а

В этом и будет заключаться специфика изучения психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности.

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Специфика деятельности психолога в структуре МВД

Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности...

Основные направления психопрофилактики синдрома...

В статье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников МВД Украины, основные направления психопрофилактики

Главной задачей психопрофилактики в классическом понимании является оказание помощи практически здоровым людям для...

Похожие статьи

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

Служба сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, часто

Не все сотрудники уголовно-исполнительной системы готовы к действиям в экстренных

Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы...

Психологическое сопровождение профессиональной...

Ключевые слова: психологическое сопровождение, психологическая служба

Сотрудники уголовно-исполнительной системы относятся к категории работников спецслужб, что

Специфика деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы...

Особенности профессионального развития личности...

Сотрудники уголовно-исправительной системы имеют все необходимые возможности для профессионального роста и развития личности, такие как: бесплатное обучение в ведомственных высших учебных заведениях...

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников...

Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах как условие формирования

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание...

Особенности обучения огневой подготовке сотрудников...

Уголовно-исполнительная система является одним из подразделений исполнительной власти Российской Федерации. Подобно любой структуре, уголовно-исполнительная система, имеет ряд специфических особенностей, а именно требования, предъявляемые к сотрудникам.

Анализ специфики изучения психологической готовности...

Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, а

В этом и будет заключаться специфика изучения психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности.

Психологический аспект при обучении стрельбе из стрелкового...

психологическая подготовка, сотрудник, высокий уровень, действие, огнестрельное оружие, опытный стрелок, оружие, производство выстрела, стрельба. Инновационные методики обучения стрельбе из автомата. Роль психологической подготовки сотрудников УИС...

Специфика деятельности психолога в структуре МВД

Главной задачей психологического обеспечения в системе МВД РФ является работа с психологическим потенциалом личности сотрудников ОВД, нормализация психического состояния, повышение эффективности работы оперативно-служебной деятельности...

Основные направления психопрофилактики синдрома...

В статье рассматривается феномен синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников МВД Украины, основные направления психопрофилактики

Главной задачей психопрофилактики в классическом понимании является оказание помощи практически здоровым людям для...

Задать вопрос