Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 04.07.2022

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Волченкова, Е. В. Возможности партисипаторного подхода в оценке благополучия детей из замещающих семей / Е. В. Волченкова, Т. А. Будилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93708/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены сущностные характеристики, методы, принципы оценки социального благополучия детей. Описан механизм и представлены результаты проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве. Выявлены возможности применения партисипаторного подхода в исследованиях с участием детей.

Ключевые слова: благополучие ребенка, ребенок из замещающей семьи, оценка с участием детей, методы, дружественные детям, партисипаторные исследования, возможности партисипаторного подхода .

Процесс участия детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы, стал одним из ключевых принципов международной и отечественной социальной практики в сфере детства. Согласно Конвенции ООН «О правах ребенка», государства обязаны обеспечить меры по реализации права быть заслушанными по всем вопросам, затрагивающим интересы детей, а также учесть их мнения при принятии решений. В России ориентиры участия детей в оценке вопросов, касающихся интересов их жизнедеятельности, определены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021–2027 годы программой «Десятилетие детства» [1,2]. Развитие оценки с участием детей из замещающих семей как инструмента улучшения положения и укоренения их прав в обществе, укрепления их социального капитала представляется особенно актуальным для современных реалий.

Понятие «благополучие» является предметом исследования целого ряда гуманитарных наук и трактуется через научные категории удовлетворенности жизнью, ее качеством и уровнем [3]. В научном пространстве термин «благополучие детей» имеет мультипликативный характер, так как не разработана общепринятая система его различных компонентов и не определены показатели оценки детского благополучия [4]. Традиционно в науке благополучие детей оценивается через негативные показатели (поведенческие отклонения, нарушения прав и т. д.), трактуя понятие «неблагополучие». В нашей работе мы используем «позитивные» критерии в оценке детского благополучия, которые позволяют оценить положение детей из замещающих семей в разных аспектах их жизнедеятельности более широко и глубоко. Мы определяем детское благополучие с точки зрения социального аспекта и рассматриваем как удовлетворенность ребенка своим социальным окружением и социальными отношениями, социальными связями и взаимодействиями.

Вовлечение детей в оценку их благополучия должно основываться на методах, дружественных детям, позволяющих принимать участие в оценке в роли соисполнителя (со-исследователя) на всех этапах проведения: от постановки задач до интерпретации и представления результатов). К таковым методом относятся инновационные методы: (визуальные, постановочные, нарративные методы, методы с использованием фото- и видео) [3]. Метод фотоисторий (Photovoice) используется в исследованиях, основанных на партисипаторном подходе. Партисипаторный подход характеризуется вовлечением разных категорий детей в исследование и его анализ по проблемам, возникающим в собственной жизни детей, помогающее развивать у них понимание и способность действовать в направлении улучшения своей жизненной ситуации.

Специалисты в области защиты детей отмечают, что низкий уровень детского благополучия является причиной конфликтных взаимоотношений с членами замещающей семьи, со сверстниками и в школьном коллективе. Данная проблема определила выбор фокуса эмпирического исследования.

Исследование проводилось на базе частного учреждения дополнительного образования и реализации социальных проектов «Центр социально-психологической помощи» г. Кирова. Центр имеет опыт многолетнего сотрудничества со специалистами Управления опеки и попечительства администрации города Кирова.

В целях реализации исследования сформирована группа из 8 учащихся из замещающих семей из семи общеобразовательных школ г. Кирова. Возраст: 62 % участников — учащиеся 7 класса (13–14 лет), 38 % участников — учащиеся 8 класса (14–15 лет). 75 % участников — девушки. Встречи с детьми проводились еженедельно, всего проведено семь встреч.

Цель исследования — выявить характеристики социального благополучия детей из замещающих семей по следующим компонентам: учебная деятельность (отношение к учебе; взаимоотношения с педагогами; самоощущение в классе), внеучебная деятельность (наличие увлечения, хобби; роль увлечения, хобби в жизни ребенка), взаимоотношения с одноклассниками, сверстниками (наличие друзей и удовлетворенность взаимодействия с ними; социальный статус / роль в школьном коллективе; самоощущение социальной безопасности в классе).

В ходе проведения исследования с участием детей на основе партисипаторного подхода мы опирались на следующие принципы:

— открытость — открытый для детей процесс, в котором существуют возможности для их вовлечения на всех этапах исследования;

— конфиденциальность — обязательство о неразглашении информации, полученной в исследовательской группе и за ее пределами;

— контекстуальность — проблема исследования затрагивает интересы детей, участие детей должно базироваться на том виде деятельности, которую может осуществить ребенок;

— фокус на позитивных изменениях, на улучшении благополучия ребенка;

— субъект-субъектный тип взаимодействия — ребенок в роли соисполнителя исследования, то есть равноправный участник исследования;

— социальная ориентированность — интеграция изменений в повседневную жизнедеятельность ребенка.

Основным методом исследования в области благополучия детей

из замещающих семей в образовательном пространстве стал метод Photovoice (фотоистория).

Photovoice — это метод исследования, который является дружественным детям и относится к ряду партисипаторных методов исследования. Метод использования фотографии для визуального выражения участником своей точки зрения, представления проблем и форм повседневной жизни своего сообщества путем фотографирования ситуаций, сцен, связанных с темой исследования. В ходе исследовательской работы данные фотографии комментируются, интерпретируются участниками. Таким образом проводится групповая рефлексия по поводу выявленных проблем у участников. Выступает формой группового самопознания, может иметь как обучающий эффект, так и стать основой разработки социальных программ, ориентированных на их решение [5].

Форма участия детей в данном партисипаторном исследовании — совместное участие (коллаборативное). Дети из замещающих семей становятся со-исследователями, осуществляется совместная работа со-исследователей и исследователей над процессом проведения экспериментального исследования, который инициируется, разрабатывается и управляется исследователями.

При проведении эмпирического исследования разработаны этапы проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве:

1) информационно-организационный этап: дети из замещающих семей знакомятся с концепцией исследования и на добровольной основе дают информированное согласие на участие в экспериментальном исследовании, вследствие чего создана исследовательская группа;

2) организационно-деятельностный этап: непосредственное проведение эмпирического исследования по 6 тематическим направлениям исследования (школьные уроки; школьная перемена; взаимодействие с педагогами; взаимодействие с одноклассниками, друзьями, сверстниками; внеучебная деятельность; домашнее задание);

3) аналитический этап: интерпретация полученных результатов в процессе проведения оценки благополучия детей из замещающих семей в образовательном пространстве выражается в трех тематических фокусах:

a) оценка благополучия в фокусе учебной деятельности позволила сделать следующие выводы:

— дети из замещающих семей определяют чувство к школе и школьным предметам как нейтральное или равнодушное; домашнее задание хочется побыстрее закончить; эмоция — «мне все равно» по причине лени и отсутствия мотивации выполнять домашние задания, так как для ребят это является бесполезной тратой времени.

— отношения с педагогами выстраиваются амбивалентные, чаще не дружественные к детям, наблюдается неадекватное вербальное оценочное отношение к детям (оскорбления, мат). В связи с этим у ученика формируется низкая мотивация к учебному процессу. Ученики ценят и уважают доброжелательных и спокойных учителей, к которым можно обратиться за советом и поддержкой, выговориться и быть услышанным. Таким образом, педагог становится значимым взрослым в жизни ребенка. Положительные взаимоотношения с учителями являются залогом качественного обучения детей из замещающей семей.

— В связи с тем, что дети из замещающих семей, чаще всего, переводятся в новую школу на этапе адаптации в новом коллективе дети испытывают страх, стеснение, неуверенность. Непринадлежность к школьной группе сверстников и невключенность в эту группу вызывает у детей из замещающих семей негативное отношение к пребыванию в школе и самому учебному процессу.

b)Оценка благополучия в фокусе внеучебной деятельности характеризуется тем, что большинство детей из замещающих семей свободное время стараются посвятить своим увлечениям и хобби. Благодаря этому подростки от внешнего мира, расслабляются от учебных будней, чувствуют себя спокойнее, заряжаются положительными эмоциями.

c)Оценка благополучия в фокусе взаимоотношений со сверстниками и одноклассниками определяется следующими позициями:

— как правило, ребенок имеет 1–2 друзей в классе, которые помогают ему скрасить «серые» школьные будни. Однако отношения с одноклассниками дети из замещающих семей характеризуют по-разному. Признают, что характер и удовлетворенность взаимодействия с одноклассниками во многом определяется их собственными проблемами;

— роль детей из замещающих семей в школьных сообществах сверстников, чаще всего, характеризуется пассивностью, т. е. дети не идут первыми на контакт, стесняются, боятся. В некоторых случаях одноклассники намеренно избегают общение, исключая ребенка из беседы класса;

— ребенок, проживающий в замещающей семье, иногда чувствует себя небезопасно в школьном коллективе. Чаще всего «покушаются» на социальную безопасность ребенка один-два человека из класса. Опасность социального характера выражается в буллинге как физическом (телесные повреждения, повреждение личного имущества), так и психологическом (клевета, слухи, сплетни, игнорирование).

После проведения всех занятий мы проводили опрос по получению обратной связи от детей из замещающих семей, участвующих в исследовании. Анализ данных опроса показал, что 100 % учащихся детей из замещающих семей было интересно участвовать в исследовательском проекте. Для абсолютного большинства участников (88 %) наиболее интересным в исследовательском проекте было слушать истории других участников группы. Участники приобрели и развили свои навыки. Отвечая на вопрос «Чему я научился в проекте?» подростки высказали следующие суждения: навык анализа своих чувства и эмоций приобрела почти третья часть группы (28 %), навыкам обсуждения тем, связанным с учебной деятельностью и отношениями в образовательном пространстве, обучились 75 % детей из замещающих семей. Также участники исследования давали открытие ответы на вопрос «Благодаря проекту я …»: «научился слушать других»; «научился рассказывать о своих мыслях»; «научилась общаться, высказывать свое мнение»; «научился понимать чувства других»; «научилась не бояться высказывать свое мнение»; «…если бы не проект, я бы никогда об этом не рассказала»; «…дальше так развивать, так как кому-то это может быть важно…».

Подведя итог, можно сказать, что осуществление оценки благополучия детей из замещающих семей на основе партисипаторного подхода позволяет: участвовать детям в разработке оценочных процедур и их корректировке в случае необходимости; открыто выражать свое мнение относительно разных сфер жизнедеятельности и аргументировать его; развивать социально-эмоциональные, когнитивные, исследовательские навыки детей.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] // Организация объединенных наций — Конвенции и соглашения. — 2011. –—URL: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 19.06.2022).
  2. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [Электронный ресурс]. — URL: http: //www.garant.ru (дата обращения: 19.06.2022).
  3. Галкина, А. Н. Теоретические основы сценарного подхода к анализу инновационной деятельности / А. Н. Галкина // Экономический анализ: теория и практика. — 2012. — № 37. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-stsenarnogo-podhoda-k-analizu-innovatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.06.2022). — Текст: электронный.
  4. Курникова, М. В. Социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом: определение, критерии и индикаторы оценки (теоретическое обоснование проблемы) / М. В. Курникова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. — 2018. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-samochuvstvie-semi-s-rebenkom-invalidom-opredelenie-kriterii-i-indikatory-otsenki-teoreticheskoe-obosnovanie-problemy (дата обращения: 06.06.2022). — Текст: электронный.
  5. Смолева, Е. О. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога: монография / Е. О. Смолева, М. В. Морев; под науч. рук. д.э.н. А. А. Шабуновой. — Вологда: ИСЭРТ РАН. — 2016. — 164 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, образовательное пространство, участие детей, детское благополучие, замещающая семья, интерес детей, Оценка благополучия, участник, внеучебная деятельность.


Ключевые слова

методы, благополучие ребенка, ребенок из замещающей семьи, оценка с участием детей, дружественные детям, партисипаторные исследования, возможности партисипаторного подхода

Похожие статьи

Воспитательный потенциал замещающей семьи

Бобылева П. А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс...

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему

Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [1, с. 23].

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Совместная деятельность по здоровьесбережению детей является эффективной формой

− «Педагогические условия эмоционального благополучия детей раннего возраста».

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с

От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни

‒ Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Права несовершеннолетних детей, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье). В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

Вместе выполненные работы детей и родителей мы используем в выставках, социально-значимых акций, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Воспитанники и родители нашей группы приняли участие в...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

 Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей.

При всем том, что семья выступает социальным заказчиком, сама они не готова включаться в деятельность образовательного учреждения.

Похожие статьи

Воспитательный потенциал замещающей семьи

Бобылева П. А. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс...

Анализ результативности программы психолого-педагогического...

Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи является приоритетной задачей в устройстве детей, так как адекватно решает проблему

Формами такого устройства детей в семью может служить опека, попечительство, приемная или замещающая семья [1, с. 23].

Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи накопленного обществом социального опыта, выработка у них высоконравственного отношения к труду, потребности и умения быть гражданином и хозяином.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей...

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный

ребенок, родитель, образовательная организация, детский сад, педагог, воспитание ребенка, друг, отношение, семья.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста...

Совместная деятельность по здоровьесбережению детей является эффективной формой

− «Педагогические условия эмоционального благополучия детей раннего возраста».

ранний возраст, детский сад, семья ребенка, родитель, дошкольное образовательное учреждение...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с

От эмоционального состояния семьи зависит и то, какое участие принимают родители в жизни

‒ Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности.

Особенности подбора приемной семьи для ребенка

Права несовершеннолетних детей, Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье). В связи с этим получила активное развитие альтернативная форма помощи детям-сиротам — институт замещающей семьи, который включает в себя различные формы устройства детей...

Активное участие родителей в образовательной деятельности...

Вместе выполненные работы детей и родителей мы используем в выставках, социально-значимых акций, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей. Воспитанники и родители нашей группы приняли участие в...

Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения

 Семья и дошкольное учреждение — два важнейших института социализации детей.

При всем том, что семья выступает социальным заказчиком, сама они не готова включаться в деятельность образовательного учреждения.

Задать вопрос