В статье автор проводит краткий анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в России по защите экономических прав и свобод.
Ключевые слова: экономические права и свободы, защита прав и свобод, Уполномоченный по правам человека.
Институт Уполномоченного по правам человека достаточно молодой для России. Его возникновение связано с новым этапом развития государства, связанного с переходом тоталитарного политического режима к демократическому. Учреждение института омбудсмена в России базируется на положительном опыте зарубежных демократических государств, показавших результативность его деятельности.
Хотя Уполномоченный по правам человека не обладает государственно-властными полномочиями, его можно назвать связующим звеном между органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами, что проявляется в его полномочиях. Институт Уполномоченного по правам человека дополняет имеющиеся формы защиты прав человека, в том числе доносит основные проблемы в сфере реализации прав человека до государственных органов. Это позволяет вовремя реагировать на них и принимать соответствующие решения на государственном уровне. Так, в адрес Уполномоченного уже за 1 полугодие 2022 года поступило 23269 обращений [1].
Экономические права, предусмотренные Конституцией РФ [2], предполагают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг и в своей основе связаны с обладанием собственностью и другими имущественными благами. Особенностью экономических прав является их способность нередко выступать в качестве права-гарантии, обеспечивающего реализацию других прав и свобод.
За 2021 год в адрес Уполномоченного по правам человека поступило 1377 обращений о нарушении экономических прав. Это на 111 обращений больше, чем в 2020 году, но на 186 обращений меньше, чем в 2019 году. В целом в 2021 году был отмечен рост количества жалоб в сфере защиты экономических прав человека (+24 %) в связи с их увеличением по вопросам, связанным с заключением договоров (+5 %), нарушениями обязательств (в 2 раза), оформлением наследства (+51 %). Снижение произошло лишь по жалобам, касающимся осуществления предпринимательской деятельности (–70 %) [1].
Согласно п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В последние годы в российском обществе возросло понимание значения малого и среднего бизнеса как социальной основы рыночной экономики и фактора политической стабильности.
Защита прав и законных интересов предпринимателей Уполномоченным по правам человека предполагает изначально его работу по рассмотрению жалоб субъектов предпринимательской деятельности на решения или действия (бездействие) органов публичной власти и их должностных лиц, нарушающие их права и законные интересы. Уполномоченный рассматривает жалобы в порядке, установленном действующим законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных федеральным законом, регламентирующим его деятельность.
Что касается земельных прав, то в 2021 году увеличение количества обращений на нарушения права на землю было более чем в 2 раза, что произошло в основном за счет жалоб по вопросам разрешения частноправовых споров, возникающих в связи с предоставлением и изъятием земель, согласования границ земельных участков, внесения изменений в ЕГРН. Так же уменьшилось в 1,7 раза количество несогласий с привлечением к ответственности за нарушение земельного законодательства. Если же говорить о количестве коллективных обращений по поводу нарушения права собственности на землю, то в 2021 году их количество составило 80, что на 20 обращений больше, чем в 2020 году, но на 100 обращений меньше, чем в 2019 году. Число же коллективных обращений по поводу нарушений иных экономических прав в 2021 году составило 52, что на 9 больше, чем в 2020 году и боше на 6, чем в 2019 году [1].
Осуществляя работу по рассмотрению обращений граждан, Уполномоченный по правам человека сталкивается с пробелами и противоречиями законодательства. Данная деятельность позволяет определить первоочередные, текущие и перспективные направления совершенствования законодательства, дать конкретные предложения по его изменению.
Итогами рассмотрения обращений граждан, признанных обоснованными, стало не только фактическое восстановление нарушенных прав заявителей, но и привлечение к административной и дисциплинарной ответственности лиц, виновных в совершении правонарушений; внесение контрольно-надзорными органами требований об устранении нарушений действующего законодательства; отмена необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и др.
Литература:
- Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год // URL.: https://ombudsmanrf.org/storage/74a0484f-7d5a-4fe4–883d-a1b5ba1dd5f8/documents/14493f2b-4975–49d0–86dd-c9ac917436fe/0447a931–4bc9–4ce6-ae92-b32f8d741412.pdf (Дата обращения 01.06.2022 год);
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 25.12.1993; Российская газета. 4 июля 2020 г. № 144.