Проблемы стандартизированной системы оценки для поступления в высшие учебные заведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (420) июнь 2022 г.

Дата публикации: 24.06.2022

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Кудрявцев, Е. Е. Проблемы стандартизированной системы оценки для поступления в высшие учебные заведения / Е. Е. Кудрявцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/420/93424/ (дата обращения: 19.11.2024).



В Российской Федерации выпускники школ после окончания одиннадцатилетнего обучения для получения аттестатов проходят государственную итоговую аттестацию (далее ГИА), представляющую из себя набор экзаменов по предметам обязательным и по выбору обучающегося. ГИА выступает завершительным этапом образовательных программ основного и среднего общего образования [1]. Аттестация имеет три подразделения:

  1. Обязательный государственный экзамен (далее ОГЭ) — государственная итоговая аттестация, предназначенная для выпускников заканчивающих 9 классов;
  2. Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ) — государственная итоговая аттестация, от которой зависит, как выпускник напишет экзамены по выбранным предметам, такие баллы он и получит. От полученных баллов уже будет зависеть, поступит ли гражданин в высшее учебное заведение (далее вуз), в какой вуз и возможность поступления на бюджетные места, для выпускников 11 классов.
  3. Государственный выпускной экзамен (далее ГВЭ) — государственная итоговая аттестация, для выпускников в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для выпускников прошедших обучение с ограниченными возможностями по здоровью, детей-инвалидов и инвалидов.

Я хотел бы обратить внимание на ЕГЭ, так как для поступления в вуз абитуриенту требуется сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ после окончания школы. Список вступительных испытаний при поступлении на обучение в вуз по программам бакалавриата и программам специалитета утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. По большинству специальностей и направлений подготовки требуется сдать четыре и более вступительных испытаний, которые могут быть выбраны образовательной организацией высшего образования [3]. По каждому направлению, специальности один из предметов, экзаменов является профильным. В число экзаменов обязательных для поступления должны входить экзамен по профильному предмету организации и русский язык. Ученики же сдают два обязательных предмета согласно порядку проведения ГИА, утвержденному приказом Минпросвещения России: русский язык и математику базовую, профильную по выбору или смотря на требования вуза. Результаты ЕГЭ действительны в течение четырех лет, отсчет которых производится со следующего года с года сдачи экзамена.

Молодые граждане, оканчивающие свое одиннадцатилетнее обучение, встают на путь выбора, куда им идти дальше, это серьезный шаг и подойти к нему нужно ответственно. Все решится от их личностных установок, понимания пройденного материала и использования его при сдаче экзамена. От полученных результатов будет зависеть, поступят ли они в выбранный ими вуз. В зависимости от уровня, престижа вуза, каждый устанавливает свои минимальные требования в виде количества баллов для поступления. Стандартизированная система проведения экзаменов в момент ее введения имела достаточно крупный успех только тем, что предоставила возможность абитуриентам из семей с различным финансовым достатком, из разных городов, населенных пунктов и т. д. поступить в ведущие вузы Российской Федерации.

Со временем систему требуется модернизировать, т. к. выявляются моменты, которые ухудшают ряд аспектов в качестве образования. Уже преподавательский состав наблюдает и подмечает такую тенденцию, что все больше нынешних выпускников не могут использовать полученные знания для решения задач, отсутствие воспитанности и развития молодого гражданина как личности взаимодействующего с обществом, реконструкция интеллектуальной деятельности, связанная с потерей логического мышления и тяжелым прогрессом в дальнейшем развитии и т. д. [6]

Подготовка к написанию теста занимает немало усилий. Регулярные тренировки, изучение материала, решение демоверсий экзаменов, решение экзаменов прошлых лет и пробники свели к тому, что ГИА в принципе представляет «заучивание». Заполнение бланков ответов требует особого внимания, если выйти за положенные бланком рамки может пострадать результат. Переживания, многократные повторения для подготовки, стремление и впечатлительность по-разному влияют на каждого из выпускников. Добавим ко всему этому момент подталкивающий, так или иначе к риску участников ЕГЭ:

  1. В случае если результаты ЕГЭ аннулированы по причине фиксирования факта нарушения порядка проведения экзамена, то он может пересдать учебный предмет в следующем году, но не в году аннулирования результатов;
  2. В случае если участник получил неудовлетворительный результаты по сдаваемым предметам, то он может пересдать предмет в следующем году [2].

Если участник нарушил, он получает год отсрочки, допустим это вид наказания, но и при этом, если участник честно написал и не набрал требуемое количество баллов, ему тоже придется ждать год. По моему мнению, данный момент стоит урегулировать.

Гражданин, оканчивая школу, еще молодой, в случае провала теряет год. Год реализации своего потенциала через получение нового образования! Осознание этого в уме только созревшего гражданина нашей страны повергает в шок, особенно людей впечатлительных. Стресс побуждает совершать ошибки, ошибки влияют на результат. Со стороны семьи с разными финансовыми положениями, которые могут рассчитывать только на бюджетные места в вузах данный факт негативно сказывается на будущем их ребенка.

Стандартизированная система тестов и получение результатов в виде баллов требует модернизации. Требуется более гибкий подход к оцениванию в условиях глобализации. Для начала рассмотреть возможность хотя бы один раз повторно пройти экзамен в тот же период, который предусмотрен при удовлетворении апелляции. По данному поводу уже рассматривается законопроект № 114984–8, в котором будут внесены изменения в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Предлагается закрепить право предоставлять резервный срок в течение одного месяца для пересдачи экзамена по соответствующему предмету и по предмету, которому были получены неудовлетворительные результаты.

Одним из вариантов решения и более гибкого подхода к оцениванию экзаменов участников, будет введение устной оценки участника сдаваемого предмета педагогом через диалог и опрос, как решались задачи. Участник благодаря системам теста может наугад поставить вариант ответа и отгадать его. Диалог обеспечит к минимизации таких ситуаций и побуждению не «заучивать», а использовать полученные знания. Осуществлять контроль возможно при помощи записи диалога между участником и педагогом, в случае подозрения халатности или коррумпированности обратиться к записи. Результатом диалога будет сопроводительное письмо к тесту, благодаря которому появится возможность более детально ранжировать абитуриентов на бюджетные места. Со временем поменяется мышление учеников, они будут стремиться к пониманию и использованию полученных знаний в процессе обучения для решения задач на экзамене. Маловероятно, но определенно повлияет данное нововведение на момент решения частей А и В экзаменов, где проверка является компьютеризированной. Если меры не будут предприняты, то со временем страна потеряет молодые таланты и дополнительные занятия у «репетиторов» не смогут исправить положение. Ведь они тоже будут готовить только к тесту, и мы уже наблюдаем такую тенденцию как «репетиторство» по подготовке к ЕГЭ. Тяжелее всего будет, когда педагоги перестанут развивать учеников интеллектуально, чтобы те в свою очередь могли развиваться дальше и использовать полученные знания.

Также следует рассмотреть отделы или организации, оказывающие помощь выпускникам школ, будучи впечатлительными и находящиеся в стрессовом состоянии. Отделы помощи обеспечат больше рабочих мест, можно расценивать как учебную или производственную практику для студентов, проходящих обучение в педагогической сфере, психологии.

Единый государственный экзамен по многим направлениям в свое время облегчил поступление гражданам. Самым сильным шагом остается предоставление возможности гражданам, проживающим вдалеке от городов, поступить в ведущие вузы страны.

Но следует шагать в ногу со временем и адаптироваться к текущим реалиям и возникающим проблемам. Тем самым, мы облегчим нагрузку на учеников, повысим уровень и качество образования, введем еще один критерий для поступления в вуз на бюджетные места, предоставим новые рабочие места и возможность практики обучающимся.

Литература:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ: по сост. на 11.06.2022 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
  2. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования: Приказ Минпросвещения России № 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018: по сост. на 16.03.2021 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
  3. Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата и программам специалитета: Приказ Минобрнауки России от 06.08.2021 № 722: по сост. на 02.11.2021 // [Электронный ресурс] — доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»
  4. Система обеспечения законодательной деятельности // Законопроект № 114984–8 — О внесении изменений в статью 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» — внесен в Государственную думу 27.04.2022 г.: [Электронный ресурс] — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/114984–8
  5. Старостина А. Н. ЕГЭ, как современная форма проверки знаний, достоинства и недостатки // Тенденция развития науки и образования. — 2021. — № 75–4. — с. 146–149 // [Электронный ресурс] — Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU»
  6. Галочкин В. Т. К вопросу о высшем образовании в РФ // Хроноэкономика. — 2021. № 1 (29). с. 5–8 // [Электронный ресурс] — Доступ из научной электронной библиотеки «eLIBRARY.RU»
Основные термины (генерируются автоматически): государственная итоговая аттестация, Российская Федерация, выпускник школ, гибкий подход, единый государственный экзамен, качество образования, одиннадцатилетнее обучение, решение задач, русский язык, сдача экзамена.


Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Теоретические аспекты определения места прокуратуры в системе разделения властей

Проблемы и перспективы введения элективного курса философии в общеобразовательные школы

Подходы к повышению качества педагогического образования

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по информатике

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Похожие статьи

Современные педагогические технологии как средство повышения качества образования в начальной школе

Теоретические предпосылки для разработки электронных учебных комплексов для средних школ

Обоснование эффективности введения андрагогического подхода в подготовке курсантов высших военно-учебных заведений

Эмпирические аспекты организации и контроля самостоятельной работы студентов с применением рейтинговой системы обучения

Теоретические аспекты определения места прокуратуры в системе разделения властей

Проблемы и перспективы введения элективного курса философии в общеобразовательные школы

Подходы к повышению качества педагогического образования

Инновационные методы проведения уроков биологии в условиях новой школы

Использование электронных образовательных интернет-ресурсов для обеспечения качественной подготовки к итоговой аттестации по информатике

Современные подходы инклюзивного обучения студентов в условиях профессионального образования

Задать вопрос