Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 30.06.2022

Статья просмотрена: 3494 раза

Библиографическое описание:

Пахова, О. А. Научная гипотеза. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях / О. А. Пахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 257-260. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93694/ (дата обращения: 22.12.2024).



В данной статье отражены понятие научной гипотезы, её создание и структура, а также раскрыты методы проверки научной гипотезы.

Ключевые слова: научная гипотеза, методы, педагогические исследования.

Написание любой педагогической научной работы начинается со сложного процесса осмысления. Исследователь размышляет над темой своей будущей работы, её актуальностью, длительностью предполагаемого эксперимента, сколько будет групп участников, их возраст, какие исследования планируется провести. Отсюда вытекают проблема, цели и задачи будущего исследования, а также гипотеза исследования.

  1. 1 Научная гипотеза. Понятие научной гипотезы, её создание и структура
    1. Гипотеза — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат [1, с.208].

Научная гипотеза — это достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование, прием познавательной деятельности [2, с. 42].

Наиболее сложным этапом и довольно долгим процессом исследования считается построение гипотезы. Формирование гипотезы включает три основных этапа. Таким образом, можно выделить подготовительный, формирующий и экспериментальный этапы.

Для того, чтобы исследователю правильно определить формулировку гипотезы необходимо ответить на вопрос: каким образом планируется достичь поставленную цель исследования? Научная гипотеза может быть сформулирована, когда есть необходимый накопленный материал, который позволяет создать проект решения, выдвинуть новые методики или технологии. Кроме того, чтобы правильно выдвинуть гипотезу, требуется провести диагностику и обследование, которые используются в педагогике и психологии. К таким методам относят: анкетирование, опрос, тестирование. Важна также и научная компетентность исследователя, тщательное изучение дела, проблемы.

1.2 Разные авторы выделяют требования, которым должна отвечать научная гипотеза. К ним относят эмпирическую проверяемость, соответствие определённым фактам, теоретическая обоснованность, логическая обоснованность, информативность, предсказательная сила гипотезы, широта применения, научная новизна [3].

1.3 Если рассматривать структуру гипотезы, то можно выделить два вида гипотез — простые и сложные [2, с. 43]. В простых гипотезах явления, которые изучает исследователь, представлены и описываются кратко, в общих формах и чертах, показывают возможные следствия из условий и фактов. В сложных гипотезах можно встретить описание явлений, которые изучаются, а также причинно-следственные связи. Нередко педагогические гипотезы бывают трёхсоставными и состоят из предположения, утверждения и научного обоснования [4, с. 31].

  1. Методы проверки научной гипотезы в педагогических исследованиях

Для подтверждения или опровержения научной гипотезы необходимо применение определённых научных методов. Это становится возможным, когда гипотеза найдена и точно сформулирована. Далее исследователь ведёт разработку с помощью рациональных, логических и эмпирических методов для поиска истины [4].

2.1 Научный метод- представляет собой комплекс целенаправленных познавательных подходов и практических операций, которые направлены на приобретение научных знаний, в результате чего достигается поставленная цель. В психологии и педагогике научный метод выглядит как система подходов и способов, отвечающих предмету и задачам данных наук [4, с. 18].

Для этого исследователь прибегает к опытно- экспериментальной работе. Сначала составляется план проведения исследования, указываются методики, с помощью которых будет проводится педагогический эксперимент. Исследователь целенаправленно и осознанно моделирует реальный процесс в изменённых условиях. Далее сравниваются результаты процесса, который изучается.

2.2 В педагогических исследованиях для подтверждения или опровержения гипотезы используются следующие методы:

Метод наблюдений

Представляет собой сбор нужной для исследования информации о процессах и явлениях с дальнейшей их регистрацией. Специальные технические средства звукозаписи, видеозаписи уроков относятся к числу средств, повышающих объективность наблюдений. С помощью данного метода возможно обнаружить подлинные факты, которые в дальнейшем помогут опровергнуть или наоборот подтвердить, выдвигаемую исследователем гипотезу [4, с. 56–57].

Статистическое наблюдение бывает:

– непрерывное-непрерывный процесс;

– периодическое- в определённые периоды;

– единовременное-проводится одномоментно, однократно;

– сплошное-всех без исключения;

– несплошное.

Метод тестирования

Тестирование — это вопросы и задания, которые предлагаются испытуемому для диагностики его личностных качеств. Оценивают результат теста путём подсчёта правильных ответов. Более точные данные, полученные благодаря использованию этого метода, позволяют подтверждить или опровергнуть гипотезу. Облегчается математическая обработка материала. Но есть и минусы. Этот метод уступает другим в том, что отсутствует возможность самовыражения у испытуемого, отсутствует разнообразие. Возможности метода тестирования нельзя переоценивать. Они должны применяться в совокупности со всеми другими методами. [4, с. 66–67].

Метод беседы, интервью

Беседа или интервью является эффективным методом только если сам исследователь чётко представляет цель данной беседы, заранее готовит основные и вспомогательные вопросы, с помощью которых появляется возможность выяснить необходимую информацию, с помощью которой, в дальнейшем исследователь подтвердит или опровергнет свою гипотезу. Исследователь должен заранее продумать все возможные варианты ответов на заданные им вопросы. А также примерно представить ход беседы в том случае, если будут получены положительные или отрицательные ответы. Большую роль для получения нужной информации в ходе беседы играет умение расположить к себе собеседника, благоприятная морально-психологическая атмосфера [3, с.51].

Метод анкетирования

Анкетирование — это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый даёт письменные ответы [3, с.47]. Процесс составления анкеты достаточно сложный. Для правильного составления анкеты экспериментатор должен понимать какие цели и задачи он преследует.

Выделяют разные формы анкет:

– открытые, когда испытуемый отвечает развёрнуто, подробно в свободной форме. Данные формы анкет содержат большую информацию, но в обработке они сложнее, чем закрытые.

– закрытые, ответ выбирается из предложенных.

Некоторые исследователи в предложенных анкетах используют комбинацию вопросов- открытые чередуются с закрытыми. Вопросы могут быть прямые и косвенные. Основной плюс применение этого метода- большой сбор информации. Большой объём информации требует проведения количественной обработки и качественного анализа. С помощью количественной обработки оценивают какое количество дано утвердительных и отрицательных ответов. Если количество вопросов большое эти данные выражают в процентном соотношении. Для анализа ответов анкет используют количественную и качественную обработку. Количественная обработка анкет позволяет судить о том, сколько получено положительный и отрицательных ответов на заданные вопросы. С помощью качественной обработки выявляются и анализируются причины отрицательных ответов. Утвердительные ответы на вопросы трактуются, как данные, подтверждающие гипотезу.

Метод экспертных оценок

За рубежом его нередко называют -методом компетентных судей (или -рейтингом) [4, с. 64]. Данный метод заключается в оценке тех или иных сторон деятельности компетентными судьями(экспертами). Существуют требования, которым должны соответствовать эксперты: это положительное отношение к экспертизе, научная объективность, компетентность, креативность, широта мышления, самокритичность. Сущность метода заключается в том, что судьи должны выделить слабые и сильные стороны объекта исследования и оценить их в баллах. Высокий бал за определённый навык будет говорить высокой доли выполнения данного навыка [4, с. 63].

Метод изучения литературы и других источников

Тщательное изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, является способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тем самым появляется возможность правильно сформулировать гипотезу, найти в источниках литературы подтверждение или опровержение её [4, с. 57].

Метод педагогического эксперимента

Под педагогическим экспериментом понимают метод исследования, используемый с целью определения эффективности применения определённых методов и средств обучения и воспитания.

Любой педагогический эксперимент обязательно должен быть заранее спланирован. Исследователь должен чётко определить каждый шаг и действие и знать, что хочет получить при реализации эксперимента.

Использование педагогического эксперимента тесно взаимосвязано с пополнением доказательной базы. Важным аспектом является чёткое и своевременное занесение результатов, которые получены для подтверждения или опровержения гипотезы. Повтор эксперимента возможен, но получить точно такие же результаты вряд ли удастся. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора [4, с 72].

Заключение

Таким образом, любое научное исследование невозможно без определения гипотезы. Формулировка гипотезы процесс сложный и обдуманный, требующий от автора работы определённых знаний в той области, которой будет посвящён труд.

Причины, по которым необходимо выдвижение гипотезы- она задаёт направление деятельности, предупреждает расплывчатость работы исследователя, определяет какой материал необходимо собрать для научной работы.

Гипотеза может нести теоретическую значимость и практическую. Исследователь с помощью гипотезы может представить и указать новизну своего исследования, другие, не похожие на ранние, способы решения проблемы.

Литература:

  1. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 —208с.
  2. Колмогорова, Н. В. Методология и методика психолого-педагогических исследований: учебное пособие / Н. В. Колмогорова, З. А. Аксютина. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2012–248 с.
  3. Клюева Е. В. Основы исследовательской деятельности в образовании: Учебное пособие. –Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014–111 с.
  4. Федотова Г. А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. — Великий Новгород: НовГУ, 2010–114 с.
Основные термины (генерируются автоматически): научная гипотеза, педагогический эксперимент, гипотеза, ответ, помощь, качественная обработка, количественная обработка, метод проверки, научный метод, опровержение гипотезы.


Ключевые слова

методы, педагогические исследования, научная гипотеза

Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

Понятие дифференциальных уравнений и их развитие

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития дифференциального уравнения и его значение в обучении. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты

Данная статья раскрывает основные характеристики, функции и компоненты математической культуры учащихся основной школы, выявленные на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Особенности развития математического анализа и его необходимость

В данной статье рассматриваются особенности развития математического анализа и его роль в современной науке. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и факторов роста в образовании на развитие математического анализа.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

Понятие дифференциальных уравнений и их развитие

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития дифференциального уравнения и его значение в обучении. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии

В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Развитие математического анализа и его значение в изучении наук

В данной статье рассматриваются современные взгляды развития математического анализа и его значение в других научных дисциплинах. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие математики.

Математическая культура учащихся: основные характеристики, функции и компоненты

Данная статья раскрывает основные характеристики, функции и компоненты математической культуры учащихся основной школы, выявленные на основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы.

Сущность профессиональной этики психолога

В статье рассматривается сущность профессиональной этики психолога. Обозначена актуальность и важность изучаемой темы. Выделена терминологическая основа изучаемых понятий, приведены различные классификации этических принципов, а также обобщены различ...

Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста

В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.

Особенности развития математического анализа и его необходимость

В данной статье рассматриваются особенности развития математического анализа и его роль в современной науке. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния технологий и факторов роста в образовании на развитие математического анализа.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

Проблемы в области экономической безопасности

В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.

Задать вопрос