На основе большого количества определений была сформулирована концепция мотивации персонала и ее роль.
Материальные и нематериальные методы мотивации, используемые в организациях. Подчеркивается необходимость мотивации сотрудников к повышению эффективности их работы, что в конечном итоге повлияет на достижение конкретных целей организации.
Ключевые слова: роль мотивации, методы мотивации, материальная мотивация, нематериальная мотивация.
Ценной и важной частью компании является персонал, поэтому его необходимо считать самым главным элементом, который способствует результативности и достижениям компании в разных сферах деятельности.
Процесс управления персоналом включает в себя планирование персонала, подбор и отбор сотрудников, наем, адаптацию, мотивацию. Для качественной работы сотрудников необходимо заинтересовать их конечным результатом работы, создать такие благоприятные условия, которые повлияют на производственный процесс и в конечном итоге позволят им удовлетворить свои потребности.
Актуальность проблемы мотивации, ее роли и эффективности обусловлена тем, что она является основным фактором в интересах работодателя, который в первую очередь заинтересован качественно выполненной работе, и работника, которому не менее важно получать достойное вознаграждение за проделанную деятельность.
Подготовленная и уже используемая на практике в организации система мотивации должна предусматривать такие сегменты, как выполнение задач сотрудниками, сокращение или устранение текучести кадров, выявление ведущих сотрудников в организации.
Рассмотрим различные формулировки мотивации. М. Мескон писал, что это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации или личных целей [1, с.236]. В. М. Маслова писала, что мотивация — это внешнее воздействие на трудовую деятельность персонала, которое направленно на достижение общественных, групповых и личных целей [2, с. 284]. А. Г. Шмаков и А. В. Топоркова определяют мотивацию как процесс стимулирования деятельности для достижения целей организации или как желание работника, направленное на удовлетворение потребностей в определенных благах [5].
Из этого следует, что мотивацию можно описать как процесс привлечения сотрудников к деятельности, направленной на эффективность достижения конкретных целей организации и основанной на удовлетворении их потребностей.
В момент развития экономики нашей страны становится ясно, что ни одна компания не будет работать успешно и плодотворно, если в нее не будет включена эффективная система мотивации, которая побуждает каждого сотрудника (менеджера, слесаря, строителя, инженера или менеджера) работать эффективно и результативно для выполнения определенных задач. Ведущей задачей любой кадровой службы является объединение интересов и потребностей сотрудников со стратегическими целями и задачами организации.
При введении системы мотивации нужно учитывать стимулы материального и нематериального характера [4, с.262]. Всякого рода поощрения создают условия и желания для более продуктивной и нацеленной работы сотрудников.
Работа сотрудников будет продуктивной, если они смогут полностью удовлетворить свои потребности с помощью своей работы.
В 2017 г. компания «Head Hunter» создала опрос и выяснила, что самой весомой мотивацией для большего количества россиян является заработная плата (86 %). Следующими мотивирующими факторами стали: карьерные перспективы и интересные рабочие задачи (52 %), похвала и признание профессионализма (42 %), возможность реализовать собственные идеи (38 %), комфортная рабочая обстановка (37 %), четкое понимание поставленных задач (34 %), комфортный офис (20 %), отсутствие других вариантов трудоустройства (5 %) [3].
Материальная мотивация, характер средств труда и поиск оптимального использования являются неотъемлемой частью любой организации.
Но на практике не каждый сотрудник может быть финансово мотивирован. Бывает, что поощрения в виде денег недостаточно для того, чтобы сотрудники работали с высокой обратной связью. Важность мотивации персонала заключается в том, что она определяет будущее организации. Роль мотивации, безусловно, велика в формировании системы ценностей внутри предприятия, а также в построении корпоративной культуры. Мотивируя себя, сотрудники часто задают вопрос: «Что я хочу получить от своей работы?". Менеджеры должны руководствоваться этим ответом, который содержит потребности сотрудника и его предпочтения.
Мотивация сотрудников является важным критерием в системе управления персоналом. Организациям следует уделять больше времени и внимания мотивации, поскольку это один из важнейших факторов, благоприятно влияющих на сотрудников, которые, в свою очередь, повышают эффективность своей работы и в целом влияют на эффективность и успех компании. Регулярная мотивация необходима для повышения эффективности работы персонала, для стимулирования их к дальнейшему успеху в целом.
Мотивационные модели необходимы в наше время, поскольку они направлены на повышение социальной активности персонала, на привлечение способных работников производства и управления к решению проблем. Отсутствие моделей мотивации, а также существующих систем управления приводят к снижению эффективности социально-экономической деятельности сотрудников.
Литература:
- Мескон М. X. Основы менеджмента / М. Х Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори; пер. с англ. О. И. Медведь. — М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2019. — 672 с.
- Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 492 с
- Самая весомая мотивация для работников — деньги [Электронный ресурс] // Директор по персоналу. — 2018. — 8 февраля. — Режим доступа: https://www.hr-director.ru/news/66612-qqn-18-m2-samayavesomaya-motivatsiya-dlya-rabotnikov-dengi, свободный.
- Шадрина Е. А. Роль материальной мотивации в управлении персоналом [Текст] / Е. А. Шадрина // Аллея науки. — 2018. — № 9 (25). — С. 260–265.
- Шмаков А. Г. Мотивация трудовой деятельности как фактор управляющего воздействия на результат труда персонала организации [Текст] / А. Г. Шмаков, А. В. Топоркова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2013. — № 3 (294). — С. 103–106.
- Lavanya K. Role of Motivation in the organisations // International Journal of Multidisciplinary Research 4(5), 2019.
- Reuben M. Badubi. Theories of Motivation and Their Application in Organizations: A Risk Analysis //International Journal of Innovation and Economic Development Vol.3 I. 3, p 44–51, 2017.