В статье исследуются особенности предупреждения и пресечения экологических преступлений в Российской Федерации.
Ключевые слова: экологические преступления, упреждение экологической преступности, экологическое правосознание.
Действующее законодательство Российской Федерации не дает конкретного определения такому термину как «экологическое преступление». Ни уголовный кодекс Российской Федерации, ни иные федеральные законы, в том числе ФЗ «Охране окружающей среды», ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» так же не определяет, что можно отнести
к понятию «экологическое преступлений».
Для уяснения данного понятия необходимо обратится к теории уголовного права, а также мнениям ученых-процессуалистов анализируемой категории.
По мнению Жаворонковой Н. Г. и Шпаковского Ю. Г., под экологическим преступлением следует понимать «предусмотренное уголовным законом общественно опасное, виновное деяние, посягающее на общественные отношения, обеспечивающие сохранение для нормальной жизнедеятельности человека благоприятной природной среды, рациональное использование ее ресурсов и экологическую безопасность населения» [6, c. 69].
Согласно позиции Боголюбов С. А. экологическое преступление — это «виновно совершенное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), причиняющее (способное причинить) существенный вред охраняемым уголовным законом комплексным общественным отношениям по обеспечению экологической безопасности населения, рациональному использованию природных ресурсов и защите особо охраняемых природных территорий» [7, c. 107].
Произведя анализ указанных определений, можно определить, что под экологическим преступлением следует понимать виновно совершенное, общественно опасное действие (бездействие), непосредственно причиняющее вред общественным отношениям, складывающимся в сфере природопользования и экологического благополучия населения.
Необходимо отметить, что Конституция РФ [1] устанавливает основы правового регулирования в области охраны окружающей среды. Так, ст. 42 Конституции РФ определяет право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением».
В настоящее время экологическая обстановка в стране ухудшается, однако случаи привлечения лиц, виновных в совершении экологических преступлений к уголовной ответственности, единичны. Представляется вероятным, что данное положение дел главным образом связано с высокой степенью латентности указанного вида преступлений. Следует также иметь ввиду, что негативные последствия преступлений в сфере экологии, в большинстве случаев обнаруживаются не сразу, однако они могут быть губительны для будущих поколений людей.
По данным статистической отчетности прокуратуры Смоленской области за 9 месяцев 2021 года зарегистрировано 152 экологических преступлений, за аналогичный период в 2020 году зарегистрировано 135 преступлений данной категории [8].
Не вызывает сомнений тот факт, что в целях обеспечения защиты природной среды необходимо принимать меры правового характера, которые позволят снизить высокий уровень латентности данного вида преступлений. Кроме того, необходимо усовершенствование правового регулирования и контроля в сфере охраны окружающей среды.
Значительную роль в минимизации числа совершаемых экологических преступлений могут сыграть меры упредительного характера, а также повышения уровня экологического правосознания населения.
Экологическое правосознание является многомерным понятием, включающим в себя систему сложившихся взглядов, знаний, идей, относительно порядка взаимодействия различных природных систем и человеческого социума, урегулированного правовыми нормами и категориями.
Проведение мероприятий в целях предупреждения экологических преступлений и правонарушений должно касаться экономической сферы, так как уровень финансовых затрат на восстановление экологического благополучия населения, пострадавшего от преступных действий, остается весьма высоким.
Большинство посягательства на природные ресурсы совершаются с корыстной целью. Значительная часть таких посягательств совершается должностными лицами. Злоупотребляя должностными полномочиями, указанные лица становятся участниками коррупционных отношений.
Данную проблему возможно решить путем установления ведомственного контроля в целях соблюдения, исполнения норм и правил в области экологической безопасности, деятельности предприятий и охраны природных объектов [5].
Кроме того, целесообразно было бы создание специализированной службы по ликвидации загрязнения окружающей среды и выработке соответствующего закона, наделяющего полномочиями данную службу по устранению последствий различных аварий, проведение мероприятий по расширению лесного фонда, увеличению числа объектов животного мира, а также водных и рыбных биоресурсов.
На сегодняшний день одним из самых распространенных видов экологических преступлений являются преступлений в сфере лесного хозяйства, в частности, незаконная рубка лесных насаждений (ст.260 УК РФ).
Ущерб, который причиняется незаконными рубками лесных насаждений достигает огромных масштабов. Кроме того, указанный вид преступлений наносит большой вред экологической системе всей страны. Лесные массивы, уничтоженные незаконной рубкой, практически невозможно восстановить в короткие сроки.
Преступные посягательства в сфере лесного хозяйства представляют огромную угрозу для экономической и экологической безопасности России. В связи с этим становится очевидным, что необходимо вести разработку более эффективных мер, направленных на предупреждение совершения новых преступлений.
Одним из таких способов может стать дистанционный мониторинг, позволяющий незамедлительно реагировать на противоправные действия в лесной сфере.
Так, на Дальнем Востоке по инициативе Всемирного фонда дикой природы начала активно внедряться передовая система космического мониторинга «КЕДР», которая позволяет выявить незаконные рубки в кедрово-широколиственных лесах [4]. Первое тестирование указанной системы в августе-сентябре 2015 г. в полевых условиях в Приморском и Хабаровском краях. Суть работы заключается в фотографировании лесного массива из космоса и постоянном обновлении фотоархива. Затем фотографии накладываются друг на друга, и программа определяет расхождения.
В случае производства незаконной рубки лесного массива, на место её совершения выезжает оперативная группа. Значительным плюсом данной системы является возможность обнаружения не только массового уничтожения лесов, но и небольшую выборочную рубку лесных насаждений.
Учитывая, что экологическая ситуация в настоящее время не самая лучшая, совершенствование правового регулирования в области охраны окружающей среды и ее правовой охраны должно находиться в центре внимания государства. Только оперативные действия органов государственной власти, направленные на упреждения экологических преступлений и повышения уровня экологического правосознания позволят снизить уровень экологической преступности, а соответственно, сохранить окружающую среду.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 30 декабря 2021) // Собрание законодательства РФ — 2002. — № 2 ст. 3241
- Васильева М. А., Степанюгин К. В., Богданов А. В. Использование систем дистанционного мониторинга в расследовании экологических преступлений // Российский следователь. — 2015. — № 22. — С. 14–17.
- Мухлынина М. М. К вопросу об обеспечении органами полиции россии экологического правопорядка // Экономико-правовые аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности: Сборник трудов ХХVIII Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 81–84.
- Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю. Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2017. — 160 с.
- Экологическое право: учебник для академического бакалавриата / С. А. Боголюбов [и др.]; под редакцией С. А. Боголюбова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 281 с.
- «Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений» [Электронный ресурс]. — Официальный сайт Прокуратуры Смоленской области, 2022 — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_67/activity/statistics/office/result/svedeniya_o_sostoyanii_prestupnosti, (дата обращения: 01.03.2022).