Художественные тексты являются отличной базой для развития лексических навыков учащихся. Лексический навык, по мнению методиста Шамова, является основой при изучении иностранного языка [Виноградов, 1997, с.37].
Важно отметить также, что лексический навык — это составная часть коммуникативной компетенции в целом. Развитие лексических навыков отвечает требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. Проблемой обучения лексической стороне речи занимались такие методисты, как Е. Н. Соловова, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов и другие.
Недостаточность словарного запаса человека препятствует пониманию собеседника и не позволяет должным образом выразить своё мнение.
Актуальность данной статьи состоит в том, что в нём уделяется особое внимание развитию лексических навыков и обеспечивает комплекс упражнений на основе художественных текстов Р.Брэдбери.
Очевидно, что хорошо развитые лексические навыки являются гарантом успешной коммуникации на иностранном языке. Лексические навыки являются лексической стороной речи и составной частью речевых умений, а также создают основу для обеспечения применения языка как средства коммуникации.
Миньяр-Белоручев полагал, что существует 3 этапа формирования лексических навыков: ознакомление, тренировка и речевая практика. Все 3 этапа последовательны и связаны между собой. [Миньяр-Белоручев,223 с]
В процессе овладения иноязычной культурой наряду с потребностью в коммуникации возникает необходимость в чтении и понимании различных иноязычных текстов. Совершенно очевидно, что в процессе обучения целесообразно использовать художественные тексты. Художественные тексты отличаются лексическим и грамматическим своеобразием, в них часто можно встретить повторяющиеся лексические единицы в новых контекстах и комбинациях, а также уже известные грамматические структуры, включающие в себя новые лексические единицы. Для чтения художественных текстов на иностранном языке совсем необязательно иметь высокий уровень подготовки или наличие знаний в определённой области, так как они носят антропоцентрический характер.
Брэдбери не был писателем одного жанра, а наоборот экспериментировал со многими из них, то можно выпустить данный пункт (хотя, конечно же, это и является определенным индивидуальным стилем). Характерной особенностью его языка можно назвать минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Не имеет значения, с кем происходило то или иное событие, важно то, что чувствовал, испытывал герой.
Рассказы Рэя Брэдбери представляют собой крайне интересные ресурсы лексических единиц с точки зрения формирования лексического языка: необычная картина мира, идиостиль, разнообразие художественных средств языка и символов. Основываясь на требованиях ФГОС по английскому языку для старшей школы и принципах формирования лексических навыков, была разработана система упражнений на материале рассказов Брэдбери «I Sing the Body Electric!» («Электрическое тело пою!») и «Dandelion wine» («Вино из одуванчиков»).
Название упражнения |
Тип и цель упражнения |
Пример |
1.Create sentences using these words (Составьте предложения с данными словами) |
некоммуникативное имитационное упражнение; (расширение лексической единицы и возможность составлять словосочетания предложения с новым словом) |
Create sentences using these words: brick-a-brackery, knacklehead, peer, rattle, rifle, blaze, fearsome. |
2.Fill the gaps. Use only one word for each space. (Заполните пропуски. Используйте только одно слово для каждого пропуска) |
Некоммуникативное упражнение (отработка и запоминание новых лексических единиц) |
And we have sent 4___________ someone else. The three of us have called: Grandma! You said you 5_________ come back when we had need. We are surprised 6__________ age, by time. We are old. |
3.Описание героя |
Речевое упражнение: упражнение по описанию (обучение коммуникативному навыку) |
What would you say about Tom? Write 100 words. (Что бы вы сказали о Томе? Напишите 100 слов.) |
4.Составление диалога. |
Диалогическое упражнение (создание микро-диалога с использованием новых слов) |
Imagine your family is going to buy this kind of electronic helper. Create a short dialog with your partner, comment on the reasons why you should buy it. (Представьте, что ваша семья собирается купить такой же вид электронного помощника. Составьте короткий диалог с партнёром, прокомментируйте причины, почему вам стоит купить этого помощника. |
5.Make the right form of the words (Образуйте правильные формы слов) |
Некоммуникативное упражнение (отработка и запоминание новых лексических единиц) |
4. Father's equine stare, snort, stomp, and __________________________of skeleton. ASSEMBLE 5. The changes were ____________soft, small, and mysterious. MIRACLE |
6.Write an essay on any of these issues (Напишите эссе на любую из этих тем) |
Речевое упражнение: упражнение на самовыражение (обучение коммуникативному навыку-письмо) |
1.Is it possible to say that we can see the ideal of a friendly and happy family? 2.Friendship with a machine: progress or disaster. 3.Who is more brilliant: a machine or a human? |
Таким образом, такие задания, созданные на основе рассказов художественной литературы, обеспечивают лучшее запоминание новых слов, обеспечивают использование новых лексических единиц в других контекстах, расширяют словарный запас, развивают воображение и коммуникативные навыки.
Литература:
- Виноградов, В. В. Лексикология и лексикография [Текст] / В. В. Виноградов. –M.:1977. C.89
- Винокур, Г. О. О языке художественной литературы [Текст] / Г. О. Винокур.– М.: Высшая школа,1991.,c.89
- Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку [Текст]. –М.: Просвещение, 1990–223 с