Вишеградская группа как субрегиональная группировка в Европе: потенциал развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 23.06.2022

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Русяйкин, А. П. Вишеградская группа как субрегиональная группировка в Европе: потенциал развития / А. П. Русяйкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 189-195. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93433/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор проводит анализ перспектив развития Вишеградской группы — одной из ведущих субрегиональных организаций Европы. Рассматриваются сюжеты, касающиеся истории объединения и его целей на каждом из этапов существования. Проводится SWOT-анализ для описания нынешнего уровня взаимодействия стран группы V4. В результате представлена сценарная матрица для прогнозирования будущего вишеградских государств.

Ключевые слова: субрегиональные организации, Вишеградская группа, Европейский союз, SWOT-анализ.

Спустя два десятилетия XXI века в европейском политическом пространстве продолжают существовать и развиваться различные региональные и субрегиональные группировки и объединения. Особого внимания заслуживает феномен «субрегиональных группировок», который попал в поле зрения исследователей начиная с 2010-х гг. К числу таких проектов относятся Бенилюкс, Союз для Средиземноморья, Северный совет и Вишеградская группа. Последняя представляет собой один из наиболее интересных случаев, ведь она образована странами, ранее принадлежавшими к социалистическому блоку. Группа является наследницей всех предыдущих попыток процессов интеграции и взаимодействия в регионе Центральной и Восточной Европы, а также заметной и важной частью реструктуризации европейского пространства сегодня. Вишеградское сотрудничество на два года старше Европейского союза и наравне с ним является одной из старейших структур сотрудничества в постбиполярной Европе, отметив в 2021 г. 30 лет с момента своего основания. Можно сказать, что страны Четвёрки являются самостоятельным центром силы, который способен оппонировать политике Брюсселя и стран «Старой Европы», создавать новые точки влияния и вовлекать во взаимодействие новых участников из прилегающих регионов. Тем не менее, история и отношения участников внутри группы подчас противоречивы и даже конфликтны, что отмечается как учёными, так и самими политиками. В связи со всем вышеперечисленным представляется весьма интересным и полезным рассмотреть сильные и слабые стороны объединения стран Вишеграда, а также оценить потенциал развития их кооперации в условиях кризиса и возможно структурной перестройки мировой системы международных отношений.

История Вишеградской группы

Для того, чтобы понять путь, пройденный Вишеградской группой за более чем 30 лет своего существования, и стоящие перед ней сегодня проблемы необходимо дать краткий исторический обзор существования группы V4. В 90-е годы, вскоре после роспуска СЭВ и ОВД, прежний регион социалистического лагеря стал дробиться на малые подгруппы, одной из которых и стала Вишеградская четвёрка [1]. Способствовали осознанию странами собственной «политической близости» также такие факторы как — долгая история взаимодействия государств и народов на протяжении сотен лет в рамках как независимых, так и единых (Австро-Венгерская империя) государств; тяга к усвоению нового с одновременным скепсисом по отношению к изменениям своих вековых традиций и обычаев; отрицание бюрократии во всех её проявлениях, что выражено в отсутствии институциональной рамки у Вишеградской группы; единое для стран региона положение между Западом и Востоком и вечный поиск своего пути между ними; хорошая экономическая база и динамичное развитие ещё в рамках Восточного блока; влияние римского католичества с примесью национального колорита; постоянный критический настрой ко всему и вся, происходящий ещё из диссидентства советских времён [2].

Важнейшую роль в формировании Вишеградской группы сыграли не только атмосфера неопределённости и импровизации, царившие в Европе с конца 80-х годов, но и лидеры новых демократических стран. Идея как будто бы появилась в конце 1990 г., когда Венгрия напомнила Польше и Чехословакии о событиях далёкого прошлого. Так по данным летописей, в 1335 г. в городе Вишеграде случилась встреча королей Венгрии, Богемии и Польши, на которой монархи обсуждали проблемы региональной безопасности. Например, говорилось о противоречиях Польского королевства и Тевтонского ордена, а также о чешско-литовских приграничных спорах. Принятые решения строились на принципах компромиссности и способствовали установлению мира между державами [3]. И вот спустя шесть веков в феврале 1991 г. венгерский премьер-министр Анталл, чехословацкий президент Гавел и польский президент Валенса в присутствии президента Венгрии, премьер-министров и министров иностранных дел подписали в Вишеградском Королевском дворце Декларацию о сотрудничестве трёх государств [4]. Тем самым был взят курс на тесное сотрудничество со странами Запада и ориентацию на евро-атлантический курс. К успехам взаимодействия группы на этом этапе можно отнести подписание Соглашения о свободной торговле в Центральной Европе в 1992 г., благодаря чему было создано общее таможенное пространство.

Однако затем наметились проблемы в отношениях между участниками Группы. Оставшись без надзора со стороны «старшего брата», страны вернулись к обсуждению старых взаимных претензий. Таковыми были статус национальных меньшинств или венгерско-словацкие противоречия по поводу строительства гидроузла на Дунае. С 1994 по 1997 гг. члены V4 не собирались вообще. Между ними шла конкуренция за право первым быть принятым в Европейский Союз. Сближение и сотрудничество вновь вышли на первый план после совместного приглашения стран к членству в Европейском союзе в 1997 г. и на фоне вступления в НАТО трёх государств (кроме Словакии) в 1998 г. Вишеградская группа начала активнее взаимодействовать в рамках помощи друг другу с имплементацией лучших практик, проводились саммиты, в 2000 г. был создан Вишеградский фонд для поддержки культурных, образовательных, туристических и научных проектов, расширялся диалог с соседними странами. Весной 2004 г. на встрече премьер-министров в Кромерже в Чехии было констатировано, что со вступлением стран Группы в ЕС и НАТО были достигнуты цели Декларации 1991 г. Теперь необходим был поиск новых ориентиров развития рамках Единой Европы [5].

И хотя страны V4 не всегда поддерживали политические устремления друг друга, они довольно-таки быстро научились работать сообща в вопросах экономической и бюджетных политик ЕС. Уже в 2004–2005 гг. они вместе выступали за более выгодные для них условия доступа к средствам из бюджета ЕС. Окреп и развивался рынок товаров внутри стран Четвёрки, что оказало положительное влияние в период кризисов конца 2000-х гг. Три члена Группы (кроме Словакии) не присоединились к зоне Евро по ряду причин и продолжают сохранять собственную независимую валюту, поддерживая в этом друг друга [6]. Но и при активном сотрудничестве между членами группы сохранялись противоречия. Проходили они как по линии более националистически-консервативных правительств Венгрии и Польши против либеральных в Чехии и Словакии, так и по вопросу первенства в группе между поляками и венграми. Настрой на лидерство демонстрировали и венгерские премьеры, и президент Польши Л. Качиньский. Споры вызывали контракты на покупку энергоресурсов у России Венгрией, готовность поляков и чехов разместить у себя американскую систему ПРО. Тем не менее, все страны Группы поддерживали проевропейские устремления в странах постсоветского пространства.

Главным вектором взаимодействия стран Вишеградской группы как между собой, так и вне стала программа Восточного партнёрства, предложенная Польшей и Швецией [7]. Её разработка и реализация стали основной задачей стран Четвёрки, на что было получено согласие прочих стран ЕС [8]. Хотя Венгрия, Чехия и Словакия не полностью разделяли амбициозные планы поляков по скорейшей интеграции стран-партнёров в ЕС, они всё же использовали отличную возможность улучшить двусторонние отношения с ними; в целом, выступали за более глубокую политическую ассоциацию и экономическую интеграцию с Украиной, Молдавией, Белоруссией, Грузией, Арменией и Азербайджаном, выделение дополнительных средств на реализацию проектов в этих странах. Параллельно с совместным развитием Восточного направления появились и военно-стратегические аспекты во взаимоотношениях стран V4. В 2012 г. в декларации «О более сильном НАТО» была обозначена решимость создать к 2016 г. собственное региональное военное формирование под командованием Польши с возможным привлечением контингентов стран Балтии [9]. К пятилетию программы Восточного партнёрства в 2013 г. были парафированы соглашения об ассоциации с ЕС. Главным достижением для политики соседства виделась Украина, где президент Янукович, однако, не подписал итоговый документ. Это решение привело к беспорядкам, вылившимся в переворот и боевые действия на Юго-Востоке Украины, что оказало влияние на весь мир и на страны Вишеградской четвёрки.

К 25-ой годовщине создания Вишеградская группа подошла достаточно сплочённой и уверенной в себе. Приход к власти право-популистских сил стал одним из факторов сближения элит. Также укреплению способствовало схожее отношение к миграционному кризису 2015 г [10]. Некоторые из стран также начали использовать политический рычаг «Обещание улучшить отношения с РФ» и критику санкций в целях консолидации общества и получения более сильных позиций на переговорах с ЕС [11]. Но вскоре консенсус стран Вишеградской группы стал смещаться в антироссийскую плоскость. Этому способствовали негативная риторика Польши, «вакцинные войны», дипломатический кризис между Россией и Чехией в апреле 2021 г [12]. На фоне своих коллег выделялась лишь Венгрия, сохранявшая прагматичные связи с РФ. Саммит к 30-летию подписания Декларации, положившей начало Вишеградскому формату, показал, что члены Группы нацелены на сохранение конструктивных и взаимовыгодных отношений друг с другом. Это было отражено в Краковской декларации где, члены V4 выразили готовность совместно содействовать успеху европейского проекта, основанного на общей цели создания безопасного, процветающего и стабильного Евросоюза, состоящего из сильных и устойчивых государств–членов; подчеркнули решительную поддержку интеграции Западных Балкан в ЕС, а также поддержали развитие Восточного партнерства в качестве важной основы Европейской политики соседства; отметили важную роль НАТО в обеспечении безопасности евроатлантического региона и вклад Вишеградской группы в укрепление коллективной обороны и реагирования на угрозы с любого направления [13]. В то же время стали накапливаться вопросы во всех важнейших сферах — энергетике, борьбе с пандемией и т. д. — которые не были решены. Острота этих противоречий проявила себя уже в 2022 г.

Перспективы развития Вишеградской группы

Начало четвёртого десятилетия существования Вишеградского формата ознаменовалось крупнейшим со времён крушения социалистического блока кризисом в Европе. Из-за развернувшихся на Украине боевых действий страны V4 вынуждены принимать сотни тысяч беженцев и оказывать им материальную поддержку. Кризис затронул множество важных и болезненных для Вишеградской группы вопросов: отношения с «восточными партнёрами»; вопросы энергетической зависимости; взаимодействие с РФ; военно-техническое сотрудничество; взаимные претензии. Будучи непосредственно вовлечены в опаснейшую ситуацию мирового масштаба Польша, Венгрия, Чехия и Словакия получили возможность проверить своё сотрудничество и единство на прочность. Для оценки потенциала развития Вишеградской группы в новых условиях был проведён SWOT-анализ для формирования общей картины наиболее значимых факторов влияния внешней и внутренней среды на Четвёрку. Затем были смоделированы четыре сценария возможной эволюции Вишеградской группы в рамках кризиса.

  1. SWOT-анализ Вишеградской группы 2022 г.

На основе исторической информации, научных публикаций отечественных и зарубежных учёных, новостных источников была подготовлена таблица SWOT-анализа (см. рис. 1) и развёрнутый комментарий к ней.

Рис. 1

Сильные стороны:

Благодаря исторической близости стран Вишеградской четвёрки их сотрудничество в рамках субрегиональной группировки представляется оправданным, так как отвечает не только нынешним вызовам, но и апеллирует к общему в прошлом. В то же время длительное взаимодействие в рамках группы V4, насчитывающее более 30 лет, говорит о целесообразности создания такого объединения, так как в течение трёх десятилетий взаимоотношения стран в этом формате было актуально. Стоит отметить и схожее политическое мнение элит Группы, так как нахождение в одном географическом регионе и общие устремления в течение долгих лет наложили отпечаток на политиков и управленцев стран региона. Более того, согласно исследованиям общественного мнения, народы государств Вишеградской группы благожелательно относятся друг к другу и видят в своих соседях ключевых союзников. Также укрепляет единство стран Группы их совместное присутствие в таких влиятельных организациях как ЕС и НАТО, где страны Вишеградского формата способны сообща продвигать свои интересы и влияние.

Слабые стороны:

В связи с долгой историей совместного проживания на близких территориях для стран группы актуальны проблемы исторической памяти, когда герой одного государства получает отрицательную оценку в соседнем. Кроме того, отсутствие какой-либо институциональной базы из-за разделяемого странами V4 недоверия к бюрократизации лишает Группы возможности постоянной и формализованной работы над взаимоотношениями, сводя кооперацию в ситуативный формат. К тому же, внутриполитическая борьба и манипулирование популистскими лозунгами способно ослаблять сотрудничество в рамках Четвёрки, если кто-то из политиков начинает использовать претензии и конфликтные моменты истории во взаимодействии с партнёрами.

Возможности:

Для усиления Вишеградской группы подходит расширение механизмов взаимодействия правительств, бизнеса и гражданских обществ, которые будут укреплять и развивать диалог на всех треках. В этой перспективе особую важность приобретает роль Вишеградского фонда, способного на начальном этапе активно способствовать созданию новых диалоговых площадок. Однако и военно-техническое сотрудничество стран Группы может быть полезно для их сплочения в условиях трансформации восточной политики блока НАТО и перевооружения армий оружием пятого и шестого поколений. А учитывая кризисные тенденции в мировой экономике, нарушение логистических цепочек, санкции и контрсанкции, выгодным решением для членов Четвёрки может быть совместное развитие сотрудничества бизнеса и поддержка друг друга в сложившихся условиях.

Угрозы:

Опасным событием для всех без исключения стран Вишеградской группы является эскалация кризиса на Юго-Востоке Украины в направлении Европы и вовлечение в него иных государств. Кроме того, негативное влияние на сотрудничество в рамках формата могут оказать внешние игроки, влияющие на принятие решений элитами членов V4, и поляризация общества на фоне ситуации с беженцами, проблем в экономике и энергетике.

  1. Сценарии эволюции Вишеградской группы

Благодаря всей вышеприведённой информации, научной литературе и источникам были созданы четыре сценария развития ситуации в отношениях между странами группы V4 (см. рис. 2). На оси Х показателем измерения была взята приверженность стран к сотрудничеству в рамках Группы, где 0 это активное взаимодействие, а 10 это нежелание поддерживать контакты. На оси Y показателем измерения была взята склонность к компромиссам в отношениях между собой, где 0 это нацеленность на компромиссы, а 10 это преследование только своей позиции. Представлены краткие комментарии к сценариям.

Рис. 2

Вишеград +++ ( X 0; Y 10)

В данном сценарии страны Вишеградской четвёрки понимают значимость контактов друг с другом и сохранение подобного формата общения. Однако неспособность или нежелание найти компромисс не дают им эффективно обсуждать и решать имеющиеся проблемы. В связи с этим государства Группы пытаются расширить свой состав за счёт новых участников из ближайших стран (Австрия, Словения и т. д.) с целью поиска новых идей и новых медиаторов для успешного решения споров. Формат Вишеграда расширяется, что может привести как к более эффективному решению вопросов, так и превращению группы в «говорильню».

Новый расцвет (X 0; Y 0)

Несмотря на противоречия и трудную международную ситуацию страны Вишеградской группы осознают, что различия делают их сотрудничество только крепче. А сам формат взаимодействия они признают полезным и выгодным, так как он позволяет эффективнее действовать в рамках структур НАТО, ЕС и т. д., поддерживая совместные интересы. Поэтому Венгрия, Польша, Чехия и Словакия стараются находить общий язык, развивать новые форматы сотрудничества и тем самым укреплять свою политическую субъектность.

Рассредоточение (X 10; Y 0)

Накопившиеся противоречия мешают странам V4 работать в прежнем формате, но необходимость поиска единомышленников вынуждает их искать поддержки среди иных государств-соседей. Это приводит к тому, что члены Вишеградской группы всё больше вовлекаются в альтернативные форматы сотрудничества в рамках европейского пространства, отходя от частых контактов друг с другом.

Порознь (X 10; Y 10)

Тяжёлые времена на мировой арене и вызовы непростой внутриполитической ситуации не дают странам Вишеградской четвёрки успешно взаимодействовать на регулярной основе. Работа в команде отходит на второй план, так как в первую очередь необходимо решить множество проблем дома. Из-за несовпадения мнений и споров формат Вишеграда теряет свою актуальность, поскольку не позволяет достигнуть сколько-нибудь значимых результатов. Сотрудничество на этом треке замораживается.

Выводы

Подводя итоги, стоит отметить, что Вишеградская группа прошла путь от объединения новых демократических стран, навеянного исторической романтикой, к работоспособному переговорному формату, в рамках которого государства-члены могут открыто говорить об интересующих их проблемах и находить общие пути решения для действительно важных задач. Странам Четвёрки удалось выполнить первоначальные цели, войдя в ЕС и НАТО, а также стать заметным игроком на европейской политической арене, интересы которого учитывают в том числе Франция и Германия.

Однако стоящие перед Группой вызовы представляются наиболее сложными за всю историю её существования. Проведённая работа показала, что страны Вишеградской группы имеют силы и возможности для активизации и наращивания взаимодействия, но при этом подвержены определённым рискам. Согласно разработанных сценариям можно уверенно сказать, что судьба Вишеградской группы в первую очередь зависит от самих стран-участниц. Их желание или нежелание находить компромиссы, приверженность духу сотрудничества или игнорирование работы вместе способны привести к самым разным итогам: от неожиданного ренессанса в жизни Вишеградской четвёрки вплоть до самороспуска неактуального формата кооперации.

Литература:

  1. Колянов, А. Ю. Европейский союз и феномен субрегиональности (на примере Вишеградской группы) / А. Ю. Колянов — Текст: электронный // Дискурс. — 2018. — № 4. — С. 114–118. — https://discourse.etu.ru/assets/files/kolyanov-a.yu(2).pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  2. Шишелина, Л. Н. Вишеградская группа: этапы становления и развития / Л. Н. Шишелина. — Текст: электронный // Россия и Мир: анатомия современных процессов. — 2014. — С. 514–532. — URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/europe/vishegradskaja_gruppa_etapy_stanovlenija_i_razvitija_2014–08–20.htm (дата обращения: 15.05.2022).
  3. Смирнова, Е. С. Вишеградская группа: ренессанс стран славянского мира в ракурсе общеевропейской интеграции / Е. С. Смирнова, А. А. Пестравкин, В. В. Кисула — Текст: электронный // Актуальные научные исследования в современном мире. — 2017. — № 5–10(25). — С. 104–110. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29299491_94496896.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  4. Сафонова, Е. А. Вишеградская группа: этапы становления и развития / Е. А. Сафонова — Текст: электронный // Вестник Томского государственного университета. История. — 2018. — № 53. — С. 69–73. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35246975_49745461.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  5. Невская, А. А. Страны Вишеградской группы — самостоятельные игроки в европейской политике и экономике? / А. А. Невская. — Текст: электронный // Международная экономика. — 2021. — № 11. — С. 839–851. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47211993 (дата обращения: 15.05.2022).
  6. Четверикова, А. С. Страны Вишеградской группы в ЕС: экономические результаты / А. С. Четверикова — Текст: электронный // Мировая экономика и международные отношения. — 2020. — Т. 64. — № 2. — С. 63–70. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42601738_59214303.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  7. Višňovský R. The role of the Visegrad group in the EU integration / R. Višňovský — Текст: электронный // Bulletin of Moscow Region State University. Series: History and Political Sciences. — 2021. — No 1. — P. 142–151. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-the-visegrad-group-in-the-eu-integration/viewer (дата обращения: 14.05.2022).
  8. Шишелина, Л. Н. Вишеградская группа: этапы становления и развития / Л. Н. Шишелина. — Текст: электронный // Россия и Мир: анатомия современных процессов. — 2014. — С. 514–532. — URL: https://www.perspektivy.info/oykumena/europe/vishegradskaja_gruppa_etapy_stanovlenija_i_razvitija_2014–08–20.htm (дата обращения: 15.05.2022).
  9. Надточей, Ю. И. Модели оборонной кооперации на северном и восточном фланге ЕС (опыт «Нордена» и Вишеградской группы) / Ю. И. Надточей — Текст: электронный // Сравнительная политика. — 2018. — Т. 9. — № 2. — С. 26–40. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35110273_42870767.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  10. Хотивришвили, А. А. Внешняя политика стран Вишеградской группы в контексте европейского миграционного кризиса / А. А. Хотивришвили — Текст: электронный // Постсоветские исследования. — 2019. — Т. 2. — № 6. — С. 1411–1419. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41166095_19307839.pdf (дата обращения: 15.05.2022).
  11. Trends of Visegrad European Policy / Konrad-Adenauer-Stiftung. — Текст: электронный. — URL: https://www.amo.cz/wp-content/uploads/2017/11/AMO_Trends-of-Visegrad-European-Policy.pdf (дата обращения 14.05.2022).
  12. Интерфакс — Дипломатическое противостояние — https://www.interfax.ru/chronicle/diplomaticheskoe-protivostoyanie.html (дата обращения: 16.05.2022). — Текст: электронный.
  13. Declaration of the Prime Ministers of the Czech Republic, Hungary, the Republic of Poland and the Slovak Republic on the Occasion of the 30th Anniversary of the Visegrad Group. Cracow, February 17, 2021 / Visegrad group. — URL: https://www.visegradgroup.eu/calendar/2021/declaration-of-the-prime (дата обращения: 14.05.2022)
Основные термины (генерируются автоматически): группа, Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Европейский союз, друг друга, Европа, РФ, Украина.


Ключевые слова

Европейский союз, SWOT-анализ, субрегиональные организации, Вишеградская группа

Похожие статьи

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской...

«Чехия — традиционно емкий рынок для российских энергоресурсов, одновременно с этим Чешская Республика готова позиционировать себя в России в качестве серьезного

Важное внимание в российско-словацком взаимодействии уделяется атомной энергетике.

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии...

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект

Страны, входящие в Европейский союз, обязаны за год формировать два отчета на тему

Так, например, Финляндия, Голландия и Польша на 2015 год планировали сократить число...

Последствия и итоги вступления Венгрии в Евросоюз для...

 Последствия и итоги вступления Венгрии в ЕС являются для страны достаточно противоречивыми. Одним из последствий стало падение конкурентоспособности сельского хозяйства страны, ввиду роста стоимости земли и труда. Исследователи также отмечают, что...

Анализ экономик стран, вступивших в Евросоюз

Словакия, Евросоюз, Европейский Союз, страна Евросоюза, динамик ВВП, развитие туризма, Словения, Литва, общий рынок, OICA.

Центрально-европейская ассоциация свободной торговли — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и.

Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации...

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений. Товарооборот между Россией и странами ЕС на

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской... Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую...

Зоны свободной торговли и таможенные союзы

Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет. Зоны свободной торговли и соглашения допускают

Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз.

Россия и Европейский Союз – сможет ли Россия помочь...

Российская Федерация заинтересована в помощи Евросоюзу в преодолении внутреннего кризиса и имеет необходимые для этого ресурсы и опыт.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Европа, EFSF, Европейский союз, российская Федерация, РФ...

Цели устойчивого развития: формирование позиции ЕС. Планы по...

В статье проводится анализ документов ЕС, связанных с выполнением и реализацией ЦУР. В частности, автор рассматривает планы ЕС в сфере достижения ЦУР, ключевые шаги ЕС по реализации поставленных планов, достигнутые на сегодняшний день результаты, и дает...

Влияние европейской экономической интеграции на страны...

 В представленной статье выполняется исследование и анализ степени европейской интеграции на страны бывшей Югославии на примере Словении. Цель статьи: оценить степень влияния и успешности европейской экономической интеграции на Словению.

Похожие статьи

Роль энергетического фактора во взаимоотношениях Российской...

«Чехия — традиционно емкий рынок для российских энергоресурсов, одновременно с этим Чешская Республика готова позиционировать себя в России в качестве серьезного

Важное внимание в российско-словацком взаимодействии уделяется атомной энергетике.

Перспективы развития Европейского союза в рамках стратегии...

На современном этапе развития Европейский союз, как самый амбициозный в мире проект

Страны, входящие в Европейский союз, обязаны за год формировать два отчета на тему

Так, например, Финляндия, Голландия и Польша на 2015 год планировали сократить число...

Последствия и итоги вступления Венгрии в Евросоюз для...

 Последствия и итоги вступления Венгрии в ЕС являются для страны достаточно противоречивыми. Одним из последствий стало падение конкурентоспособности сельского хозяйства страны, ввиду роста стоимости земли и труда. Исследователи также отмечают, что...

Анализ экономик стран, вступивших в Евросоюз

Словакия, Евросоюз, Европейский Союз, страна Евросоюза, динамик ВВП, развитие туризма, Словения, Литва, общий рынок, OICA.

Центрально-европейская ассоциация свободной торговли — соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и.

Актуальные вопросы сотрудничества Российской Федерации...

Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую историю взаимоотношений. Товарооборот между Россией и странами ЕС на

Обзор основных аспектов экономических отношений Российской... Российская Федерация и Европейский союз имеет долгую...

Зоны свободной торговли и таможенные союзы

Иногда различные ЗСТ дополняют друг друга, в других случаях взаимодействия между ЗСТ нет. Зоны свободной торговли и соглашения допускают

Европейский союз, достигший высокого уровня экономической и политической интеграции, имеет в своей основе таможенный союз.

Россия и Европейский Союз – сможет ли Россия помочь...

Российская Федерация заинтересована в помощи Евросоюзу в преодолении внутреннего кризиса и имеет необходимые для этого ресурсы и опыт.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Европа, EFSF, Европейский союз, российская Федерация, РФ...

Цели устойчивого развития: формирование позиции ЕС. Планы по...

В статье проводится анализ документов ЕС, связанных с выполнением и реализацией ЦУР. В частности, автор рассматривает планы ЕС в сфере достижения ЦУР, ключевые шаги ЕС по реализации поставленных планов, достигнутые на сегодняшний день результаты, и дает...

Влияние европейской экономической интеграции на страны...

 В представленной статье выполняется исследование и анализ степени европейской интеграции на страны бывшей Югославии на примере Словении. Цель статьи: оценить степень влияния и успешности европейской экономической интеграции на Словению.

Задать вопрос