Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 25.06.2022

Статья просмотрена: 387 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. Детское волонтёрство как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 311-313. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93520/ (дата обращения: 25.04.2024).



Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет цели завершающего этапа дошкольного образования:

– ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании;

– у ребенка положительное отношение к миру, к разным видам труда, к другим и к себе, у него появляется чувство собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– ребенок умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно выражать свои чувства, в том числе чувство уверенности в себе, стараться разрешать конфликты. Умеет высказывать и отстаивать свою позицию по различным вопросам;

– ребенок умеет сотрудничать и выполнять как управленческие, так и исполнительные функции в совместной деятельности [2, с.98].

Волонтерская работа в самом широком смысле включает в себя любую добровольную и неоплачиваемую деятельность, имеющую общественное значение. В то же время волонтерство отличается от того, что обычно считается уместной социальной деятельностью, тем, что оно направлено на помощь нуждающимся.

«Волонтерство в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстников к сверстникам, что способствует ранней позитивной социализации ребенка через живую деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности и могут помочь ребенку стать свободными в общении со сверстниками и детьми старшего возраста, приносить эмоциональную радость.

Педагогический руководящий принцип в организации добровольческого движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольников через активную деятельность, выступая инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем ДОУ и ближайшем социальном окружении на основании чего у детей повышается самооценка.

Волонтерство с раннего возраста развивает в ребенке эмпатию и чувство сопричастности, прививает понимание гуманистических ценностей и ответственности за свое сообщество. Идея волонтерских инициатив проста: мы живем вместе, а значит разделяем ответственность за наше общее благополучие, помогаем друг другу и вместе решаем глобальные проблемы. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся познавать окружающий мир [4, с. 106].

Волонтерство — отличный способ разнообразить студенческую деятельность. С его помощью можно забыть о рутинных делах и наполнить жизнь новыми эмоциями, умениями и достижениями. Формирование здоровой самооценки, самоуважения, гражданственности — все это возможно с волонтерской работой. Волонтерство позволяет дошкольнику, помимо социальной пользы, многое узнать о мире и людях, которые в нем живут, и понять многие ценности не на теоретическом, а на практическом уровне.

Самое главное, чему педагог должен научить своих учеников, — это быть чуткими к окружающему миру. На протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду воспитатель учит его быть открытым и терпеливым. Другими словами, это первые уроки доброты. Технология волонтерской деятельности «Дети-волонтеры» — это активная форма общения в среде детей — от сверстников к сверстникам, которая способствует ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, при этом дети выступают инициаторами деятельности и дают возможность помочь ребенку освободить себя в общении со сверстниками и старшими детьми, чтобы доставить эмоциональную радость.

Высаживая растения в местном парке, ухаживая за животными или выпекая печенье для благотворительного рынка, дошкольники приобретают полезные практические навыки и узнают о различных видах деятельности. Волонтерство предлагает множество возможностей познать мир и развить социальные и коммуникативные навыки: во время таких мероприятий дети и молодежь знакомятся с разными людьми и учатся работать в команде [1, с. 184].

Наконец, новые навыки повышают самооценку и чувство компетентности. Волонтерство — это не только удовлетворение от работы, но и ценное ощущение того, что вы можете внести что-то хорошее в мир своей приверженностью.

Организацию волонтерства в детском саду можно осуществить на основе проекта «Поможем вместе». На начальном этапе реализации проекта создать условия для волонтерской работы, определить тему, цели и задачи, разработать программу и план действий, придумать эмблему волонтерского движения, провести ряд бесед: «Кто такие волонтеры?», «О возможности стать волонтерами для малышей», «Что такое доброе дело?», «Благо творю».

Помогая младшим дошкольникам, у них появится чувство ответственности и повысится уверенность в себе. Каждый получит внутреннее удовольствие от своей работы, появится желание решать новые, более сложные познавательные, коммуникативные и деятельностные задачи. Своим примером и конкретной помощью волонтеры обучают детей навыкам ухода за собой, совместной игры в группе и на прогулке, знакомят с принципами и традициями детского сада. Все это способствует формированию позитивных, дружеских, коллективных отношений.

Сегодня на первый план выходят проблемы с обеспечением новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и другими социальными институтами. Делается акцент на эффективности процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольников. Следовательно, потребность в профессиональном педагоге-коллаборационисте становится все более острой [3, с. 9].

Я считаю, что важной частью волонтерского движения является старшеклассников и студентов в этой области.

Для этой группы основной причиной участия в волонтерской деятельности является возможность самоутверждения в глазах сверстников, родителей и педагогов. Как правило, вопрос о предоставлении конкретной помощи не является решающим. При этом они очень подвижны, у них нет коммуникативных проблем в общении с детьми, их устраивает организация и проведение различных форм работы, что очень важно для детского сада. По моему опыту, чем интереснее работа подростков, тем чаще они готовы ею заниматься. Поэтому готовность волонтеров-студентов к сотрудничеству необходимо не только использовать, но и развивать.

В работе по организации волонтерского движения в детском саду можно выделила 3 этапа:

1 этап. Формирование волонтерского движения в дошкольном учреждении через акции, презентации и многое другое для понимания роли и места волонтерства в современном обществе.

2 этап. Социально-педагогическая подготовка волонтеров для формирования эффективных коммуникативных навыков, развития уверенности в себе и развития характеристик волонтерского движения

3 этап. Разработаны, подготовлены и проведены информационные и профилактические мероприятия; участие Общества родителей и воспитательного контингента в поддержке развития Волонтерского движения.

Организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей — это уникальная возможность повлиять на формирование и развитие личности ребенка, развитие его нравственных качеств. Такая возможность возникает при организации социально ориентированных проектов на базе дошкольного учреждения. Хочется верить, что в скором времени темпы развития волонтерского движения в нашей стране достигнут желаемых значений и волонтерство станет для каждого из нас активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способным работать с разными категориями дошкольников.

Литература:

  1. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. — М.: Вентана — Граф, 2016. — 184 с.
  2. Клешина С. А. Орехова В. И. Социальная адаптация детей разных возрастных групп к условиям детского сада // Журнал Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 5. — С.98–99.
  3. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функционирование, специфика// Социологические исследования. — 2016. — № 5. — С. 9.
  4. Чижмакова В. И. Технология «Дети — волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 46.2 (232.2). — С. 106–111.
Основные термины (генерируются автоматически): волонтерское движение, детский сад, ребенок, волонтерская работа, активная деятельность, волонтерская деятельность, дошкольное образование, дошкольное учреждение, ранняя позитивная социализация, эмоциональная радость.


Похожие статьи

Технология «Детиволонтеры» как средство эффективной...

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной...

Библиографическое описание: Киселёва, Н. А. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н. А

Понятие добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятием «общественная деятельность»...

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как...

Ключевые слова: детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, пожарная безопасность, ребенок. ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к...

Волонтерское движение в детском саду | Статья в журнале...

Цель нашей деятельности: создать в детском саду волонтерское движение детей и родителей, главной целью которого является воспитание социально — нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в добровольных, социально важных акциях и...

Досуговое волонтерство — направление добровольческой...

В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой)...

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно)...

Работа детей в пределах их предметно-практической деятельности тесно связана с игрой.

Стоит помнить, что волонтерская деятельность направлена в основном на помощь уязвимым

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной...

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева)

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг

Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26)

Социализация — это процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм

Дошкольники могут принимать участие в благотворительной деятельности в следующих...

Особенности организации событийного волонтерства с детьми...

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями Н. П. Гришаевой создан волонтерский отряд, оформлена его...

Похожие статьи

Технология «Детиволонтеры» как средство эффективной...

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия...

Организация волонтерской деятельности в дошкольной...

Библиографическое описание: Киселёва, Н. А. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н. А

Понятие добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятием «общественная деятельность»...

Волонтёрское движение в детском саду «Рука к руке» как...

Ключевые слова: детский сад, малыш, тематическая неделя, волонтерский отряд, пожарная безопасность, ребенок. ФГОС ДО неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к...

Волонтерское движение в детском саду | Статья в журнале...

Цель нашей деятельности: создать в детском саду волонтерское движение детей и родителей, главной целью которого является воспитание социально — нравственной личности с активной жизненной позицией и их участие в добровольных, социально важных акциях и...

Досуговое волонтерство — направление добровольческой...

В рамках инновационной деятельности в детском саду организована систематическая работа волонтерской группы. Её деятельность организуется по нескольким направлениям (направления определены в Концепции развития волонтерской (добровольческой)...

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно)...

Работа детей в пределах их предметно-практической деятельности тесно связана с игрой.

Стоит помнить, что волонтерская деятельность направлена в основном на помощь уязвимым

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius–добровольно) –это широкий круг...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной...

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева)

Волонтёрская деятельность (от лат.Voluntarius — добровольно) — это широкий круг

Одной из форм организации волонтерской деятельности в дошкольной организации...

Участие дошкольников в благотворительной деятельности как...

Рубрика: Дошкольное образование. Опубликовано в Образование и воспитание №6 (26)

Социализация — это процесс овладения индивидом определенной системой знаний, норм

Дошкольники могут принимать участие в благотворительной деятельности в следующих...

Особенности организации событийного волонтерства с детьми...

В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 8» Ракитянского района Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями Н. П. Гришаевой создан волонтерский отряд, оформлена его...

Задать вопрос