Организационное проектирование при размещении пожарных подразделений является необходимым существенным фактором при ликвидации существующих пожарных подразделений или при создании новых. Кроме того, недостаточное количество сил и средств при ликвидации пожаров могут нести в себе риски и для самих участников тушения. Оптимальное размещение вновь создаваемых пожарных подразделений или модернизация существующих, качественный анализ эффективности функционирования подразделений является неотъемлемым условием успешности выполнения своей задачи пожарной охраной.
Ключевые слова: пожарные подразделения, размещение , проектирование, прикрытие, тушение.
Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства [1]. Пожары наносят огромный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей, поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе. Нельзя недооценивать их разрушительную силу. Для ликвидации последствий пожаров в первую очередь необходимо совершенствовать и развивать пожарную охрану, как силу, способную свести к минимуму негативные последствия возникновения пожаров.
Анализ реагирования пожарных подразделений субъекта
Проведенный анализ за оцениваемый период свидетельствует о большой роли пожарной охраны в деятельности по предупреждению и тушению пожаров на территории субъекта.
В качестве статистических сведений рассмотрим обстановку с пожарами за полный календарный 2021 год и в сравнении с показателями 2020 года [2]. Так, 2021 году обстановка с пожарами в Чувашской Республике характеризовалась следующими основными показателями:
– зарегистрировано 1588 пожаров, в т. ч. 81 по устному заявлению граждан (в 2020 г. — 1657, в т. ч. 126 по устному заявлению граждан);
– на пожарах погибло 85 человек (в 2020 г. — 77);
– получили травмы различной степени тяжести 79 человек (в 2020–76);
– прямой материальный ущерб составил 112,9 млн. руб. (в 2020 г. — 130,390);
– спасено на пожарах — 155 человек (в 2020 г. — 106);
– спасено материальных ценностей на сумму свыше 1394 млн. руб. (в 2020 г. — свыше 662 млн. руб.).
При этом причины пожаров распределились следующим образом (рис.1):
Рис. 1. Причины пожара в Чувашской Республике в 2021 г.
Следует отметить, что за 2021 года наиболее часто (в 64,8 % случаев) в тушении пожаров принимал участие только личный состав территориальных подразделений ФПС ГПС. На втором месте по привлечению находятся пожары, потушенные совместно различными видами пожарной охраны (в 16,9 % случаев). Только работниками территориальных подразделений Чувашской республиканской противопожарной службы (14,6 % случаев) (далее — ЧРПС). С привлечением личного состава территориальных подразделений ФПС ГПС и работниками территориальных подразделений ЧРПС (3,7 %) (Рис.2).
Рис. 2. Прикрытие населенных пунктов в Чувашской Республике подразделениями пожарной охраны
В Чувашской Республике случаи руководства действиями по тушению пожаров должностными лицами подразделений муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны достаточно редки. В основном, это бывает на первоначальных этапах сосредоточения сил и средств на месте пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы [3].
Доля участия добровольцев в руководстве боевыми действиями за отчетный период составила 2,5 % (зарегистрировано 40 случаев).
За 2021 год на тушение пожаров привлекались 3680 единиц пожарной техники из них наиболее часто при тушении пожаров и загораний использовались автоцистерны. В 2021 году на тушение пожаров были привлечены в общей сложности 3112 автоцистерн. Далее по частоте использования на пожарах идет штабной автомобиль — 129 раз, автомобиль пожарно-спасательный 121 раз и пожарная автолестница — 276 раза.
В связи с введением в 2021 году в боевой расчет пожарно-спасательных подразделений Чувашской Республики аварийно-спасательного автомобиля и пожарных автолестниц с цистерной, количество их применения в сравнении с АППГ увеличилось. Так в 2021 году аварийно-спасательный автомобиль применялся 13 раз (АППГ-9), пожарных автолестниц с цистерной — 24 раза (АППГ-11).
Анализ показывает, что несмотря на довольно развитую распределенную сеть созданных пожарных подразделений, в республике до сих пор имеются населенные пункты, которые находятся за пределами нормативного времени прибытия. Это в первую очередь обусловлено их особенностями территориального расположения относительно существующих пожарных подразделений. Как правило, время прибытия до этих условно «не прикрытых» населенных пунктов не превышает 25–30 минут, однако задача обеспечения их нормативного прикрытия несмотря на их малолюдность (не более 20 человек) является не менее важной, чем прикрытие других населенных пунктов. Кроме того, удаленность населенных пунктов от мест постоянной дислокации подразделений также несут в себе более высокие риски для самих участников тушения [4].
Как правило, факторы оптимального размещения могут быть учтены еще на этапе проектирования модели функционирования подразделений пожарной охраны на определенной территории, при этом разрабатываемые математические модели также позволят учесть также разряд и количество техники, которое должно быть в подразделении с учетом возникновения 2 и более пожаров на обслуживаемой территории. Кроме того, с учетом постоянно развивающегося информационного обеспечения, а также возможностей обработки разнородных данных, например, при помощи нейронных сетей, возможности по выбору наиболее оптимального решения становятся все выше.
Заключение
Проведенная работа показывает, что глубина проработки вопроса организационного размещения и применения пожарных подразделений может и должна быть продолжена до тех пор, пока в практическом плане вся территория Российской Федерации не будет прикрыта профессиональными пожарными подразделениями, поскольку самым эффективным и практически единственным способом ликвидации развитых пожаров является применение пожарной охраны во всем ее многообразии.
Литература:
- Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021).
- Анализ деятельности пожарных подразделений Чувашской Республики за 2020 год.
- Приказ МЧС от 16 октября 2017 года № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» URL: https://docs.cntd.ru/document/542610435 (дата обращения: 15.03.2022).
- Денисов А. Н., Цокурова И. Г., Аникин С. Н. Модель и алгоритм управления рисками гибели пожарных при тушении пожаров на металлургических предприятиях. Computional nanotechnology, М — «Юр-Вак», № 3, т.8, с. 76–85.